Кино

Обзор кинопремьер

5 902

В эти выходные на российские экраны вновь гордо выплывает «Титаник» - фильм-легенда, нынче – в 3D. Одновременно стартует и другая «ностальгическая» картина – очередная серия «Американского пирога». Достойную конкуренцию им составит российский «Шпион», предлагающий альтернативный взгляд на нашу историю. Своего зрителя, несомненно, найдут и сугубо «авторская» лента «Сердца бумеранг», и «Небо под сердцем» - киноверсия концерта группы «ДДТ».

 

«Титаник» в 3D (Titanic)

США, реж. Джеймс Кэмерон, в ролях: Леонардо ДиКаприо, Кейт Уинслет, Билли Зейн, Глория Стюарт, Кэти Бейтс.

Выиграв билет на пароход в карты, красавчик Джек оказывается на отплывающем в своей первый рейс гигантском «Титанике». На борту он знакомится с прекрасной Розой, страдающей от предстоящего – и навязанного ей – брака с нелюбимым человеком. Спустя восемьдесят с лишним лет она расскажет, что именно произошло в ночь на 15 апреля 1912 года, когда роскошный лайнер, столкнувшись с айсбергом, пошел на дно океана.

Конечно, хочется начать рассказывать о фильме так, будто его еще никто не видел. Но понимаешь, что шутка не затянется дальше первого предложения. Как это – не видеть «Титаник»?! Хотя я лично знаю несколько человек, которые на протяжении всех четырнадцати лет, прошедших с момента выхода ленты, принципиально отказывались смотреть ее. Мотивация: да что я там увижу? – нелепа и смешна. Вообще-то, здесь есть что увидеть.

Однако перевыпуск легендарного фильма в 3D затеян отнюдь не для них. Суть в том, что за эти годы выросло целое поколение, которое просто не имело возможности увидеть эту грандиозную ленту в кинотеатре. Так что дело тут не просто в технологически новом 3D - благодаря которому режиссер Джеймс Кэмерон доказывает, что формат пригоден не только для экшена, но и для мелодрамы. Важно другое: «Титаник» возвращается на большие экраны! «Никто не собирается отнимать у вас права смотреть фильмы на айподе, если вы этого правда хотите, - сказал Кэмерон во время недавнего визита в Москву, - но просмотр в кинозале – это же совершенно иной род удовольствия!..»

Впрочем, и в 1998-м «Титаник» рекламировали точно также: мол, это как раз тот самый фильм, ради которого имеет смысл топать в кино, не покупайте пиратскую продукцию. Время показало, что это не совсем так - картина прекрасно смотрится и по телевизору, где уже давно стала ежегодным телеукрашением на праздники вроде Восьмого марта… Но все-таки есть определенный смысл в словах Кэмерона (и вообще всех режиссеров, призывающих отказаться от торрентов и вернуться в кино). Вновь – или впервые – отдать три часа одному из лучших фильмов на свете, и вновь увидеть на экране размером с дом лица совсем молодых еще тогда Лео и Кейт, и вновь – или впервые – пережить эту трагическую, но в то же время прекрасную историю любви!.. Вполне возможно, что это будут лучшие ваши три часа на этой неделе.

 

«Шпион»

Россия, реж. Алексей Андрианов, в ролях: Данила Козловский, Федор Бондарчук, Виктория Толстоганова, Сергей Газаров, Анна Чиповская.

1941 год. Старший майор (это не ошибка, так и правда звучит звание героя в фильме - ред.) Октябрьский рекрутирует себе в помощники лейтенанта Дорина, боксера и вообще парня перспективного. Их задача – найти в Москве немецкого шпиона. Задача шпиона – уверить Сталина, что войны не будет.

Гитлер, говорящий по «скайпу». Построенный Дворец Советов с гигантской статуей Ленина на вершине. Дирижабли над ночной столицей. Двухъярусные троллейбусы. Успешно функционирующая система видеонаблюдения и прочие гаджеты, так продуманно встроенные в наши сороковые… Как выполнили свои сюжетные функции герои, так с большим успехом достигла своей цели и съемочная команда фильма. «Альтернативная» Москва, выстроенная по генеральному плану 1935-го года (в реальности так и не осуществленному), Москва, которой никогда не было, смотрится здесь так, что поражаешься: как же не было, когда вот она, тут. Придумка с полунастоящим-полувыдуманным городом пригодилась и работает по двум главным причинам. Во-первых, автоматически снимаются все вопросы, касающиеся «исторической достоверности»: какой теперь смысл придираться, допустим, к «неправильному» костюму? А во-вторых, как еще можно более-менее верно переложить для экрана «Шпионский роман» Бориса Акунина, корень которого упирается в область исторических гипотез и догадок?.. Возможно, как раз именно так – когда даже предметный мир картины будет упирать на то, что всё это – игра, но вместе с тем – это всё могло бы быть и правдой.

Разумеется, помимо такого рода «приколов» в «Шпионе» есть и множество более существенных плюсов. Ловкая режиссура (несмотря на то, что у руля дебютант) заставляет не обращать внимания на отсутствие энергичного действия. Герои долго ждут врага, потом бегут за ним, потом снова ждут – но даже ожидание поставлено настолько лихо, что только на титрах задумываешься: а в чем, собственно, был подвиг героев?.. С актерскими подвигами яснее: Бондарчук сумел смастерить внушительный образ даже несмотря на придуманные ему мерзкие усики, а Козловский сумел переиграть Бондарчука - и очевидно, что оба могут с чистой совестью приплюсовать новый фильм к своим несомненным творческим победам. В целом это крепкая и стильная картина, которую смело можно рекомендовать как поклонникам жанрового российского кино, так и тем, кто к отечественному кинематографу относится с некоторой долей подозрения. В «Шпионе» всё совпало удачно – это фильм, за который перед всем миром не стыдно.

 

«Небо под сердцем»

Россия, реж. Виктория Каськова, участвуют: Юрий Шевчук и группа «ДДТ».

«Небо под сердцем» - фильм-концерт, и, в сущности, на этом рецензию можно закончить. Что тут еще написать, что добавить?.. Но пара слов все-таки найдется. Ведь подобного рода ленты в нашем кинопрокате не то чтобы даже большая редкость – их вообще здесь нет. Это на Западе в порядке вещей, когда Мартин Скорсезе вместе с лучшими операторами Голливуда снимает выступление «Роллинг Стоунз» - и потом все вместе они приезжают на Берлинский кинофестиваль. А у нас, пожалуй, только концерт Земфиры, запечатленный Ренатой Литвиновой, и вспомнишь. Остальное – бесконечный попсовый шлак, который каждые выходные крутят по центральным телеканалам.

Поэтому фильм, снятый на основе программы «ДДТ» «Иначе», с его крупными планами, с его находками, с его драйвом - это как глоток свежего воздуха. И единственный минус показа такого киноконцерта на большом экране – в кинотеатре нельзя (нежелательно) вскакивать с мест, прыгать и размахивать руками. А хочется. Потому как усидеть на кресле под таким размашистым напором голосистого Шевчука – можно, конечно, но крайне затруднительно. Спасают разве что – тем, что дают перевести дух - документальные вставки, фрагменты записи альбома, репетиций, размышлений над сопровождающим шоу видеорядом. Все-таки Шевчук – умный человек, и его приятно послушать в любой обстановке, даже вне сцены. Глупостей он точно не скажет, а вот умную мысль от него наверняка можно будет услышать.

Помимо точности, с которой создатели фильма фиксируют атмосферу концерта, к положительным моментам картины следует отнести и то, что она заставляет совершенно по-новому ощутить саму музыку, сам альбом «Иначе», выпущенный «ДДТ» прошлой осенью. И по выходу из кинотеатра обязательно захочется его еще раз переслушать. И заново полюбить хотя бы эти вот строчки: «Ни жизни, ни смерти, ни лжи не сдаешься, Как небо под сердцем в тоске моей бьешься». Это Шевчук о свободе. Выразительно сказано.

 

«Сердца бумеранг»

Россия, реж. Николай Хомерики, в ролях: Александр Яценко, Клавдия Коршунова, Рената Литвинова, Никита Емшанов, Михаил Евланов.

23-летний помощник машиниста проходит плановое обследование у кардиолога, который выносит неутешительный диагноз: «Ты абсолютно здоровый человек… Просто можешь в любой момент умереть». Метро и город между тем продолжают жить своей жизнью.

Помимо описанного, больше ничего принципиально содержательного в картине не происходит. Молодой герой ходит на работу, гуляет с девушкой, наносит визит «целительнице» (крохотное, но уморительное появление Ренаты Литвиновой), впервые встречается с отцом… Преимущественно молчит. Что он может сказать? Какой завет после себя оставить?.. Какие проблемы бытия разгадать? Он и не жил-то еще вовсе…

Молчалив и сам фильм.  Как нечего выразить герою, так нечем дополнить эту пустоту и авторам произведения. Не вдаваясь ни в коей мере ни в психологизм, ни в бытовые подробности, Хомерики не рисует полновесный портрет, а ограничивается воздушной акварелькой, предполагая нам домысливать и самим искать необходимые ответы на самими же поставленные перед этим вопросы. С зрительской точки зрения – это не очень удобно, так как чаще всего народ привык получать в кино всё готовенькое. Но с позиций сугубо авторского кинематографа такой подход интересен и имеет, разумеется, право на существование. А Николай Хомерики – именно что Автор, в багаже которого – и показы на Каннском кинофестивале, и победа на фестивале «Окно в Европу» в Выборге…

При этом его новая картина – картина очевидных, но довольно странных достоинств. Показанная в прошлом году в конкурсе ММКФ, она вызвала скорее раздражение, нежели симпатии. Принципиальный аскетизм режиссерского решения – минимум действия, минимум слов, максимум «что-то значащих, но не очень ясно, что конкретно» планов – многие сочли малоудачной попыткой «самовыразиться», нежели серьезным проникновением во внутренний мир человека. Хомерики действительно не ныряет в жизнь глубоко, предпочитая плавать на поверхности. Он не ставит перед собой цели увлечь зрителя своим повествованием, он скорее медитирует на заданную тему. И это, конечно, тоже подход – но лишь немногие преданные поклонники сумеют оценить его.

Но вместе с тем лента, как это ни странно, запоминается. Скоро уж год с момента ее первого публичного показа – а в памяти до сих пор что-то такое осталось. Что все-таки не позволяет назвать «Сердца бумеранг» посредственным фильмом – посредственные забываются гораздо быстрее. И если подумать, то это, пожалуй, даже интересное кино – потому как над неинтересными фильмами  думать-то вовсе не хочется.

 

«Американский пирог: Все в сборе» (American Reunion)

США, реж. Джон Харвитц, Хейден Шлоссберг, в ролях: Джейсон Биггз, Шон Уильям Скотт, Мена Сувари, Тара Рид, Юджин Леви.

Не совсем понятно, для кого этот фильм: для нынешних старшеклассников – или для тех, у кого выпускной совпал с его первой серией? Просто в силу объективных обстоятельств попадая во вторую категорию, трудно понять и объяснить, в чем же магия этой франшизы. В далеком 1999-м это было куда яснее: дурацкая подростковая комедия на тему, которая всем в этом возрасте понятна и интересна. Продолжение было, кажется, не таким смешным, но тоже вроде бы в меру неприличным. Третью серию, есть такое подозрение, многие уже пропустили. Потом было еще четыре ленты, о которых вряд ли вообще знает широкая публика – там на теме потери девственности паразитировали второстепенные герои. И вот спустя годы появляется новый фильм…

Но почему так защемило вдруг в сердце? Ностальгия? Скорбь по утраченному? Воспоминания о былом?.. Но ладно нам – мы еще, быть может, и найдем время, чтобы поржать над давними знакомыми, которые в большинстве своем остались такими же тупыми. Но какую мораль, какой месседж извлекут из этого «возвращения» те, кто в далеком 99-м не интересовался «Пирогом», так как в детском саду интересуются совершенно другими вещами?.. Вот это – загадка. Вполне возможно, что для этого фильма им тоже придется повзрослеть на десятилетие. Только ведь к двадцатым годам наверняка снимут еще парочку картин – пока в конечном итоге не дойдет до того, что герои отправят в колледж собственных внуков…

Так что же в итоге этот «Американский пирог»? История лишь для одного поколения, совпавшего с ним во времени? Или же, напротив - абсолютно универсальный материал, интересный в любой момент и любому зрителю?.. Пожалуй, это тема для очень серьезной, обстоятельной киноведческой диссертации.