Кино

Обзор кинопремьер

19 568

Не самая удачная неделя. Как правило, на выходные в прокате просто не протолкнуться – фильмов по десять, бывает, выходит, а нынче – странное затишье. Неужто все испугались, что «Морской бой» их потопит? Зря – ему бы самому не затонуть. Но составить конкуренцию голливудскому блокбастеру отважились только россияне – фильм «Свидание», французы – «Право на «лево» и чехи – «Алоис Небель и его призраки». Да и то конкуренция вышла не ахти.

«Морской бой (Battleship)

США, реж. Питер Берг, в ролях: Тейлор Китч, Бруклин Декер, Рианна, Лиам Нисон, Александр Скарсгард.

Злобные твари с далекой планеты нападают на землян во время морских учений. В силу обстоятельств командование вынужден взять на себя нерадивый офицер, имеющий серьезные проблемы с дисциплиной и начальством; к тому же он влюблен в дочку адмирала.

Режиссер Питер Берг – это тот, что снял «Хэнкока». Тейлор Китч только что прославился как Джон Картер. Бруклин Декер – сногсшибательная красотка из фильма «Притворись моей женой». Рианна – поет про зонтик. Нисона вы и так наверняка знаете. Из всего этого списка заслуживает внимания только Бруклин Декер. Остальные хоть и выполняют отведенные им функции в меру своих творческих сил, но явно проигрывают под снайперскими ударами неземной техники. Ранен, ранен, подбит – вот самое краткое резюме после просмотра этого фильма.

Развернутая рецензия будет не намного длиннее. Впечатляющие спецэффекты, оглушающий звук и прекрасные сиськи уже упомянутой Бруклин – это единственное, что позволяет картине хоть какое-то время продержаться на плаву. Но даже эти компоненты, при всей своей прелести, не могут долго прикрывать тот печальнейший факт, что здесь начисто отсутствует история. Да и правда - какой может быть сюжет в игре «Морской бой», ставшей основой очередного «летнего» боевика? Это изначально был очень рискованный ход – запускаться с подобного рода затеей, но Голливуд тем и весел – чем проще замысел, тем больше шансов на его воплощение. Всего-то делов – сделать так, чтобы всё взрывалось, пенилось, катилось к чертям!.. Авось, благодарный зритель ничего и не спросит. И, тем не менее, смотреть фильм без истории на протяжении двух часов, получая при этом искреннее удовольствие, - это все-таки надо иметь либо очень крепкие нервы, либо прискорбно разжиженные мозги. И тот факт, что лирический герой цитирует там Гомера, приводит меня, вслед за персонажем Лайема Нисона, в еще большую ярость.

«Право на «лево» (Les infidels)

Франция, реж. Мишель Хазанавичус, Фред Кавайе, Эмманюэль Берко, Эрик Лартиго, Александр Куртес, в ролях: Жан Дюжарден, Жиль Лелуш, Гийом Кане, Сандрин Киберлэн, Изабель Нанти.

Очередная французская комедия легко могла бы пройти по рангу «очередных французских комедий», если бы не одно «но». Вернее, целых два. Во-первых, в главной роли здесь - Жан Дюжарден, только-только получивший «Оскара» за «Артиста» и выступивший на этом проекте также в качестве сценариста и продюсера. «Нам удалось раскрыть тему под разными углами», - обещает он, и, помня его честные глаза, хочется ему и поверить, и проверить. А во-вторых, новеллу «Чистая совесть» в этом киноальманахе снял Мишель Хазанавичус, также отмеченный за «Артиста» премиями Американской и всех прочих самых важных киноакадемий на свете. Еще год назад они были просто неплохим дуэтом актер-режиссер, в чьем списке совместных заслуг числилась пародийная дилогия про «Агента 117». Сейчас же это гордость и слава, надежда всего мирового кино: чем еще они смогут нас порадовать, что нового еще вместе снимут?!. И хотя здесь у Хазанавичуса всего 22 минуты, – одна пятая картины, - да к тому же им явно не дотянуть до вселенского успеха того черно-белого немого фильма, тем не менее эти 22 минуты привлекают к себе естественное киноманское внимание.

Впрочем, как все знают, даже если бы здесь и не было Хазанавичуса, репутация французской комедии настолько сильна, что любой очередной всплеск в этом жанре заслуживает определенного внимания. Если не больше – ведь французы, как известно, умеют шутить, а шутить на фривольные тему они умеют гораздо лучше прочих. Это у них просто в крови.

«Свидание»

Россия, реж. Юсуп Бахшиев, в ролях: Екатерина Климова, Владимир Кристовский, Алена Бабенко, Григорий Сиятвинда, Андрей Кайков.

Лирический герой фронтмена группы «Uma2rmaH» рассказывает детям сказочную историю из серии «Как я встретил вашу маму». Выясняется, что при первой встрече будущая мама перебрала шампанского и слегка побуянила, но все равно сумела привлечь и очаровать кавалера, который по части шалостей тоже в долгу не остался.

Юсуп Бахшиев – это Кент из трилогии про «Антикиллера» и Доктор из «Параграфа 78». Все эти фильмы он спродюсировал и кое-где даже поучаствовал в написании сценария. И логичен вопрос: почему же после такой лютой кровищи для своего режиссерского дебюта он выбирает простецкий ромком? Ответ, по признанию самого автора, банален: год назад у него родилась дочка – и теперь вместо резни ему хочется нежного и розового. Однако фильм – тяжеловесное свидетельство того, что факт отцовства еще не дает права занимать режиссерское место. Детей делать могут, в теории, все – но вот фильмы снимать дано далеко не каждому. Хорошие фильмы, во всяком случае. В которых не только что-то двигается и что-то говорят актеры, а оператор с монтажером не только показывают свое мастерство, пытаясь скрыть очевидный всем факт постановочного несовершенства. Но в которых было бы что-то еще – нерв, душа, логика, наконец. Однако при всем уважении к создателям «Свидания», следует признать, что это совершенно безнадежная картина. В какой-то мере она даже уникальна в своей безнадежности.

Здесь ровным счетом не за что зацепиться. Кристовский – никакой актер. Про Климову запоминаешь только, какие у нее превосходные ноги (зная это, она без устали их весь фильм демонстрирует). Бабенко и Сиятвинда дежурно отрабатывают бессмысленные второплановые комические роли. Сергей Бадюк в роли жениха из Якутии – это вообще жесть. Оригинален в некоторой степени сам режиссер, фигурирующий здесь в пародийной роли как бы самого себя. Но шутки про «Антиубийцу» и фамилия Куценко у героя Сиятвинды – это, пожалуй, единственные смешные моменты на всю эту нескончаемо длинную «комедию». Был бы еще один – пьяный Кристовский исполняет кавер на песню «Посмотри в глаза» Натальи Ветлицкой, - но увы: эпизод невнятен и бездарно «профукан». Есть в фильме какие-то попытки создать атмосферу – чувствуется работа со вторым планом, имеются неплохие если не эпизоды, то эпизодики, - но пазл разваливается, несмотря на все старания. И попытки превращаются в пытку.

«Алоис Небель и его призраки» (Alois Nebel)

Чехия-Германия, реж. Томаш Луняк.

Жизнь железнодорожника, в детстве ставшего свидетелем убийства. Одинокий и печальный, он любит читать вслух расписание поездов – это его успокаивает. Но не настолько, чтобы уберечь от ряда служебных неприятностей. За кадром между тем Чехословакия избирает своего нового президента, впервые за долгие годы не назначенного Советами - Вацлава Гавела.

Тот самый случай, когда на «мультик» вести детей категорически не следует. А) они на сеансе просто заснут. Б) это и для взрослых не самая простая история. В) это не совсем даже «мультик», а выполненная в сложной технике ротоскопирования (когда актеры играют, а их потом обрисовывают) экранизация знаменитого в Чехии графического романа. Только комикс этот не про супергероев, а про обычного мужика, которого мучают страшные воспоминания. Хотя, стоит отметить, очень красивый – черно-белый, стильный, и пусть и не шибко увлекательный, зато понимаешь: так надо, так придумано.

Помимо чисто визуальной красоты, которую не должны пропустить те, кто занимается рисованием от души и серьезно, у картины есть еще один весьма существенный плюс. Давно ли вы видели чешскую картину в российском прокате? Разве что в какой-нибудь прошлой жизни. А между тем там тоже существует кино, и тот факт, что у нас его не показывают, совсем не означает того, что оно плохое. В мире, полностью ориентированном сейчас на американский продукт, стоит все-таки давать себе временами небольшую отдушину – и хотя бы в целях расширения собственных горизонтов узнавать, чем живет кинематограф в других странах. Обычно этому способствуют фестивали (в Москве как раз проходит в эти дни Czech IN, в рамках которого покажут пять чешских фильмов), но согласитесь: когда что-то не голливудское показывают еще и на обычных сеансах – это как минимум необычно, а следовательно – даже интересно.