Кино

Обзор кинопремьер

13 615

Накануне Дня Победы прокат сотрясет невиданная прежде битва: патриотические отечественные картины «Матч» и «Белый тигр» будут мужественно противостоять нашествию голливудских «Мстителей». Тех же, кому в эти майские деньки хочется побольше любви, ждет «Кафе де Флор» и фильм с завлекающим названием «Дети сексу не помеха».

 

«Матч» 

Россия-Украина, реж. Андрей Малюков, в ролях: Сергей Безруков, Елизавета Боярская, Екатерина Климова, Станислав Боклан, Александр Кобзарь.

В первый же день войны все футболисты киевского «Динамо» записываются добровольцами на фронт. Двое из них в скором времени попадают в плен, но потом выходят на свободу: лояльный к фашистам бургомистр соглашается провести чемпионат, призванный показать, что пусть где-то и идут затяжные бои, но в Киеве всё спокойно. Новая команда воспринимает матчи с полицаями и немцами как нечто большее, чем просто спортивное соревнование.

Режиссер Андрей Малюков – крепкий профессионал, много работавший в жанре экшен. Ленте «В зоне особого внимания» уже 35 лет – а ее по-прежнему каждый год показывают по телевидению на День ВДВ. В последнее десятилетие режиссер отметился в основном сериалами – «Спецназ», «Диверсант», «Побег», но и «Мы из будущего» в его постановке были по нынешним временам весьма удачны. Однако в случае с фильмом «Матч» Малюкову впервые удалось снять не просто крепкую и наполненную действием драму, а картину, которая имеет все шансы задержаться в народной памяти надолго. Не возьмусь предсказывать ее кассовые сборы, но будущий телевизионный успех «Матча» очевиден. Более того – я совершенно не удивлюсь, если по итогам года эта лента войдет в профессиональные списки лучших: не факт, что она возьмет в итоге «Нику» или «Золотого орла», но претендовать на них вполне может.

Это очень хорошая работа, причем не только режиссерская – а всей съемочной команды. Скажу даже страшное: Сергей Безруков, похоже, сыграл здесь свою лучшую роль. Как ни хочется его по привычке поругать - не получается: придраться практически не к чему. Просто сомнительный выбор его предыдущих персонажей как-то затмил тот факт, что актер-то на самом деле он очень хороший - и «Матч» это, несомненно, доказывает.   

К сожалению, очень серьезная в целом картина все-таки не лишена спорных моментов, где от падения в пошлость ее отделяет порою всего лишь шажок. К таковым, например, принадлежит откровенно лишний в патриотической ленте эпизод «стриптиза» под знаменитые «Ах, эти черные глаза меня пленили» и рифмующаяся с ним сцена, в которой свидетельница массового расстрела, прибежав домой, первым делом скидывает с себя всё лишнее, а потом в порыве отчаяния «режет» себе шею помадой. Видимо, создатели фильма решили, что просто войны и футбола будущим зрителям мужского пола явно покажется маловато – и добавили для полного комплекта женского тела. Что, конечно, прискорбно, ибо оба куска не получились. Но учитывая, что в прочих российских «хитах» зачастую не получается вообще ничего, на подобные огрехи можно, пожалуй, закрыть глаза. Благо в остальном «Матч» - фильм очень достойный.

 

«Белый тигр» 

Россия, реж. Карен Шахназаров, в ролях: Алексей Вертков, Виталий Кищенко, Валерий Гришко, Герасим Архипов, Виталий Дорджиев.

Сгоревший танкист с 90-процентным ожогом тела невероятным образом выживает. Он ничего не помнит про себя, зато теперь душою понимает технику и верит в танкового бога. И знает: только ему под силу найти и обезвредить фашистский танк-призрак, который то и дело появляется на полях сражений, наносит нашим войскам страшный урон, а затем самым загадочным образом исчезает.

Что можно сказать о фильме «Белый тигр», еще не посмотрев его? В первую очередь то, что в следующем январе Шахназаров в очередной раз получит за него режиссерского «Золотого орла» - ему всегда его дают за каждую новую работу, на том лишь основании, что он хозяин «Мосфильма». Что можно сказать, посмотрев картину? Что если это и впрямь снова случится, то награда вновь не будет иметь под собой художественных обоснований. Увы и ах, но надо признать: некогда прекрасный художник, в 80-е поставивший как минимум два отличных и еще несколько очень даже неплохих фильмов, свою последнюю приличную картину снял еще в прошлом веке. Ко всем же остальным возникают серьезные вопросы – что, признаться, чрезвычайно обидно, учитывая, что через два месяца ему исполняется всего лишь 60 лет. «Всего лишь» - потому как настолько серьезный творческий кризис настигает хороших режиссеров, как правило, в более почтенном возрасте.

Пример «Белого тигра» в этом смысле особенно показателен. У Шахназарова была великолепная возможность снять по-настоящему впечатляющий приключенческий фильм. Ведь если провести банальную киношную аналогию – это те же «Челюсти», только танк вместо акулы. Но режиссер смотрит глубже – для него это свой вариант «Моби Дика», а «Моби Дик», как известно, это хоть и приключение по форме, но философский трактат по существу. Вот и Шахназаров вместо того, чтобы целиком сосредоточиться на ревущих и рычащих, стреляющих и сжигающих всё железяках, нет-нет да и бросается в побочные рассуждения о природе войны и об ее ужасающей сути. Забывая, что когда мораль произносится прямо в лоб, весь эффект от нее моментально выветривается.

См. также:

Репортаж с пресс-конференции Карена Шахназарова

 

«Мстители» (The Avengers)

США, реж. Джосс Уидон, в ролях: Роберт Дауни-мл., Скарлетт Йоханссон, Джереми Реннер, Том Хиддлстон, Марк Руффало, Крис Эванс, Крис Хемсворт.

Не приняв во внимание достаточно прозрачные намеки о недостойности своего поведения (см. фильм «Тор»), Локи вновь строит коварные планы. Противостоять негодяю призваны благородный герой из сороковых Капитан Америка (см. «Первый мститель»), ученый Брюс Бэннэр, умеющий превращаться в зеленого монстра (см. «Халк»), а также мужик с молотом Тор (см. выше) и циничный эксцентрик Железный человек (из одноименной дилогии) с примкнувшими к ним Соколиным глазом и Черной вдовой (о которых отдельных историй пока почему-то не снято).

Рискуя навлечь на себя немилосердный гнев многочисленных фанатов, все-таки замечу, что это изначально была не самая очевидная и не самая впечатляющая идея – свести на одном поле боя столь разных героев. Железный человек – да, он реально крутой, у Халка тоже полно преимуществ, но Тор и Капитан Америка – это ведь даже не детский сад, это ясельная группа. Первая пара – изобретатель и ученый, страшно талантливые и в то же время насквозь земные; вторая – дурацкий бог с какой-то планеты и самопальный герой, пролежавший семь десятков лет в ледяном анабиозе. Пропасть между ними настолько очевидна, что преодолеть ее, не рискуя элементарной логикой, решительно невозможно. Но соблазн сорвать гигантский куш был, видать, настолько велик, что любые здравые опасения не устояли перед математическими расчетами. Из которых выходило, что суммарное число зрителей предыдущих лент таково, что прокат сотрясется, когда на экраны выйдет фильм, объединяющий почти всех главных героев комиксов Marvel. Расчет очевиден – как очевидно и то, что от брака по расчету получаешь почему-то меньше удовольствия, нежели от брака по любви.

Итоговый результат, как ни странно, стопроцентно точно описывает мимолетный диалог из фильма: «И я хочу это видеть» - «А я лучше из газет узнаю». Вот уж и правда: представлять себе, какие «Мстители» великолепные, потрясающие и мощные, лучше дистанционно. Вблизи велика вероятность невероятного, душераздирающего, просто убийственного разочарования.

См. также:

Репортаж о визите звезд "Мстителей" в Москву

Репортаж с премьерного показа картины

 

«Дети сексу не помеха» (Friends with Kids)

США, реж. Дженнифер Уэстфелд, в ролях: Дженнифер Уэстфелд, Адам Скотт, Меган Фокс, Кристен Уиг, Джон Хэмм.

Старые приятели – он и она – решают завести общего ребенка, но так, чтобы обойтись без личных обязательств. Никакого брака, никакого совместного жилья, никаких ошибок, на которых спотыкаются все прочие пары! Идея хороша – но столь же утопична.

Русскоязычное название, как это часто бывает, приятно на слух, но мало соответствует содержанию картины. Речь здесь идет не то чтобы о возможности секса после родов. На самом деле вопрос ставится гораздо острее: есть ли вообще жизнь после этого?!. Остается ли человек, ставший родителем, полноценным членом общества – или же крест, поставленный на нем в момент появления собственного чада, невозможно смыть, несмотря ни на какие усилия?

Что и говорить: оценить эти философские изыскания как комедию смогут лишь те, кто сам уже прошел через это горнило и способен оглянуться на былое с улыбкой. Для остальных это может стать серьезным предупреждением: а стоит ли? Поэтому школьникам и вообще молодежи, если по-честному, эту ленту лучше пропустить, дабы заранее себя не расстраивать. Взрослым же – добро пожаловать. Почему бы и не посмеяться над другими – раз сам подобное уже пережил? Если, конечно, пережил – и находишь, что всё и вправду было довольно забавно.

Фильм, понятное дело, не открывает новых горизонтов и уж тем более не дает никаких «проверенных» рецептов. Хотя если кто всерьез, на диссертационном уровне, занимается вопросами человеческих отношений, тем имеет смысл взять его на заметку. Здесь есть симпатичные моменты и даже целые куски – но в целом это, конечно, удовольствие на один раз, да и то при условии, что пиво холодное, а фисташки в меру соленые.

 

«Кафе де Флор» (Café de Flore)

Канада-Франция, реж. Жан-Марк Валле, в ролях: Ванесса Паради, Кевин Парент, Хелен Флоран, Эвелин Брошу, Мишель Дюмон.

Успешный ди-джей двадцать лет любил одну женщину – но вдруг встретил другую и решил, что именно эта, новая, и есть его «вторая половинка». Параллельно разворачивается история 40-летней давности: молодая мать в одиночку заботится о своем сынишке с синдромом Дауна. В конце рассказы пересекутся, причем самым парадоксальным образом.

Это поразительная картина. Очень тонкая, чуткая, потрясающе продуманная. С невероятным множеством нюансов и деталей. С щемящим чувством потерянного и обретенного. Это фильм о любви, о жизни, о самом важном. И пусть вас не смущает заявленная в сюжете линия с больным мальчиком. Мальчик почти не кажется больным, сама история - совершенно не про то, что «мы выживем, мы преодолеем», а мать и вовсе играет Ванесса Паради, одно появление которой в кадре чарующим образом сглаживает все острые моменты. Рассказ про них – это довольно неожиданная, немного философская и в какой-то мере даже ошеломляющая рифма к центральному повествованию. Но главный герой здесь – это все-таки мужчина, у которого уже была любовь всей его жизни, но жизнь неожиданно подарила ему любовь еще большую. Бывает ли так? Почему бы и нет – кому-то везет. Только везение ли это, или дар свыше, или напротив – несчастье, намек на то, что за все придется когда-нибудь платить?

Автор фильма (следует запомнить его имя) с легкостью жонглирует кинематографическими средствами и не отвечает на накопившиеся вопросы вплоть до самого финала, заставляя нас и гадать, и надеяться, и переживать. Бывало ли у вас так, чтобы вас зацепила красивая мелодия – и остановились, и оглянулись вокруг, и посмотрели на мир будто бы новыми глазами? Приводит ли вас в гипнотический восторг альбом «Dark Side of the Moon» Pink Floyd, вслушиваясь в который, вы понимаете: вот, вот оно, настоящее? Если у вас ощущение, что вы уже проживали всё это когда-то, пусть не в этой, так в какой-нибудь прошлой жизни?..

Слишком личные вопросы? «Кафе де Флор» их не стесняется. И в этом его прелесть и сила. Если вы «попали» в него – оно вас не отпустит. Главное тут – постараться не пропустить картину, ведь она – лучшее, что идет на этой неделе в прокате.