Да! «Люди в черном» в третий раз добрались, наконец, до экрана, оправдав все возложенные на них ожидания. Вместе с ними в прокате стартуют прекрасный фильм «Встречный ветер» с каннским лауреатом Бенуа Мажимелем, «Красавица из трущоб» с индийской девушкой Фридой Пинто, ужастик про Чернобыль «Запретная зона» и важное для страны документальное свидетельство «Гражданин поэт. Прогон года».
«Люди в черном - 3» (Men in Black III)
США, реж. Барри Зонненфельд, в ролях: Уилл Смит, Джош Бролин, Томми Ли Джонс, Джемейн Клемент, Майкл Стулбарг.
На свободу вырывается некто Борис Животное. Среди его первостепенных задач – вернуться в июль 1969 года, в день, когда с мыса Канаверал на луну отправляется корабль «Аполлон-11». Там у него запланирована встреча с молодым агентом - убив его, зловещий пришелец меняет ход времени и угрожает Земле массированным инопланетным вторжением. На его беду, агент Джей почему-то запомнил то, что был в его жизни такой угрюмый старичок-напарник – которого все вокруг почему-то считают погибшим сорок лет назад. Делать нечего - чтобы спасти мир и друга, Джей тоже совершает прыжок во времени.
Новый виток популярной франшизы, начало которой было положено аж в 1997 году. Перерыв между второй и третьей сериями составил ровно десять лет – потому вполне объяснимо беспокойство создателей: а не забыли ли фанаты старых знакомых? Их волнения излишни: в данном случае долгая разлука способствует лишь более теплым объятиям, к тому же пауза пошла проекту только на пользу. Новый фильм – гораздо более «взрослый» по сравнению с предыдущими. Он такой же веселый и энергичный, но на сей раз шутки дополнены и серьезными, порой даже философскими нотками. Скажем так – сплошное дуракаваляние сменилось взвешенным подходом к вопросам бытия. То, что иноземные твари вокруг нас – давно уже не новость, но сюжетный поворот с машиной времени волей-неволей поднимает вопросы, насколько мы сами, каждый наш шаг и поступок, ответственны перед будущим. Подобную смысловую нагрузку принимает на себя добрый пришелец, живущий одновременно в нескольких параллельных реальностях, что позволяет ему видеть самые разные вариации того, как будут разворачиваться дальнейшие события. Ранее со столь глубоким и интересным персонажем Люди в черном еще не сталкивались – и его появление довольно неожиданно превращает фильм в нечто большее, чем просто фантастическую комедию.
Но и привычные по прошлым сериям гэги тоже никуда не исчезли. Вот Эмма Томпсон (новый начальник агентов) произносит целую речь по-инопланетянски. Или вдруг оказывается, что Энди Уорхол – агент W, а его «Фабрика» - не что иное, как клуб для неместных (хотя можно было и так догадаться). Да чего стоит один только образ Бориса Животного! Однако все же главная «фишка» картины – это Джош Бролин в роли молодого Томми Ли Джонса; как говорится – это надо видеть.
«Встречный ветер» (Des vents contraires)
Франция-Бельгия, реж. Жалиль Леспере, в ролях: Бенуа Мажимель, Изабелль Карре, Антуан Дюлери, Рамзи Бедиа, Одри Тоту.
Сказав однажды утром «Я так больше не могу», вечером жена не возвращается домой. Спустя год ее так и не нашли – ушла, пропала, растворилась. Сбежала? Умерла? Непонятно. И надо бы как-то жить дальше, но у оставленного мужа никак пока не получается. Попыткой наконец-то прийти в себя становится переезд из Парижа в родные края, ближе к морю.
«Черные дыры только внутри нас», - говорится в фильме, и это не просто фраза, а лейтмотив всей истории. Мы сами «закапываем» себя в мыслях, бедах, проблемах – но и раскапывать себя нам тоже приходится самим. Конечно, поддержка друзей и родственников может оказаться неоценима – но важно еще суметь ее разглядеть и принять, а людям гордым и недоверчивым сделать это порою бывает довольно-таки трудно. Примириться с собой и найти выход из жизненного тупика – вот что предстоит главному герою этой очень тонкой и нежной картины.
В дни, когда весь прокат держится на блокбастерах, равномерно сменяющих друг друга, как-то начинаешь забывать, что существует и другое кино – адресованное тем, кто по старинке предпочитает не пальбу и взрывы, а мысли и чувства, энергию не бега, а энергию души. «Встречный ветер» - это замечательный образец фильма, авторы которого не считают зрителей дураками, а допускают, что с ними можно разговаривать серьезно, не о пустяках, а о самом важном. Потому-то эту картину очень легко пропустить – не услышать о ней, не узнать. Как правило, о таких лентах не говорят на каждом углу – и это как раз самое печальное. Публика перестала говорить о вещах, которые волнуют по-настоящему, и перестала воспринимать произведения, созданные не на потребу дня, а по каким-то иным, вневременным причинам. Это неправильно, и эту ситуацию следовало бы исправлять – только вот как?.. Подобные сожаления, конечно, не имеют никакого прямого отношения к данному фильму, но с другой стороны – что рассказывать о том, какой замечательный актер Бенуа Мажимель, если оценить его игру смогут лишь немногие? Хотя если этих «немногих» вдруг каким-то чудом оказалось бы много – вот это был бы настоящий для нашего проката подарок. Это бы дало надежду, что еще не всё потеряно – и есть еще зрители, которые хотят от кинематографа большего, нежели просто бессмысленного развлечения.
«Красавица из трущоб» (Trishna)
Великобритания, реж. Майкл Уинтерботтом, в ролях: Фрида Пинто, Риз Ахмед, Анураг Кашьяп, Рошан Сет.
Богатей соблазняет простую девушку. Что это – любовь или случайное увлечение? Впрочем, красавице все равно некуда деваться – разве что вернуться в свою родную деревню.
Сюжет классического романа Томаса Харди «Тэсс из рода д'Эрбервиллей» хорошо известен и тем, кто никогда не держал эту книгу в руках: знаменитый и обласканный премиями фильм Романа Полански «Тэсс» с Настасьей Кински заслуженно считается его эталонной экранизацией. Британец Майкл Уинтерботтом, широко, как говорится, известный в узких кругах, не стал вступать с Полански в соревнование – и перенес викторианский сюжет на современные индийские просторы. Доказав тем самым, что история актуальна и поныне, а перемена мест только подчеркивает неизменность человеческой натуры. Музыка, песни и танцы, традиционные для местного кинематографа, также присутствуют.
Фильм, как и многие ленты Уинтерботтома, лауреата Берлинале и прочих престижных кинофорумов, активно прошелся по мировым фестивалям, не собрав, правда, никаких особых наград. Но не в них дело: внимание широкого зрителя все равно привлекут не былые заслуги режиссера, а знакомое лицо актрисы. Фрида Пинто прославилась благодаря картине «Миллионер из трущоб» (к которой и отсылает русскоязычное название новой картины, в оригинале носившей имя героини), после чего начала потихонечку покорять Голливуд. Но и родные края забывать не стоит – тем более что столь серьезной роли у девушки пока что еще не было.
«Запретная зона» (Chernobyl Diaries)
США, реж. Брэдли Паркер, в ролях: Джесси Маккартни, Джонатан Садовский, Оливия Дадли, Дмитрий Дьяченко, Ингрид Болсай Бердал.
Экстремальный туризм в Чернобыле: американская молодежь отправляется на экскурсию в мертвый город Припять – и с запозданием понимает, что не стоило им оставаться там на ночь. Радиация ведь, как-никак.
После того как в прошлом году благодаря Майклу Бэю обнаружилось, что это трансформеры виноваты в Чернобыльской катастрофе, можно было ожидать от заграницы и новых сюрпризов. Они не заставили себя долго ждать, поэтому встречайте хоррор. Действительно, даже странно, что до сих пор никто не догадался превратить одну из самых страшных аварий в человеческой истории в основу для ужастика – а ведь имеются все предпосылки. Мысль исправить это упущение пришла в светлую голову мужчине по имени Орен Пели. Несколько лет назад он сорвал огромный куш фильмом «Паранормальное явление», который почти ничего не стоил, но неожиданно стал всемирным кассовым хитом. На новом проекте он выступает уже в качестве сценариста и продюсера, иными словами – художественного руководителя. Короче, хотелось бы пожелать ему такой же судьбы, как и его героям.
«Гражданин поэт. Прогон года»
Россия, реж. Вера Кричевская; документальный.
Рассказ о самом значительном литературном событии прошлого года – которое обернулось политическим и совпало с началом протестного движения в России.
Логическое развитие событий – от роликов в интернете и концертов по всей стране – до документального воспоминания о том, что это было. Проект, как известно, скоропостижно скончался сразу после выборов – но смерть его была предрешена и изначально задумана, и теперь самое время подвести черту. Причем лента не повторяет уже известного и не состоит, как можно было бы предположить, из одних только выступлений Михаила Ефремова, читающего злободневные стихи Дмитрия Быкова. Как раз стихов здесь практически нет – это и не фильм-концерт, и не сборник архивного видео. Предполагается, что зритель со всем исходным материалом уже хорошо знаком – иначе что он делает на этом сеансе. Подобное ограничение, конечно, обедняет картину и делает ее малопонятной для тех, кто о «Гражданине поэте» ничего не знает, но для тех, кто в курсе, это весьма полезный и даже порой увлекательный экскурс в историю создания проекта и его ошеломляющего роста.
Главное слово дано продюсеру Андрею Васильеву – тому самому "юрийгагарину в одно слово и с маленькой буквы". Время от времени свою пару реплик вставляют Быков с Ефремовым. Особая придумка – матери героев; беседы с ними не занимают много экранного времени, но вносят, что называется, свою краску. Среди прочего мать Быкова произносит: «Весьма сомневаюсь в том, что все это благополучно кончится», - понятно, что негативный финал всего этого представления предполагают многие, но по-настоящему волнуется, возможно, только она: сын ведь, родной, а не просто какой-то там писатель из телевизора. Также лента наполнена фрагментами репетиции прощального концерта, яркими мазками показана гастрольная жизнь, затем наступает черед первых митингов. И пусть в изобразительном решении очевидны досадные огрехи (мысль зафиксировать происходящее на пленку пришла, к сожалению, далеко не сразу и потому времени на съемки оставалось немного), ценность данного произведения, конечно, не в художественных достоинствах. Режиссер Вера Кричевская, известный телевизионщик и по совместительству «крестная мать» проекта, говорит, что если вкратце, то эта картина - о пробуждении. И здорово, что те, кто проснулись, проснулись со смехом. И хотя сам фильм не то чтобы смешной, а скорее показательный, понятно, что именно она имеет в виду.