Кино

Обзор кинопремьер

6 923

Кадр из фильма «Президент Линкольн: охотник на вампиров»

В Москве открылся Международный кинофестиваль - но на общероссийский прокат это никак повлияет. Сразу после фестивальных премьер новые фильмы Тимура Бекмамбетова «Президент Линкольн: охотник на вампиров» и Уэса Андерсона «Королевство полной луны» станут доступны широкому зрителю. Вместе с ними выходят новый «пиксаровский» мультфильм «Храбрая сердцем», драма о фотографах на войне «Клуб безбашенных» и последняя картина Владимира Мотыля «Багровый цвет снегопада».

«Президент Линкольн: охотник на вампиров» (Abraham Lincoln: Vampire Hunter) 

США, реж. Тимур Бекмамбетов, в ролях: Бенджамин Уокер, Доминик Купер, Мэри Элизабет Уинстэд, Руфус Сьюэлл, Эрин Уоссон.

Официальный сайт

Оказывается, Авраам Линкольн в молодости бился с вампирами, которых во множестве развелось на юге США. Усердно работая топором с серебряным покрытием, он вскоре понял, что в одиночку ему всех не одолеть – и решил объявить Югу войну. Для этого ему пришлось стать Президентом США – одним из самых популярных, кстати, в истории.

Правду об истинном положении дел долгое время скрывали, но вот настал момент – и теперь нам всё известно. Благодарить за это надо в первую очередь автора оригинального романа Сета Грэм-Смита, покусившегося на святое – но в демократичной Америке не сожженного за это на костре, а напротив – ставшего среди писателей своеобразной суперзвездой. Однако еще больше мы прославляем в данный момент Тимура Нурбахитовича Бекмамбетова, чьей энергии хватило на то, чтобы от «Ночных дозоров» перекинуться на летние американские блокбастеры, выходящие не абы когда, а почти в канун Дня независимости. Гордость за соотечественника заранее распирала наши сердца – и «Президент Линкольн», как и предыдущий фильм Бекмамбетова «Особо опасен», по большому счету все возложенные на него ожидания оправдывает.

Помимо сюжета – сенсационного, что уж тут говорить, - это весьма лихая картина. На ее вводную часть режиссер не тратит много времени: вампиры появляются достаточно скоро, тренируется на соснах Линкольн недолго, - и вот уже летят в стороны головы, отрубленные самыми разнообразными способами. Не сказать, впрочем, что здесь много по-настоящему масштабных и зрелищных сцен – пожалуй, их всего одна-две. Зато в первой присутствует мчащийся во весь опор табун лошадей, во второй – горящий и падающий в пропасть поезд. Однако больше внимания режиссер уделяет коротким – но от того не менее эффектным – моментам, и их в картине хватает: вздрогнуть зрителю придется не раз. В какой-то мере, правда, действие тормозит любовная линия – ну тут уж приходится смириться: на одни ужасы девушки в кино не пойдут.

Учитывая происхождение автора картины, зритель наверняка с особым удовольствием встретит фразу «Настоящую силу дает не ненависть, а правда» - приятно ведь узнать, что легендарный американский президент мыслит в одном ключе с нашим родным Данилой Багровым. Хотя, конечно, совершенно непонятно, почему Линкольн, готовившийся к войне пару десятилетий, вспоминает о серебряных пулях, которыми следует снабдить свою армию, только к сражению под Геттисберге. Впрочем, самый главный вопрос, который хочется задать после фильма, собственно к нему отношения не имеет – но все-таки: в гражданской войне, развернувшейся в России после революции 1917 года, вампирами были «красные» или «белые»?

«Королевство полной луны» (Moonrise Kingdom) 

США, реж. Уэс Андерсон, в ролях: Кара Хэйуорд, Джаред Гилман, Брюс Уиллис, Эдвард Нортон, Билл Мюррей, Фрэнсис Макдорманд.

Официальный сайт

Из скаутского лагеря сбегает 12-летний воспитанник. Вскоре выясняется, что из дома на другой стороне острова пропала еще и девочка. Пока взрослые и скауты сбиваются с ног в поисках, влюбленные подростки добираются до красивого пляжа, где разбивают палатку.

Месяц назад «Королевство полной луны» открывало Каннский кинофестиваль – и стоит признать, что по праву. Картина чрезвычайно удачно сочетает в себе безупречный авторский стиль (Уэс Андерсон – один из лучших сегодня режиссеров Америки с давно сложившейся репутацией) и непередаваемое ощущение полного счастья от происходящего. Не обращайте внимания на «звездных» актеров вроде Брюса Уиллиса – это целиком и полностью «детская» картина: она не просто рассказывает о детях, но и снята с неподдельным юношеским задором. Но разве ребенок не кроется в каждом из нас? Разве все мы не хотим хоть ненадолго вернуться в ту пору, когда деревья были большими и всё в жизни казалось возможным? Фильм на полтора часа предоставляет эту возможность. Взрослые тут – приятное дополнение (Эдвард Нортон в коротких штанишках!), но по сути своей – это рассказ о первой любви и о страстном желании свободы, столь для нее характерном. И какие дети – потрясающие! Каре Хэйуорд, во всяком случае, хочется сразу пожелать новых ролей и большого светлого будущего – у нее для такового имеются все данные.

Помимо удачной работы с юными актерами, Андерсон удивительным образом продумывает кадр, замечательным образом выстраивает музыкальное сопровождение, легко и бодро ведет повествование, заставляя нас то смеяться, то сжиматься от напряжения, говоря иначе – сопереживать. Можно долго расставлять восклицательные знаки, но проще всё свести к главным тезисам: это во всех отношениях замечательная картина, современная классика, не пропустите.

«Клуб безбашенных» (The Bang Bang Club) 

Канада-ЮАР, реж. Стивен Сильвер, в ролях: Райан Филипп, Тейлор Китч, Малин Акерман, Фрэнк Ротенбаш, Нильс Ван Ярсвельд.

Сайт

Лихие 90-е в ЮАР: конец апартеида, близятся первые демократические выборы, но в стране неспокойно – в деревнях полно смутьянов, и у каждой группировки – своя правда и непонятно откуда взявшееся оружие. Все это наблюдает и фиксирует на пленку группа белых фотографов. Постоянно находясь в центре самых горячих событий, они ежедневно рискуют жизнью – но платой за то им служат немалые гонорары и  Пулитцеровские премии. К тому же именно благодаря их кадрам весь мир узнает, что же, собственно говоря, происходит на самом деле сейчас в Южной Африке.

Профессия военного фотографа – одна из самых странных на свете, и то, что картина снята на основе подлинных фактов, это только подчеркивает. Представьте: вокруг разворачивается бой, с той стороны улицы стреляют, на этой бойцы ведут ответный огонь. А рядом с ними, порою буквально вплотную – мужики с беспрестанно щелкающими фотоаппаратами. К тому же один из них вдруг захотел кока-колы – и спокойно отправился за нею в лавочку через дорогу. Высунувший из-за укрытия хозяин магазинчика продает ему пару бутылочек – и безбашенный (вот уж правда) парень посреди боя бежит с ними обратно. Абсурд? Да. А для них это и жизнь, и работа. Постоянный вброс адреналина, от которого потом уже трудно отказаться. К тому же трудности в быту сполна искупаются тем, что их снимки регулярно оказываются на первых полосах центральных мировых газет. Стоит рискнуть.

Но только что фотографу ответить, когда его спрашивают, какова дальнейшая судьба героини его самого знаменитого кадра - умирающей от голода девочки, которую уже терпеливо поджидает стервятник? Щелкнув камерой, фотограф помог ей – или бросил, сохраняя позицию полного невмешательства?.. А что с ранеными – их можно было спасти? И следует ли считать сделанную тобой фотографию зверского убийства свидетельством в полицейском расследовании?.. Подобных вопросов картина задает много – они просто возникают сами собой, с каждым новым днем, с каждым новым снимком. И в этом, пожалуй, главная ее ценность.

Помимо сюжета и имен знаменитых фотографов (история, повторюсь, имела место быть на самом деле), зрителей в зал привлекут и имена занятых здесь актеров. Еще полгода назад Тейлора Китча у нас знали только те, кто внимательно читает титры; сейчас же, после «Джона Картера» и «Морского боя», его вполне можно считать состоявшейся звездой. Хотя номинально главная роль здесь все же у Райана Филиппа, не так часто радующего нас своими появлениями на экране. Ну и Малин Акерман, девушка из «Хранителей», на нее посмотреть всегда приятно.

«Багровый цвет снегопада» 

Россия, реж. Владимир Мотыль, в ролях: Даниэла Стоянович, Михаил Филиппов, Анатолий Белый, Александр Цуркан, Александр Балуев, Артем Артемьев.

В счастливо складывающуюся судьбу Ксении, дочери видного промышленника, самым страшным образом вмешивается Первая мировая война и сумятица, вызванная настроениями в пролетарской среде. Встреча на поле боя с генерал-майором и постепенно возникшее между ними чувство внушает было надежду на светлое будущее – но наступает 1917 год, Россия гибнет, а вместе с нею в окружающих гибнут и все понятия о чести и совести.

Спустя два года после премьеры и через четыре дня после телевизионного показа в прокат выходит последний фильм Владимира Мотыля, замечательного режиссера, подарившего нам «Белое солнце пустыни», «Звезду пленительного счастья», «Женю, Женечку и «Катюшу». Когда Мотыль приступал к работе, ему было уже под 80, перед этим он не снимал десятилетие. С продюсерской точки зрения это был, конечно, очень рискованный проект: масштабный, исторический, стало быть – дорогой; как будут возвращаться затраты? Потом, кто будет это смотреть и где, как заинтересовать кинотеатры картиной о событиях столетней давности, лишенной привычных зрительских магнитов? То, что фильм так долго не мог дойти до зрителя, подтверждает, что опасения были не напрасными. Но то, что фильм все-таки появляется сегодня в избранных кинотеатрах (опять же – будучи только что показанным по Первому каналу), свидетельствует о том, что не всё, стало быть, еще потеряно: раз миллионы посмотрели по ТВ, есть шанс, что кто-нибудь придет и в кино.

При этом справедливости ради следует сказать, что хвалить картину трудно: она замечательна по многим параметрам (в первую очередь - тема, подход, охват), но далеко не идеальна с точки зрения получившегося результата. Актеры играют вроде бы и хорошо, но зачастую «вхолостую»; оператор, бывает, недотягивает кадр; но главное – порою до обидного фальшивит режиссер. Однако насколько тактично будет предъявлять к нему претензии, когда он не дожил до премьеры (Мотыль умер в феврале 2010 года)? Уместна ли будет снисходительная оценка «картина не во всем получилась, но на нее все равно стоит обратить внимание, помня о предыдущих работах классика»?.. Вопросы, не имеющие однозначного ответа. Хотя в любом случае - многих картина наверняка не оставит равнодушными: уж больно знакомая и знаковая история в ней рассказана.

«Храбрая сердцем»  (Brave)

США, реж. Марк Эндрюс, Бренда Чэпман, Стив Пурселл; анимация.

Официальный сайт

Бывают принцессы, которые только и жаждут, что выйти за принца, но Мерида – не из таковских. Ее беспокоит желание родителей поскорее выдать дочку замуж не понять за кого, кто даже из лука стрелять не умеет; нет, такой расклад – не для этой девушки. Приключения – вот что ее манит. Но рыжая красавица не знает, чем может обернуться подобное стремление к свободе.

Совсем недавно представлять новую работу студий «Уолта Диснея» и «Пиксар» приезжал великий Джон Лассетер. Говоря о «Храброй сердцем», он отметил, что для «Пиксара» это необычный проект – хотя бы потому, что действие происходит в давние времена, и семь лет назад, в самом начале работы, им было еще неизвестно, насколько хорошо приживутся друг с другом исторический сюжет и компьютерная анимация. Но готовым результатом он очень доволен: с вызовом, который сотрудники их компании бросили сами себе, они справились.

Рассуждая же о том, заменяют ли сегодня мультфильмы обычные сказки, Лассетер сказал: «Классические сказки - это мир фантазий, мир, который мы знаем, но с гораздо более широким содержанием. Я лично очень люблю сказки – и мы в «Пиксар» всегда черпаем в них вдохновение. Мы тоже очень любим показывать аудитории то, что она уже знает, но так, как она этого еще не видела. «Храбрая сердцем» - это наша первая «настоящая» сказка. Но в работе над ней мы столкнулись с таким вопросом: понятно, что в истории должно быть волшебство – но как сделать так, чтобы это волшебство не использовалось просто так, а в нем появилась бы своя логика? И мы долго искали те правила, по которым это волшебство в нашем мультфильме было бы естественным. Мы хотели, чтобы это было неожиданно и интересно».

Посмотрим теперь, насколько это у них получилось.