В прокат выходят новые фильмы Люка Бессона («Леди», про лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи) и Стивена Содерберга («Супер Майк», про мужской стриптиз), молодежный ромком «Лето. Одноклассники. Любовь», замаскированная под комедию драма «Немножко женаты» и киноверсия спектакля Славы Полунина «Снежное шоу 3D».
«Леди» (The Lady)
Франция-Великобритания, реж. Люк Бессон, в ролях: Мишель Йео, Дэвид Тьюлис, Джонатан Рэггетт, Джонатан Вудхауз, Бенедикт Вонг.
В 1988-м году живущая в Англии Аун Сан Су Чжи отправляется в родную Бирму на пару недель - позаботиться о больной матери. Но остается там на всю жизнь, потому что она - дочь своего отца, некогда пообещавшего своей стране демократию, но убитого при военном перевороте. Сейчас в Бирме снова неспокойно: студенчество восстает против ненавистных генералов и выбирает Аун Сан Су Чжи своим лидером. Еще недавно обычная домохозяйка, жена и мать двух сыновей, она оказывается перед нелегким выбором: Семья или Родина.
Биография лауреата Нобелевской премии мира - пожалуй, самое удивительное, что случилось с Люком Бессоном за все эти годы. Создатель «Никиты» и «Леона» давно уже обещал покончить с режиссурой - но сначала всё отодвигал им самим же назначенную дату, а потом и вовсе сказал, что никуда уходить не собирается. Мультфильмы про Артура и минипутов были неожиданным поворотом в его судьбе, но все же в какой-то мере закономерным: «Пятый элемент» тоже во многом мультфильм. «Необычайные приключения Адель» вышли маловразумительными, но хотя бы отвечали сложившемуся о Бессоне представлению, что он будет играть в игрушки до старости. И тут - такое. Не просто том из серии «Жизнь замечательных людей», но политическое высказывание, призыв бороться за права человека и свободу. Не ожидали.
С другой стороны - Никита, Матильда, Лилу, Жанна д'Арк, принцесса Селения, та же Адель. Редко кто из режиссеров столь последовательно работает со столь сильными женскими образами. И Мишель Йео в роли Аун Сан Су Чжи - достойное продолжение сложившегося ряда. Кто знает, чего теперь ждать от Бессона в дальнейшем? Истории про мать Терезу или Валентину Терешкову?
Сегодня же мастер предстает в прекрасной творческой форме. Из циничных соображений «Леди» очень хочется обругать - все-таки Бессон не избегает многочисленных штампов, которыми с годами оброс выбранный им в данном случае жанр. Но даже работая по лекалам, делает он это легко и непринужденно. Здесь всё есть, всё на месте. Творческая группа заслуживает высочайших похвал: красивый кадр, аутентичные декорации, великолепная музыка. Среди актеров особо следует выделить Дэвида Тьюлиса (некогда - призера Каннского кинофестиваля) в роли всё понимающего мужа. Нельзя не сказать, что порой вся эта благодать вызывает откровенную скуку - и кажется, что блестящий профессионализм здесь попросту подменяет «творческую искру». Но в целом от фильма остается впечатление чего-то стоящего - к финалу Бессону удается нас растрогать и поставить если не восклицательный знак, то жирную точку.
Единственное, в чем мало преуспел режиссер - так это в демонстрации политического фона Бирмы (ныне Мьянмы). Нет, здесь есть и зверства властей, и протестные митинги, и вручение Нобелевской премии (мужу и детям - сама лауреат долгие годы пребывала под домашним арестом). Но все же понять, в чем именно состоит вклад героини, которая полфильма проводит в бездействии, неподготовленному зрителю сложно. Остается только поверить - и проникнуться сочувствием не к борцу, а к простой женщине, поставленной перед изуверским выбором: Семья или Родина.
«Лето. Одноклассники. Любовь» (LOL)
США, реж. Лиза Азуэлос, в ролях: Майли Сайрус, Деми Мур, Эшли Грин, Джина Гершон, Томас Джейн.
Одноклассники собираются летом в Париж на каникулы, но мать Лолы сомневается, что это целесообразно: успеваемость у дочери не ахти, а причиной тому, как легко догадаться, любовь. Но еще больше маму не устраивает то, у дочери в личной жизни складывается всё гораздо интереснее, чем у нее самой.
Три года назад в нашем прокате прошел замечательный французский фильм «LOL [ржунимагу]» - легкий, симпатичный, очень веселый, с массой всевозможных придумок; нечастый случай, когда рассказ о девочках понравился и мальчикам. А еще фильм приглянулся голливудским боссам - и его автора, Лизу Азуэлос, позвали в Америку делать ремейк. Подобное, сами знаете, происходит далеко не в первый раз: европейские картины мало кто смотрит в США, а вот когда тот же самый сюжет разыгрывают тамошние знаменистости - это совсем другое дело. Из недавнего тут можно вспомнить, например, «Туриста», или «Забавные игры» - Михаэль Ханеке лично переснял свою картину один в один, кадр к кадру, только лица другие. Как ни печально, но и у нас зачастую на копии обращают больше внимания, чем на оригиналы: понятие «американский фильм» все-таки имеет большую цену у молодежи, нежели французское кино.
Хотя для тех, кто постарше, первая картина имела свое очарование во многом и потому, что являлась своеобразным откликом на любимую нами дилогию «Бумов», в которых дебютировала совсем еще юная Софи Марсо. В «LOL» взрослая Марсо сыграла уже мать - и ее героиня столкнулась почти с тем же конфликтом поколений, о котором «Бум» рассказывал тридцать лет назад; ничего не изменилось. В новой, американской версии фильма вместо Марсо - Деми Мур; справедливая замена, учитывая и типажное сходство, и наличие в фильмографии Мур пусть и не таких прекрасных, но аналогичных молодежных произведений («Во всем виноват Рио», допустим). Впрочем, молодому поколению про таких старушек слушать и смотреть, наверное, мало интересно, на смену им идут новенькие актрисы. Майли Сайрус, говорят, пользуется бешеной популярностью в США - надо полагать, и у нас ее хоть кто-то да знает.
«Супер Майк» (Magic Mike)
США, реж. Стивен Содерберг, в ролях: Ченнинг Татум, Алекс Петтифер, Мэттью Макконахи, Оливия Манн, Мэтт Бомер.
Добро пожаловать в мир мужского стриптиза! Опытный тренер научит вас - ровно как и своего юного подопечного - как правильно обращаться с шестом и всем прочим премудростям своей сложной и даже в чем-то опасной профессии.
Вплотную подошедший к 50-летию, Стивен Содерберг - пожалуй, самый неутомимый многостаночник американского кино, строгающий, как порою кажется, чуть ли не по нескольку фильмов в год. При этом обладатель «Золотой пальмовой ветви» и «Оскара» постоянно грозится уйти на покой , чтобы рисовать картины маслом. Каждый раз известие подобного толка «взрывает» киноманские сайты - а спустя пару месяцев выясняется, что режиссер передумал и уже снимает следующие пять фильмов (есть тут, согласитесь, некоторое сходство с другим нашим сегодняшним мэтром - Люком Бессоном).
При этом порою кажется, что ему решительно все равно, про что снимать - из любой попавшейся ему под руку темы Содерберг готов сделать конфертку, виртуозную в техническом плане. И после того, как он не так давно ввел в мир кино известную порнозвезду Сашу Грэй (в фильме «Девушка по вызову»), его новый проект отнюдь не кажется странным.
Кстати сказать, для исполнителя главной роли Ченнинга Татума мир, в который попадает его герой, отнюдь не в новинку: актер сам с этого начинал, и именно ему принадлежит идея данного фильма. Что ж, посмотрим - знающие люди не обманут.
«Немножко женаты» (The Five-Year Engagement)
США, реж. Николас Столлер, в ролях: Джейсон Сигел, Эмили Блант, Крис Прэтт, Элисон Бри, Мими Кеннеди.
В новогоднюю ночь он делает ей предложение - однако пройдет еще несколько лет до того, как их брак вступит в законную силу. Мечтая об идеальной свадьбе, пара то и дело находит на пути к ней непреодолимые препятствия - то переезд, то депрессия. У сестры, плакавшей на помолвке от неустроенности собственной личной жизни, успевают подрасти дети - а герои всё никак не могут сказать свое «да» и обменяться кольцами.
«Немножко женаты» - почти идеальный пример фильма, который не является тем фильмом, каковым его пытается представить реклама. Ролики и плакаты выдают его за комедию - в то время как на самом деле это горестная драма, к тому же еще и скучная. Здесь практически не шутят - а если и шутят, то чаще всего несмешно. Здесь вообще нет ни единого повода для смеха - но масса поводов для недоумения. Почему герои так и не собираются на собственную свадьбу?!. Понять это в наших реалиях затруднительно. Может, в США на этот счет существуют какие-то свои правила - но у нас подобная ситуация кажется диковатой.
Во-первых, сейчас многие прекрасно живут вместе в гражданском браке, во-вторых, загсы пока никто не закрывал, хочешь жениться - женись. Чего же хотят эти герои? Пышного торжества? Романтического уединения?.. И когда в финале выбор священника, костюма и оркестра делается за пару секунд, недоумеваешь еще больше - стоило ли это того, чтобы так бесчеловечно тянуть?
Впрочем, рассуждения о смысле сюжета - это одно, а качество самого фильма - немножко другое. И качество это - весьма посредственное. История мало того что невнятна сама по себе, так еще и рассказана нескладно. В ней масса ненужных деталей, случайных знакомств, отвлеченных диалогов. Авторы (сценарий написали режиссер и исполнитель главной роли) как будто бы решили поведать нам не историю этих двух людей, а историю всего окружающего их мира - и напридумывали вокруг героев столько всего, что просто не справились с объемом материала, не смогли разложить всё по полочкам и выстроить внятное повествование.
Отрезанный зачем-то палец здесь соседствует с шуткой про то, что единственная свободная дата, когда в ближайшие три года можно арендовать хороший зал, - это 11 сентября. Рассуждения о мастурбации для чего-то вплетены в психологический контекст, а из просроченных пончиков выводится целая жизненная философия. Персонажи то и дело вплетают в разговор киноцитаты, но уместной выглядит лишь одна, базирующаяся на фильмографии Тома Хэнкса: все хотят романтики, как в «Вам письмо» и «Неспящих в Сиэтле», но часто отношения заканчиваются как в «Спасти рядового Райана» и «Изгое». Тогда «Немножко женаты» - это аналог «Аполлона 13»: они хотели попасть на Луну, но что-то сломалось.
«сНЕЖНОЕ шоу 3D» (Snow Show)
Россия-Франция, реж. Доминик Тьелль, в ролях: Слава Полунин, Роберт Саралпов.
Киноверсия знаменитого спектакля, заснятая во Франции, но без слов понятная в любой стране мира. «Асисяй», «Блю канарики» и другие номера великого клоуна и его товарищей, включая самое тесное общение с залом, тонны снега и гигантские шары в финале.
Спектакль в кино - дело для нашего проката еще новое. Еле-еле мы начали обживать на большом экране музыкальные концерты, отдельные кинозалы стали регулярно транслировать оперу... Правда, значительным успехом (не только у критиков, но и у избранных зрителей) пользовалась в прошлом году «Пина» Вима Вендерса, основанная на балетных постановках. Но там был режиссер с мировым именем, и потом значительная часть действия разворачивалась вне театральных стен, что способствовало удержанию интереса и позволяло назвать «Пину» именно фильмом.
Здесь же мы оказываемся ровно на месте зрителей, купивших билеты на спектакль. Да, порой мы видим лица гораздо ближе, на расстоянии вытянутой руки. Но лишены того «уникального» шанса, который предоставляется театралам: частью представления является выход клоунов в зал, когда они залезают на кресла, садятся людям на шеи, шутя отнимают сумки, а то и вовсе утаскивают понравившуюся «жертву» за кулисы. Кульминация «братания» - артисты обливают водой всех, сидящих в партере. И вот эти брызги через экран, пусть и 3D, на нас, к сожалению, не капают. Но сама эмоция - она в картине передается. Эмоция детского восторга, счастья, в отдельные секунды - почти блаженства. И хотя сам спектакль скорее грустный, нежели веселый, после него почему-то хорошо. А почему - непонятно. Магия. Волшебство. Чудо.