Кино

Обзор кинопремьер

0 516

Кадр из фильма «Новый Человек-паук»

Неподражаемый Вуди Аллен вновь радует нас своими, на сей раз «Римскими приключениями», а автор «Ведьмы из Блэр» пугает историей про «Крошку Молли». Также встречайте «Зверей дикого Юга», которым американские критики уже сейчас пророчат номинации на «Оскара», и блистательную ленту «Бобби Фишер против всего мира», доказывающую, что и документальное кино может быть ни в чем не хуже выдуманного игрового. Кроме того в прокат зачем-то выходит «Новый Человек-паук», хотя мы еще не забыли и по-прежнему любим старого; увы, ради наживы Голливуд готов хоронить и возрождать своих героев бесконечно.

 

«Новый Человек-паук» (The Amazing Spider-Man)

 

США, реж. Марк Уэбб, в ролях: Эндрю Гарфильд, Эмма Стоун, Рис Иванс, Мартин Шин, Салли Филд.

Сайт фильма

Питер Паркер не пользуется популярностью среди одноклассников, зато влюблен в Гвен Стейси – и взаимно. С давних пор юношу мучает вопрос – что стало с его родителями? В надежде выяснить это он знакомится с коллегой отца, доктором Коннорсом. Вскоре Коннорс становится Ящером, а Питер понимает: если тебя недавно укусил мутировавший паук, в этом имеются и свои несомненные плюсы.

Затея с новым «Человеком-пауком» спустя всего лишь десять лет после премьеры «старого» с самого начала попахивала дурно. Да, Тоби Магуайру уже 37, а Кирстен Данст 30 – ну так что, в таком возрасте уже не живут, прикажете списать их «по старости»?.. Ладно, они сами не хотят больше сниматься – давайте тогда хотя бы выждем приличествующее время, чтобы очередной перезапуск истории не наступал столь нагло на пятки предыдущей трилогии. Но нет – голливудская машина по выжиму денег у населения работает бесперебойно и в отсутствии свежих идей беззастенчиво продолжает клонировать старые. Ни в коей мере не обращая при этом внимания на чувства самих зрителей, не все из которых готовы принять нового Спайдермена взамен прежнего. Это с Халком простительно, когда в трех разных фильмах его играют три разных актера - сама природа персонажа обосновывает подобные метаморфозы; но Питер-то Паркер чем провинился? К тому же ведь просто смешно: еще совсем недавно мы видели, как его кусает один паук, сейчас видим, как кусает другой – и боязно даже предположить, сколько тогда еще пауков укусит его на нашем веку.

Единственный позитивный момент – имя режиссера, которому доверен перезапуск популярной франшизы. Это Марк Уэбб, прославившийся три года назад и правда восхитительным фильмом «500 дней лета». Та картина была про любовь – и судя по всему, именно любовь Питера и Гвен больше всего интересует его и в данном проекте. «Существуют неразрешимые вопросы, которые остаются с нами всю жизнь. Они могут натолкнуть нас на путь перемен. И в результате этих перемен мы можем стать лучше. И не важно, осознаем мы свой путь или нет - мы всегда в пути, всегда меняемся», - провозглашает режиссер свою центральную идею, и нам остается либо пойти с ним по этому пути, либо остаться в сторонке.

 

«Римские приключения» (To Rome with Love)

 

США-Италия-Испания, реж. Вуди Аллен, в ролях: Алек Болдуин, Роберто Бениньи, Пенелопа Крус, Джесси Айзенберг, Эллен Пейдж, Вуди Аллен.

Сайт фильма

Известный архитектор, оперный режиссер, кинозвезда, работник похоронного бюро, проститутка, молодожены, папарацци, обыватели и знаменитости, мужчины и женщины – всех их, таких разных и непохожих, объединяет то, что все они оказались сейчас в Риме, вечном и воистину прекрасном городе.

Вуди Аллен продолжает свой европейский вояж – и из Лондона, Барселоны и Парижа переносится в итальянскую столицу. Глупо повторять, что режиссер переживает «вторую молодость» - он переживает ее вот уже последние семь лет, к тому же не вторую, а как минимум третью. Однако на долю его предыдущего фильма успех выпал и правда ошеломляющий: мало того, что «Полночь в Париже» стала самой кассовой лентой мастера за все времена, так он еще и четвертого «Оскара» получил, спустя четверть века после третьего! Как минимум, это должно теперь привлечь к очередной его работе новых зрителей. Скорее всего, они не будут разочарованы: Вуди Аллен, как и прежде, предлагает нам легкую, необременительную историю, наполненную симпатичными шутками и разнообразными забавными ситуациями.

Возможно, самым приятным моментом, связанным с «Римскими приключениями», является возвращение Вуди непосредственно в кадр. В последний раз он играл в собственном фильме шесть лет назад, причем в «Сенсации» его персонаж погибал и оказывался на корабле самой Смерти (где, впрочем, продолжал показывать фокусы). Тогда актер заявлял, что в связи с возрастом ему уже поздно играть героев-любовников, а прочие роли он для себя даже и не рассматривает. Замечательно, что он, наконец, переменил свою точку зрения: безусловно, все играющие у него «звезды» хороши – но ни одна из них никогда не могла сравниться с самим Вуди.

 

«Крошка Молли» (Lovely Molly)

 

США, реж. Эдуардо Санчес, в ролях: Гретчен Лодж, Джонни Льюис, Александра Холден, Кен Арнольд, Лоуренс Лакис.

Сайт фильма

Выйдя замуж, Молли со своим супругом переезжает в дом покойных ныне родителей – однако вскоре начинает всех уверять, что ее папа на самом деле не умер. По ее словам, это именно он постоянно ходит по комнатам, пугая молодых скрипящими половицами. Однако любящий муж и родная сестра не очень-то склонны верить подобным рассказам: у Молли уже был тягостный опыт с наркотиками - и сейчас, похоже, она снова развязала.

Эдуардо Санчес навсегда вошел в историю мирового кино в 1999-м году – как один из авторов феноменально успешного проекта «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света». Снятая за копейки, псевдодокументальная лента покорила весь мир и положила начало целому направлению в жанре ужастиков. Однако последующие работы режиссера не имели резонанса даже в среде фанатов – по большому счету, их вообще не заметили. Очевидно, что «Крошка Молли» тоже не затмит собою его дебют – но хорошо уже то, что Санчес не останавливается на некогда достигнутом и продолжает искать свежие темы и новые подходы в выбранной им сфере искусства.

Данная его работа – вещь по меньшей мере неординарная. Потому что относится скорее не к хоррору, а к психологической драме. Начинается она и правда с ощущения, что вот-вот произойдет нечто ужасное, что заставит нас вжаться в кресла и завизжать что есть мочи от страха. Среди ночи, например, срабатывает сигнализация; банальная, сто раз отработанная в кино сцена - тем не менее, спускаться вниз даже с бейсбольной битой в руке никому не хочется, мало ли там что. Вот героиня открывает дверь, за которой раздается странный шум – и ты думаешь: ну зачем она это делает, бежала бы лучше отсюда подальше!.. С подобными мелочами Санчес работает очень грамотно и в первой части картины легко добивается максимального зрительского сопереживания.

Но постепенно режиссер меняет регистр – и фильм из неплохого, но стандартного ужастика превращается в портрет молодой женщины, попавшей в беду и не имеющую сил из нее выбраться. Не новость, что наркотический плен гораздо страшнее любой кинематографической фантазии – но как-то просто не ожидаешь, что «Крошка Молли» окажется именно про это, про то, что любые наркотики – зло. И с одной стороны, Санчес делает огромное дело, показывая все последствия одного «безвинного» косячка и выбирая для этого жанр, напрямую нацеленный на аудиторию, неизбежно сталкивающуюся с подобным соблазном. И если фильм в итоге оттолкнет от очередной дозы хоть кого-то – свою задачу он тем самым, безусловно, выполнит. Но проблема заключается в том, что от автора «Ведьмы из Блэр» все-таки ждешь чего-то иного, возможно, каких-то более потрясающих откровений – и такой поворот в творчестве режиссера кого-то удивит, а многих, вполне вероятно, разочарует.  

 

«Звери дикого Юга» (Beasts of the Southern Wild)

 

США, реж. Бен Зайтлин, в ролях:  Кувенжане Уоллис, Дуайт Генри, Джоншел Александр, Мэрелин Барбарин. 

Сайт фильма

Когда у папы начинаются серьезные проблемы со здоровьем, дочка решает отправиться на поиски мамы – не может ведь такого быть, чтобы ее, давно пропавшую, нельзя было найти. При этом шестилетняя девочка и ее отец живут в условиях, явно непригодных для нормального существования: кругом нищета, вода, микробы и невесть откуда взявшиеся клыкастые звери.

Судя по всему, перед нами – самый главный американский дебют этого года: Зайтлин уже успел получить за «Зверей» Гран-при фестиваля «Сандэнс», «Золотую камеру» и приз ФИПРЕССИ в Каннах. В Штатах его самого, а также исполнившую главную роль Кувенжане Уоллис уже во весь голос называют безусловными претендентами на «Оскара». И хотя всерьез делать ставки еще рановато, в данном случае к голосу букмекеров стоит, пожалуй, прислушаться: бывает так, что они не ошибаются. «Фильмы, где смешивается твердый реализм и магия, почти никогда не работают, но Зайтлин обращается с ними настолько умело, что результат получился удивительным», - пишет в своем обзоре критик «New York Post», и хотя из этих слов очевидно, что он никогда не видел фильмов Эмира Кустурицы, его похвала весьма показательна.

Кто такой Кустурица для американцев - мало кем замеченный европеец; всегда же приятно, когда появляется свой собственный талант, которого можно похвалить, не акцентируя внимания на предшественниках. Впрочем, Кустурица – прекрасный пример для подражания, и учитывая то, что в России у него огромное количество поклонников, есть надежда, что хотя бы часть из них заметит и Зайтлина. Кто знает, может, он действительно получит следующей зимой «Оскара».

 

«Бобби Фишер против всего мира» (Bobby Fischer Against the World)

 

США-Великобритания-Ирландия, реж. Лиз Гарбус; документальный

Сайт фильма

История Бобби Фишера – самого гениального шахматиста ХХ века. Вундеркинд, с юных лет выигрывавший все соревнования, в 1972 году он триумфально завоевал корону Чемпиона мира, вырвав ее у представителя советской школы Бориса Спасского. Однако спустя три года добровольно отдал чемпионство Анатолию Карпову, попросту сорвав готовящийся матч. Дальнейшее напоминает справку из сумасшедшего дома: Фишер, и до этого отличавшийся эксцентричностью, постепенно превратился в затворника, параноика и попросту безумца. Среди экспертов, комментирующих то, что с ним произошло, – наш Гарри Каспаров.

Поразительный документальный фильм – и поразителен он в первую очередь тем, что даже из такой темы как шахматы может получиться не отпускающий ни на секунду «боевик». Казалось бы - есть ли на свете более спокойная игра? Но благодаря своему уникальному герою картина смотрится не хуже любого триллера – здесь столько энергии и напряжения, что позавидует любая голливудская выдумка. И то, что весь рассказ построен на реальной человеческой судьбе, только добавляет градуса. Сейчас, когда миром правят совсем другие герои, представить себе, что кумиром миллионов мог быть шахматист, просто невозможно – но Фишер в 70-е годы был для США как раз таким вот героем. Характерный момент: в начале выпуска ведущий американских теленовостей объявляет, что у них есть новая информация об Уотергейтском скандале и охватившей страну безработице, но сперва о главном – о Бобби Фишере.

Фишер, конечно, был легендарной личностью – добившись всего, он сам же всё и разрушил. И оба раза «виной» всему был его собственный разум, подаривший ему и успех, и поражение. В ленте подробно показаны все этапы жизни великого шахматиста  – и нельзя даже сказать, какой из них драматичнее. От гениальности до безумства всего один шаг – и судьба Бобби Фишера это наглядно подтверждает.