Кино

Обзор кинопремьер

16 434

Кадр из фильма "Ледниковый период 4: Континентальный дрейф"

 

Не успели отшуметь «Мадагаскар» и «Храбрая сердцем», как в кино выходит еще один мультфильм, на который волей-неволей придется идти: дети заставят, потому как пропустить четвертый «Ледниковый период» они точно не имеют права. Для тех же, у кого детей еще нет, специально приготовлены сугубо «взрослые» картины: «Железное небо» - про нацистов на Луне, «Завтра» - про арт-группу «Война», «Лиссабонские тайны» - навороченная история с приключениями и безумной любовью, ради которой не жалко будет потратить 4,5 часа своей жизни.      

 

«Ледниковый период – 4: Континентальный дрейф» (Ice Age: Continental Drift)

 

США, реж. Стив Мартино, Майкл Турмейер; анимация; персонажей озвучивали: Ольга Шелест, Антон Комолов, Иван Охлобыстин, Альбина Джанабаева, Александр Невский.

 

Сайт фильма

Стоило только Персику сказать папе, мамонту Мэнни, что она его ненавидит, как земля под их ногами вдруг дает трещину – и папа со своими друзьями, тигром Диего и ленивцем Сидом, оказывается на льдине, стремительно удаляющейся от материка в океан. Теперь дочке остается только верить, что папа вернется – чтобы запоздало перед ним извиниться. А Мэнни вынужден будет сразиться с огромными волнами и отчаянными пиратами, чтобы дать ей такую возможность и доказать: мамонты в беде своих не бросают. СабСкрат тем временем продолжает свою охоту за вожделенным орехом, спускается к Земному ядру и топит, среди прочего, Атлантиду.

У мультиков с продолжениями есть, на самом деле, один существенный недостаток: не каждый взрослый спустя месяц сможет вспомнить их содержание и точно сказать, чем четвертая серия отличается от третьей, а третья от второй. Но вполне возможно, новый «Ледниковый период» избежит подобной участи: там есть, за что зацепиться замозоленной памяти. К любимым героям, как водится, прибавились новые персонажи: дочка для мамонта, девушка для тигра, бабушка для ленивца, колоритный орангутанг, возглавляющий не менее пеструю пиратскую команду, для всех разом. Сложнее вспомнить шутки – их много, но они цепляют только на миг и тут же улетучиваются. Хотя вопрос мамонтихе «Когда вы пьете воду через хобот, она со вкусом соплей?», заданный в момент вселенской катастрофы, в веках, скорее всего, останется - уж больно он актуален.

Единственное порицание, которое всерьез можно высказать этому в целом замечательному мультфильму, - это как раз линия отцов и детей, обозначенная в самом начале. Возможно, подобные разногласия не так часто встречаются в анимации, но уж в игровом кино это до боли избитая тема: дочь выросла, хочет развлекаться и знакомиться с парнями – а отец излишне строг и назидателен. С другой стороны, это родители подобное видели сотни раз – а дети-то еще нет, а ведь это им предназначена данная история. Так что остается надеяться, что мальчишки и девчонки сумеют вынести из этого урок и поймут, что главным отрицательным персонажем здесь является отнюдь не капитан Гад, а именно Персик. Потому что как бы папа не надоел, так с ним разговаривать никогда нельзя.

 

«Железное небо» ( Iron Sky)

 

Финляндия-Германия-Австралия, реж. Тимо Вуоренсола, в ролях: Юлия Дитце, Гётц Отто, Удо Кир, Кристофер Кирби, Тило Прюкнер.

Сайт фильма

На Луне высаживаются два американских астронавта: первого сразу убивают, второй попадает в плен. Но к кому?! К нацистам – в 1945 году улетевшим от расправы и все эти годы наращивавшим мощь Четвертого рейха здесь, на темной стороне земного спутника. Отобранный айфон, умело прилаженный к космическому кораблю, подсказывает фашистам, что если у них будет много таких вот примочек от Apple, то это даст им возможность организовать полноценное возвращение – то бишь, вторжение.

Фильм, сделанный руками финских кинематографистов при поддержке огромной интернет-аудитории, отнюдь не оказался «всего лишь» забавным гэгом – на самом деле, он вышел совсем не хуже какого-нибудь голливудского продукта. Лихо закрученный сюжет, выполненные на достойном уровне спецэффекты, нефальшивые и симпатичные актеры. Особенно Юлия Дитце, которая наверняка теперь будет засыпана предложениями – как новых ролей, так и руки и сердца. Короче, никогда не скажешь, что это «любительская» поделка – и если раньше вы по каким-то причинам недолюбливали финскую кинематографию, то сейчас самый подходящий момент обратить на нее внимание.

А каковы реплики – что ни фраза, то крылатая (стоит отметить убийственно меткий дубляж)! «Нацист сказал – нацист сделал». «Всех президентов, развязавших войну, переизбирали». «Мы не держим слов, ведь мы – Америка». Насчет сомнений, что это именно США одержали победу в войне: «А кто не верит – смотрите кино!». Но всё затмевают три момента: звездолет «Джордж Буш-младший»; признание Северной Кореи в том, что это они способствовали вторжению… И главное: «Великий диктатор» Чаплина, оказывается, на Луне превратился в короткометражку, демонстрирующую величие фюрера! Впрочем, оценить эту шутку смогут не все – а только те, кто смотрел собственно «Великого диктатора». Увы, таковых сегодня, наверное, немного – молодежь предпочитает другие картины. Хотя если благодаря «Железному небу» зрители захотят прильнуть и к великому кинонаследию, то уже за одно это создателей этой циничной, но действительно смешной картины стоит от всего сердца поблагодарить.

См. также

Фильм «Железное небо» на ММКФ

 

«Завтра»

 

Россия, реж. Андрей Грязев; документальный фильм.

Сайт фильма

Житие арт-группы «Война» в период подготовки так называемого «Дворцового переворота»: обсуждение стратегии, предварительная пробежка по крышам машин, закрепление главной роли за фотодокументалистами, в качестве тренировки – похищение уличной растяжки, приуроченной ко Дню милиции. Для подкрепления физических сил и материального положения – воровство в магазинах и походы по свалкам, для усиления политграмотности – изучение Уголовного Кодекса. Из благородных побуждений – помощь мужчине, свалившемуся на улице с приступом. Неизменные спутники «художников» - стоящий за камерой оператор и маленький ребенок: первый – снимает, второго, наверное, просто дома оставить не с кем и потому родители и днем и ночью таскают его за собой.

В этом описании из основных мотивов не указана разве что личная жизнь – а она тоже подробно представлена: герои ругаются, мирятся, играют с мальчиком. В какой-то степени эта личная жизнь и есть самое любопытное в картине: интересно же узнать, кто такие эти люди, что у них в голове, что в сердце? Не сказать, что фильм полностью на эти вопросы отвечает, но хотя бы приоткрывает дверцу – и это уже немало. Андрей Грязев провел с «Войной» полтора года – и забавно, конечно, то, что показанные им люди сейчас обвиняют режиссера в предательстве, краже непредназначенных для показа материалов и прочей гадости. А что они хотели?.. Вы соглашаетесь стать героями документального фильма – а потом вам не нравится, в каком свете вас показали?.. Если так рассуждать, то всю документалистику закрывать можно смело – разве что фильмы про пингвинов оставить, у них точно не будет возражений.

Похожая ситуация, кстати, стала частью оскароносного фильма «Боец»: там мужик тоже думал, что его снимают как кумира поколения, а лента оказалась о том, что делают с людьми наркотики. Налицо было недопонимание между объектом съемки и творческой группой – но кто ж в этом виноват? Случай с «Войной» и фильмом «Завтра» - ровно такая же история: наверное, они думали предстать перед зрителями этакими благородными «декабристами» - и результат не в полной мере оправдал подобные ожидания. 

Относиться к картине можно по-разному – но любая оценка все равно сводится к тому, как вы относитесь собственно к показываемой арт-группе и ее «творчеству». И все-таки - если факт признания «современным искусством» переворачивания милицейских машин остаётся по меньшей мере спорным, то как кино – документальное – «Завтра» определенно состоялось. Здесь скрыто авторское отношение к происходящему (что, возможно, и правильно), но прочитывается сюжет, убедительны герои, имеются весьма и весьма занимательные моменты (в числе которых – короткий пластилиновый мультфильм и финал с изображением фаллоса на Литейном мосту). Однако два главных вопроса так и остаются после фильма без ответа: является ли это «искусством» - и почему ребенок ночью не спит? Поразмыслить над этим придется уже самому зрителю.

См. также:

Фильм «Завтра» на ММКФ

 

«Лиссабонские тайны» (Mistérios de Lisboa)

 

Португалия-Франция, реж. Рауль Руис, в ролях: Адриано Луз, Мария Джоао Бастос, Рикардо Перейра, Клотильда Эсме.

Сайт фильма

Стоящий на стороне справедливости священник с аристократическими корнями, обезумевшая ревнивая графиня, бывший разбойник, а ныне удачливый бизнесмен – это лишь немногие из героев многофигурной, многоплановой, впечатляющей масштабом фрески. Время действия - 19 век, место - несколько стран, но в первую очередь, разумеется, Лиссабон. Продолжительность картины – четыре с половиной часа.

Как обещает аннотация, фильм погружает зрителя «в настоящий вихрь приключений, роковых совпадений, тайн, мистификаций, неистовых страстей, страшной мести и безумной любви». Легко поверить, особенно учитывая, что по сути это настоящий мини-сериал, с той лишь важной поправкой, что режиссер – классик мирового кино. Рауль Руис - четырежды участник Каннского конкурса, победитель фестиваля в Локарно (в 1969 году) и обладатель почетной награды Берлинале за вклад в киноискусство (1997), один из авторов киноманского альманаха «У каждого свое кино».

«Лиссабонские тайны» получили режиссерский приз Сан-Себастьяна, важную французскую премию имени Луи Деллюка и три португальских (не путать с голливудскими) «Золотых глобуса»: за актерские работы и за лучший фильм года. Все это было неплохим подарком к 70-летию мастера, которое он отметил год назад, но увы - еще через месяц Рауль Руис умер. Однако дело его, что называется, живет, и вот до российского экрана доходит одна из последних его работ, у которой наверняка найдутся свои поклонники.