Не успели отшуметь «Мадагаскар» и «Храбрая сердцем», как в кино выходит еще один мультфильм, на который волей-неволей придется идти: дети заставят, потому как пропустить четвертый «Ледниковый период» они точно не имеют права. Для тех же, у кого детей еще нет, специально приготовлены сугубо «взрослые» картины: «Железное небо» - про нацистов на Луне, «Завтра» - про арт-группу «Война», «Лиссабонские тайны» - навороченная история с приключениями и безумной любовью, ради которой не жалко будет потратить 4,5 часа своей жизни.
«Ледниковый период – 4: Континентальный дрейф» (Ice Age: Continental Drift)
США, реж. Стив Мартино, Майкл Турмейер; анимация; персонажей озвучивали: Ольга Шелест, Антон Комолов, Иван Охлобыстин, Альбина Джанабаева, Александр Невский.
Стоило только Персику сказать папе, мамонту Мэнни, что она его ненавидит, как земля под их ногами вдруг дает трещину – и папа со своими друзьями, тигром Диего и ленивцем Сидом, оказывается на льдине, стремительно удаляющейся от материка в океан. Теперь дочке остается только верить, что папа вернется – чтобы запоздало перед ним извиниться. А Мэнни вынужден будет сразиться с огромными волнами и отчаянными пиратами, чтобы дать ей такую возможность и доказать: мамонты в беде своих не бросают. СабСкрат тем временем продолжает свою охоту за вожделенным орехом, спускается к Земному ядру и топит, среди прочего, Атлантиду.
У мультиков с продолжениями есть, на самом деле, один существенный недостаток: не каждый взрослый спустя месяц сможет вспомнить их содержание и точно сказать, чем четвертая серия отличается от третьей, а третья от второй. Но вполне возможно, новый «Ледниковый период» избежит подобной участи: там есть, за что зацепиться замозоленной памяти. К любимым героям, как водится, прибавились новые персонажи: дочка для мамонта, девушка для тигра, бабушка для ленивца, колоритный орангутанг, возглавляющий не менее пеструю пиратскую команду, для всех разом. Сложнее вспомнить шутки – их много, но они цепляют только на миг и тут же улетучиваются. Хотя вопрос мамонтихе «Когда вы пьете воду через хобот, она со вкусом соплей?», заданный в момент вселенской катастрофы, в веках, скорее всего, останется - уж больно он актуален.
Единственное порицание, которое всерьез можно высказать этому в целом замечательному мультфильму, - это как раз линия отцов и детей, обозначенная в самом начале. Возможно, подобные разногласия не так часто встречаются в анимации, но уж в игровом кино это до боли избитая тема: дочь выросла, хочет развлекаться и знакомиться с парнями – а отец излишне строг и назидателен. С другой стороны, это родители подобное видели сотни раз – а дети-то еще нет, а ведь это им предназначена данная история. Так что остается надеяться, что мальчишки и девчонки сумеют вынести из этого урок и поймут, что главным отрицательным персонажем здесь является отнюдь не капитан Гад, а именно Персик. Потому что как бы папа не надоел, так с ним разговаривать никогда нельзя.
«Железное небо» ( Iron Sky)
Финляндия-Германия-Австралия, реж. Тимо Вуоренсола, в ролях: Юлия Дитце, Гётц Отто, Удо Кир, Кристофер Кирби, Тило Прюкнер.
На Луне высаживаются два американских астронавта: первого сразу убивают, второй попадает в плен. Но к кому?! К нацистам – в 1945 году улетевшим от расправы и все эти годы наращивавшим мощь Четвертого рейха здесь, на темной стороне земного спутника. Отобранный айфон, умело прилаженный к космическому кораблю, подсказывает фашистам, что если у них будет много таких вот примочек от Apple, то это даст им возможность организовать полноценное возвращение – то бишь, вторжение.
Фильм, сделанный руками финских кинематографистов при поддержке огромной интернет-аудитории, отнюдь не оказался «всего лишь» забавным гэгом – на самом деле, он вышел совсем не хуже какого-нибудь голливудского продукта. Лихо закрученный сюжет, выполненные на достойном уровне спецэффекты, нефальшивые и симпатичные актеры. Особенно Юлия Дитце, которая наверняка теперь будет засыпана предложениями – как новых ролей, так и руки и сердца. Короче, никогда не скажешь, что это «любительская» поделка – и если раньше вы по каким-то причинам недолюбливали финскую кинематографию, то сейчас самый подходящий момент обратить на нее внимание.
А каковы реплики – что ни фраза, то крылатая (стоит отметить убийственно меткий дубляж)! «Нацист сказал – нацист сделал». «Всех президентов, развязавших войну, переизбирали». «Мы не держим слов, ведь мы – Америка». Насчет сомнений, что это именно США одержали победу в войне: «А кто не верит – смотрите кино!». Но всё затмевают три момента: звездолет «Джордж Буш-младший»; признание Северной Кореи в том, что это они способствовали вторжению… И главное: «Великий диктатор» Чаплина, оказывается, на Луне превратился в короткометражку, демонстрирующую величие фюрера! Впрочем, оценить эту шутку смогут не все – а только те, кто смотрел собственно «Великого диктатора». Увы, таковых сегодня, наверное, немного – молодежь предпочитает другие картины. Хотя если благодаря «Железному небу» зрители захотят прильнуть и к великому кинонаследию, то уже за одно это создателей этой циничной, но действительно смешной картины стоит от всего сердца поблагодарить.
См. также
«Завтра»
Россия, реж. Андрей Грязев; документальный фильм.
Житие арт-группы «Война» в период подготовки так называемого «Дворцового переворота»: обсуждение стратегии, предварительная пробежка по крышам машин, закрепление главной роли за фотодокументалистами, в качестве тренировки – похищение уличной растяжки, приуроченной ко Дню милиции. Для подкрепления физических сил и материального положения – воровство в магазинах и походы по свалкам, для усиления политграмотности – изучение Уголовного Кодекса. Из благородных побуждений – помощь мужчине, свалившемуся на улице с приступом. Неизменные спутники «художников» - стоящий за камерой оператор и маленький ребенок: первый – снимает, второго, наверное, просто дома оставить не с кем и потому родители и днем и ночью таскают его за собой.
В этом описании из основных мотивов не указана разве что личная жизнь – а она тоже подробно представлена: герои ругаются, мирятся, играют с мальчиком. В какой-то степени эта личная жизнь и есть самое любопытное в картине: интересно же узнать, кто такие эти люди, что у них в голове, что в сердце? Не сказать, что фильм полностью на эти вопросы отвечает, но хотя бы приоткрывает дверцу – и это уже немало. Андрей Грязев провел с «Войной» полтора года – и забавно, конечно, то, что показанные им люди сейчас обвиняют режиссера в предательстве, краже непредназначенных для показа материалов и прочей гадости. А что они хотели?.. Вы соглашаетесь стать героями документального фильма – а потом вам не нравится, в каком свете вас показали?.. Если так рассуждать, то всю документалистику закрывать можно смело – разве что фильмы про пингвинов оставить, у них точно не будет возражений.
Похожая ситуация, кстати, стала частью оскароносного фильма «Боец»: там мужик тоже думал, что его снимают как кумира поколения, а лента оказалась о том, что делают с людьми наркотики. Налицо было недопонимание между объектом съемки и творческой группой – но кто ж в этом виноват? Случай с «Войной» и фильмом «Завтра» - ровно такая же история: наверное, они думали предстать перед зрителями этакими благородными «декабристами» - и результат не в полной мере оправдал подобные ожидания.
Относиться к картине можно по-разному – но любая оценка все равно сводится к тому, как вы относитесь собственно к показываемой арт-группе и ее «творчеству». И все-таки - если факт признания «современным искусством» переворачивания милицейских машин остаётся по меньшей мере спорным, то как кино – документальное – «Завтра» определенно состоялось. Здесь скрыто авторское отношение к происходящему (что, возможно, и правильно), но прочитывается сюжет, убедительны герои, имеются весьма и весьма занимательные моменты (в числе которых – короткий пластилиновый мультфильм и финал с изображением фаллоса на Литейном мосту). Однако два главных вопроса так и остаются после фильма без ответа: является ли это «искусством» - и почему ребенок ночью не спит? Поразмыслить над этим придется уже самому зрителю.
См. также:
«Лиссабонские тайны» (Mistérios de Lisboa)
Португалия-Франция, реж. Рауль Руис, в ролях: Адриано Луз, Мария Джоао Бастос, Рикардо Перейра, Клотильда Эсме.
Стоящий на стороне справедливости священник с аристократическими корнями, обезумевшая ревнивая графиня, бывший разбойник, а ныне удачливый бизнесмен – это лишь немногие из героев многофигурной, многоплановой, впечатляющей масштабом фрески. Время действия - 19 век, место - несколько стран, но в первую очередь, разумеется, Лиссабон. Продолжительность картины – четыре с половиной часа.
Как обещает аннотация, фильм погружает зрителя «в настоящий вихрь приключений, роковых совпадений, тайн, мистификаций, неистовых страстей, страшной мести и безумной любви». Легко поверить, особенно учитывая, что по сути это настоящий мини-сериал, с той лишь важной поправкой, что режиссер – классик мирового кино. Рауль Руис - четырежды участник Каннского конкурса, победитель фестиваля в Локарно (в 1969 году) и обладатель почетной награды Берлинале за вклад в киноискусство (1997), один из авторов киноманского альманаха «У каждого свое кино».
«Лиссабонские тайны» получили режиссерский приз Сан-Себастьяна, важную французскую премию имени Луи Деллюка и три португальских (не путать с голливудскими) «Золотых глобуса»: за актерские работы и за лучший фильм года. Все это было неплохим подарком к 70-летию мастера, которое он отметил год назад, но увы - еще через месяц Рауль Руис умер. Однако дело его, что называется, живет, и вот до российского экрана доходит одна из последних его работ, у которой наверняка найдутся свои поклонники.