Кино

Обзор кинопремьер в новом формате: 150-й выпуск

0 383

По случаю очередного юбилея (полторы сотни кинообзоров — это вам не шутка), Киноридус решил вновь поменять формат еженедельного пятничного отчёта о новинках кинопроката. Будем надеяться, что это только на пользу.

Из патриотических соображений начнём с отечественного производителя. Аккурат к 155-летию Антона Павловича Чехова в прокат вышел фильм «Братья Ч», посвящённый молодости великого писателя. Впрочем, в момент, выхваченный авторами ленты, он ещё вовсе не великий — просто писатель, уже известный, но остающийся пока на уровне «подающего надежды»: большие, знаковые его работы ещё впереди.

Сюжет о фильме «Братья Ч», участнике конкурса кинофестиваля «Зеркало»

Хочется верить, что культурный зритель картину не пропустит: тут много «приманок». Помимо фигуры самого Чехова — и режиссёр Михаил Угаров, давно известный театралам, но только сейчас дебютирующий в кино, и драматург Елена Гремина, сперва рассказавшая о «Братьях Ч» для театра, а после переделавшая пьесу в сценарий. За камерой стоял Алишер Хамидходжаев, которого часто называют едва ли не лучшим нашим оператором. Здесь собран неплохой актёрский ансамбль, пусть даже узнаваемых лиц немного: Егор Корешков — в главной роли, Александра Ребёнок — в роли Натальи Гольден. Продюсер ленты — Александр Миндадзе.

Упомянутые имена — это, конечно, Имена; но далеко не всегда подобные имена — гарантия безусловного качества. Конечно, публика составит о ленте своё впечатление, и вообще, появление такого рода работы в нашем кино — явление положительное. Но назвать картину важным событием язык не поворачивается: сколь ни грустно это отмечать, фильм получился слабым, вялым, лишённым тех достоинств, что позволили бы его рекомендовать даже со скрещёнными пальцами. Киноридус уже писал о своём разочаровании прошлым летом, позволим себе привести большую цитату из той фестивальной рецензии:

«…Но если воспринимать фильм как подспорье для школьного сочинения, то материала здесь, конечно, с лихвой. Положительные стороны гения: Антон борется с пьянством и заставляет Николая не губить талант, а рисовать картину, которую позже можно будет продать Третьякову. Отрицательные: даёт близким прозвища — отсутствующую в кадре Аню Гольден обзывая Кувалдой, Александра — Таможенной задницей, Колю — Косым. Отец его был сыном крепостного мужика, ради детей жизнь свою загубил — торгуя, в частности, спитым чаем, о чём сейчас вспоминают со смехом. В отличие от всех своих близких, Антон — единственный, кто воспринимает жизнь без нытья, не отвечая на истерику Александра, постоянно обвиняющего брата в своих несчастьях: „Я не могу быть Чеховым — Чехов уже есть“; „Ты есть, а нас нет“ — мол, всё у родных отнял, даже имя!.. Ещё он употребляет глагол „тараканиться“, а вновь запивший Саша хвалится купленным в аптеке гондоном…».

Ролик про собачку

Второй российский фильм, выходящий на этой неделе, — «Ёлки лохматые», полнометражное ответвление от «Ёлок» простых — вернее, от той новеллы из третьей части, что про любовь двух собачек. Здесь эти собачки — главные герои. Подобно одному мальчику, который однажды остался «Один дома», они дают отпор двум грабителям (тех сыграли Андрей Мерзликин и Ян Цапник). Поставил комедию Максим Свешников, по чьим сценариям некогда запустилась «богатырская» франшиза, уже как режиссёр он два года назад оживил «Снежную королеву». Легко догадаться, что и новая его работа — для самых маленьких. Вернее иначе — для семейного зрителя.

Другой вариант для семейного похода в кино — итальянский мультфильм «Звериный отряд». В нём милые зверушки борются с агрессивно настроенной Ведьмой, вредящей процветанию самой экологически чистой страны в мире — страны, где решительно всё работает на энергии ветра. Если детям понравится, можно будет показать им и первую серию — её выпускали у нас на дисках.

Подростков же кинотеатры ждут на «Континууме», дебютной ленте некоего Дина Израэлайта о группе старшеклассников, которые начинают баловаться с машиной времени: её детали достались одному из героев по наследству, он собрал её и поделился радостью с друзьями. Среди продюсеров фантастической ленты числится Майкл Бэй, однако на сей раз большими буквами его имя на афише не пишут — а это скорее дурной признак.

Трейлер фильма «Континуум»

Подлинно важных премьер на этой неделе три: австралийский «Бабадук» и американские «Охотник на лис» с «Кибером» (не будем повторяться здесь про «Чёрное море», которое должно было появиться на экранах раньше, но почему-то запоздало; впрочем, участие российских артистов в любом случае не добавляет этой довольно проходной картине очков).

«Бабадук» принёс бывшей актрисе Дженнифер Кент, дебютировавшей в качестве режиссёра, массу фестивальных наград и похвальных отзывов со стороны критики. Сюжет прост: мать читает шестилетнему сыну сказку. Сказка, на беду, оказывается страшной, причём настолько, что буквальным образом выплёскивается со страниц книги в реальность. Самый смак — в воплощении: автор искусно смешивает сон и явь, стирая различия и заставляя зрителя маяться вопросами: где тут — взаправду, а где — понарошку?..

Многие называют этот фильм едва ли не лучшим хоррором прошлого года — учитывая, как любим этот жанр кинематографистами и российскими зрителями («страшилки» «выстреливают» у нас чуть ли не каждую неделю), к подобной рекомендации наверняка стоит прислушаться. Впрочем, тут есть и оборотная сторона: молодёжь ведь любит, чтобы её «тупо пугали», а тут — кино авторское, талантливое, с некой идеей; как бы это кого не отпугнуло.

Трейлер фильма «Бабадук»

Впечатления от «Кибера» Майкла Манна довольно подробно были расписаны Киноридусом накануне. Добавим: это интересная работа выдающегося мастера, который для привлечения внимания позвал на главную роль Криса «Тора» Хемсворта. Для 31-летнего актёра, не так давно названного журналом «People» самым сексуальным мужчиной на свете, данный фильм — первый, в котором его внешность не имеет никакого принципиального значения для сюжета. Можно было бы даже сказать, что это и первая его «серьёзная роль», но тут мы погрешили бы против истины: ничего этакого артист не играет. Держится неплохо, но драматическим его исполнение назвать уж точно нельзя. Что даже немного странно: Майкл Манн ранее работал со многими выдающимися звёздами, от Аль Пачино и Роберта Де Ниро до Джонни Деппа и Уилла Смита, высекая из дарования каждого новые искры. Но из Хемсворта ничего особенного высечь режиссёру не удалось; похоже, он не очень-то и старался: в фильме о вирусной атаке главной звездой должна была остаться вирусная атака. И в этом плане «Кибер» своего достигает.

Кадр из фильма «Кибер»

Ещё одна очаровательная сторона фильма — развитие романа Голливуда с китайскими кинематографистами. Как известно, китайский рынок — самый притягательный для киношников просто в силу того, что насчитывает миллиард зрителей. Но пускают на него далеко не всех — а потому американцы из кожи вон лезут, чтобы угодить тамошнему Минкульту (см. «Железный человек 3»,«Трансформеры 4» и пр.). В «Кибере» Китай — не просто жертва злодея-хакера (катастрофа на реакторе), но и поставщик кадров для выявления террористов: компанию главному герою составляет его университетский товарищ Чен Да Вай, сестра которого из коллеги вскоре превращается в подругу милого американского парня. Ну, а для того, чтобы охватить прокатом и прочую азиатскую территорию, киношники заглянули ещё в Индонезию и спасли от гибели Малайзию — в благодарность за что местные жители теперь просто обязаны будут пойти в кинотеатры, чтобы посмотреть, как это было.

Трейлер фильма «Охотник на лис»

Другой «самый сексуальный мужчина планеты», Ченнинг Татум (его статус, правда, устарел уже на два года), тоже попал в руки хорошего режиссёра — и сыграл главную роль в фильме «Охотник на лис». Американская киноакадемия, впрочем, его исполнением осталась не удовлетворена и удостоила номинаций на «Оскар» только партнёров Татума: Стив Карелл оказался в пятёрке лучших актёров года, Марк Руффало — среди лучших актёров второго плана (их же выдвинули на свою премию и британцы). Кроме того на заветную награду претендуют постановщик фильма Беннетт Миллер (в прошлом мае уже получавший «Пальмовую ветвь» за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале), а также сценаристы и гримёры. Причём если кто из них и победит, так это последние: грим здесь таков, что знаменитые лица просто неузнаваемы. Татуму досталось как раз меньше всего, а вот Стиву Каррелу приделали выдающийся орлиный нос, одним этим превратив его из комика в трагики. Заметно преобразили и Марка Руффало, который даже в образе Халка больше похож на себя, нежели здесь.

Втроём они разыгрывают историю братьев, олимпийских чемпионов по борьбе (в разных весовых категориях), которых соблазняет миллионер из самой богатой американской семьи. Соблазняет в хорошем смысле слова: предлагает всяческую помощь в тренировках. Зал, жильё, все условия. В фильме особого акцента на этом нет, но если залезть за справками в Сеть, то выяснится, что в 1987-м году спортсмены в мире правящего капитала были предоставлены самим себе — о них вспоминали только тогда, когда они выходили перед судьями в полной готовности к бою. Так и Марк Шульц — днём отрабатывал приёмы, а вечером жрал лапшу быстрого приготовления. Понятно, что предложение Джона Дюпона было для него из таких, от каких не отказываются. Старший брат, Дейв, какое-то время ещё держался, но потом тоже не устоял.

Кадр из фильма «Охотник на лис»

Если говорить о братьях, то это спортсмены как спортсмены — говорить, в общем-то, не о чем. Другое дело Дюпон: химический концерн, поместье для охотников на лис (давшее название его команде, а теперь и фильму), вертолёт; вдобавок к уже стоящей в чистом поле пушке он покупает ещё и танк, переживая, что пулемёт, оказывается, в комплект не входит. До того, как стать «тренером» и непосредственно борцом (первое место на региональном конкурсе он себе покупает), Дюпон был практикующим орнитологом и даже писал книги о птицах. Колоритная, одним словом, личность. С которой явно всё не так просто, как кому-то может показаться вначале…

Те же самые справки, которые легко можно раздобыть, если проникнуться сюжетом, показывают, что основанный на реальных событиях фильм большую часть этих событий притягивает за уши: многое было не совсем так, как здесь показано, не в то время, при других обстоятельствах. Но эти натяжки для кино не имеют значения: оно ведь художественное, а не документальное, образ тут куда важнее факта. Что расстраивает куда сильнее — отсутствие чётко выписанных психологических мотивировок. Сюжет ещё не перевалил за середину, а ты уже перестал понимать героев: что они делают, почему, какие были этому причины?..

Многие склонны видеть в этом как раз достоинство режиссёрского стиля: мол, Беннетт Миллер только констатирует происходящее, отбрасывая в сторону всё лишнее, он не драматизирует, а будто бы препарирует попавшую ему в руки историю. Но тут кому как: лично я, подивившись поступкам одного из персонажей, перестал ему сочувствовать, что привело к потере интереса и к судьбе прочих героев. В результате давно ожидаемая картина не порадовала, а скорее даже разочаровала. Что, впрочем, не отменяет иных её плюсов — того же, например, выдающегося грима.