Эммануэль Макрон не мог выбрать более неудачный день для того, чтобы объявить о начале кампании по фактическому принуждению французов к вакцинации. Закономерно, что национальный праздник День взятия Бастилии прошел во Франции под лозунгами протестов против антиковидных ограничений и нарушения гражданских прав.
Ранее на этой неделе президент Франции обнародовал план, который, по его мысли, должен подвигнуть французов на «добровольную» вакцинацию. Он включает в себя требование о медицинском паспорте. Документ, который будет обязателен для посещения торговых центров, баров, кафе и ресторанов, должен содержать свидетельство о вакцинации или отрицательный результат ПЦР-теста.
Протесты во Франции. © instagram.com
Я понимаю, чего от вас прошу, и я знаю, что вы на это готовы. В каком-то роде это должно быть ваше чувство долга, — заявил Макрон.Долг долгом, но на одну сознательность сограждан власти не надеются, поэтому с 15 сентября начнут проверять и штрафовать тех, кто не выполнит это распоряжение.
Министр здравоохранения Оливье Веран вслед за объявлением Макрона о новых мерах выразил обеспокоенность тем, что больницы страны могут быть переполнены из-за распространения дельта-штамма, и заявил, что теперь гражданам Республики нужно будет выбирать между изоляцией и медицинским паспортом — фактически недобровольной вакцинацией.
Французские СМИ сообщают, что среди других предложений в правительственном законопроекте — обязательная десятидневная изоляция всех, у кого есть положительный результат теста, при проведении выборочных проверок полицией. Президент Франции уже заявил, что вакцинация будет обязательной для медицинских работников.
По данным Associated Press, заявление президента в понедельник изначально мотивировало некоторых непривитых людей сделать укол: более миллиона человек в стране подписались на него за один день.
Не то время и не то место
Чтобы понять, насколько подобная мера является вмешательством и разрушает привычный образ жизни французов, надо вспомнить, что завтрак в кафе и ужин с семьей и друзьями в ресторане для тех же парижан не праздник, а ежедневный ритуал, которому как минимум пара веков. Но вариантов у Макрона не было.
Протесты во Франции.
Итог оказался предсказуем. В День взятия Бастилии улицы Франции наполнились демонстрантами, протестующими против планов правительства Макрона. Только в Париже на улицы вышли больше 40 тысяч человек. У некоторых протестующих были значки с надписью «Нет паспорту здоровья». Протесты прошли на улицах крупных городов по всей стране, включая Нант, Марсель и Монпелье, и были отмечены стычками с полицией и задержаниями.
Это абсолютно произвольно и совершенно недемократично, — приводит слова одного из протестующих Reuters.Вакцинация во Франции.
Зачем нужен план Макрона
По мнению господина Рубинского, с самого начала пандемии, с марта прошлого года, Макрон взял курс на лавирование между приоритетными задачами: спасением жизней с помощью жесткого карантина и стимулированием темпов роста экономики, чтобы преодолеть последствия кризиса, который принял глобальный характер.
Эммануэль Макрон.
Как считает руководитель Центра французских исследований РАН, французский президент понимал, что в итоге об успешности его правления будут судить по результатам, но усталость граждан от карантинных ограничений налицо. Поэтому суть его выступления была в том, чтобы обозначить меры и отдать предпочтение в их применении наиболее уязвимым и пострадавшим категориям граждан: пожилым людям, медработникам, выпускникам школ, оставшимся без перспектив получения работы, а также распределить меры, которые принимают правительство и свежеизбранные в июне местные органы власти.
По мнению собеседника «Ридуса», в целом отклики на выступление (не только от сторонников, но и от некоторых противников) позволяют сказать, что Макрону, в общем-то, удалось добиться своего. Оценка опросов общественного мнения более-менее позитивна и рейтинг доверия к президенту сейчас на уровне 40%, что неплохо для последнего этапа первого президентского срока.
Однако сейчас при планировании дальнейших мер Макрон должен убедить своих сторонников в верности идеям радикальных реформ, самая радикальная из которых — пенсионная реформа. Кроме того, как считает Юрий Рубинский, в своих действиях Макрону придется учитывать не только проблемы мусульманских мигрантов и их потомков, но и выявленный пандемией серьезнейший раскол французской нации на тех, кто успешно вписался в требования глобализации (большие города, крупные предприниматели и управленцы), с одной стороны и жителей сельской местности, мелких предпринимателей и тех, кто пострадал от глобализации, с другой. Макрону предстоит убедить Францию, что причины его реформаторских неудач лежат в пандемии, а значит, с ней нужно бороться всеми возможными способами.