Общество

Один час в застенках Петербургского метрополитена

36 483

Возвращаясь домой с субботней прогулки по Питеру я имел неосторожность сфотографировать в подземном переходе под Невским проспектом гермозатвор предназначенный для защиты от наводнений.

Через пару секунд после щелчка затвора рядом неожиданно появился господин полицейский Владимиров Сергей Владимирович, сообщивший мне, что я нарушаю правила пользования метрополитеном, в соответствие с которыми запрещено фотографировать. После моего вопроса, относится ли подземный переход под Невским проспектом к территории метрополитена (фотосъёмка производилась на расстоянии ~15-20 метров от дверей вестибюля станции) мне было предложено проследовать в вестибюль станции для ознакомления с правилами, в которых в одном из первых пунктов оказалось указано, что "К территории метрополитена относятся [...], подземные вестибюли с подуличными переходами..."

Чтобы не было скучно, разбавлю текст своими архивными фотографиями петербургского метрополитена, сделанными в те времена, когда за попытку сфотографировать не хватали всех подряд.

К сожалению, на тот момент я не обратил внимания на пункт правил о фотосъёмке, и поверил словам сотрудника полиции о том, что в метрополитене фотографировать запрещено. Некоторое удивление у меня вызвал тот факт, что переходя Невский проспект по подземному переходу, я автоматически попадаю в зону действия правил метрополитена, и могу быть задержан сотрудниками полиции и оштрафован на основании нарушения этих правил, даже не являясь по сути пассажиром метрополитена.

Сотрудники СКМ (Служба контроля метрополитена) заявили, что по причине отсутствия бланков штрафовать они меня не собираются. Тем временем господин полицейский Владимиров попросил меня предъявить отснятые кадры и удалить их, но так, как его требования были незаконны, я отказался это делать, после чего был вынужден проследовать в пикет полиции под предлогом составления протокола о правонарушении.

Так как у меня были основания сомневатся в правомерности действий сотрудника полиции, я спросил у него разрешение на фотофиксацию его внешности, но к сожалению он запретил мне фотографировать себя, несмотря на статью 24 Конституции РФ "О правах человека и сборе и обработке информации" и комментария к статье 24 Конституции РФ:

Фотографирование людей в общественных местах осуществляется свободно:
[...]
-Милиционеров,пожарных,врачей,сотрудников службы спасения- при исполнении обязанностей;

Данную ситуацию позднее проккоментировал мне по телефону начальник пресс-службы ГУВД Санкт-Петербурга Степченко, сказав, что сотрудники полиции - такие же граждане, как и все, и они могут запретить себя фотографировать. "Законы читайте!" - резюмировал Вячеслав Валентинович. Видимо, начальник пресс-службы имел ввиду статью 152.1 Гражданского кодекса, предусматривающую охрану изображения гражданина, которая однако не запрещает получения таких изображений, и нарушить ее можно только после их несанкционированного обнародования и дальнейшего использования, то есть, уже после того, как оно стало доступным неограниченному кругу лиц без согласия того, кто изображен на фотографии.

В конечном итоге сотрудник полиции согласился на фотофиксацию своего нагрудного знака.

В пикете полиции данные моего паспорта внесли в книгу учёта, и полицейский Владимиров связался с дежурным, известив его о задержании фотографа, который, цитирую: "Не подчиняется законным требованиям полиции и не прекращает фотографировать." После чего мне было сообщено, что для оформления протокола приедет инспектор, т.к. сам сотрудник полиции не может оформить протокол, но т.к. инспектор в данный момент занят, то время его прибытия неизвестно. В любом случае, более трёх часов меня задерживать для составления протокола не собираются.

"Валера, настало твоё время" - подумал я, и позвонил в юридическую службу "Амулекс", которая помогает внештатным корреспондентам агентства Ридус. После описания ситуации юристы в общих чертах рассказали мне о том, что следует делать в таких случаях, и взяли тайм-аут на более точное выяснение подробностей. А подробности оказались таковы: 15 марта на территории Санкт-Петербурга был принят новый кодекс об административных правонарушениях, в котором была статья предусматривающая штраф от 500 до 3000 рублей за фотосъёмку на территории метрополитена, но после широкого общественного резонанса губернатор Полтавченко в СМИ пообещал исправить эту ошибку, и уже 21 марта в кодекс были внесены изменения, вступившие в силу в начале апреля. Таким образом, действия сотрудника полиции являются неправомерными, а моё задержание незаконным, и в случае, если мою свободу передвижений будут продолжать ограничивать, мне будет необходимо в протоколе указать на то, что действия сотрудника я считаю неправомерными, виноватым себя не считаю, после чего подать жалобу на действия сотрудника полиции в прокуратуру при метрополитене.

Я озвучил полученные мною от юристов сведения господину полицейскому, который по моей просьбе позвонил дежурному и уточнил обстоятельства моего задержания. В процессе беседы с дежурным у того, видимо, нашлась копия актуальных правил метрополитена, т.к. задержавший меня Владимиров уточнил дежурному, что я фотографировал без применения вспышки. После этого уточнения мы проследовали к будке контролёра турникетов, за которой в закутке висели правила метрополитена, предназначенные для ознакомления с ними граждан находящихся на территории метрополитена. Там мы нашли замечательный пункт, который гласит:

"9. Всем лицам, находящимся на территории метрополитена, запрещается:
[...]
9.17. Осуществлять кино- и видеосъемку, а также фотосъемку с применением вспышки без письменного разрешения администрации метрополитена."

Кстати, этот же текст расположен на официальном сайте петербургского метрополитена.

Ввиду того, что фотосъёмку я осуществлял без применения вспышки, полицейский принёс мне свои извинения, и уже было собирался отпустить меня, но тут один из сотрудников СКМ притащил откуда-то из подсобки изрядно потрёпанный выпуск газеты от 14 марта 2012 года, и со словами "Вот вы прессе доверяете?" указал мне на опубликованный там кодекс в устаревшей редакции. Я был очень удивлён тому, что сотрудники метрополитена руководствуются в своих действиях не официальным документом, размещённым на соответсвующих стендах в вестибюле, а старой прессой, утратившей актуальность. В результате получается, что петербургский метрополитен вводит пассажиров в заблуждение, вывешивая на всеобщее обозрение одни правила, в то время как его сотрудники руководствуются другими. Возможно, тут имеет место факт вида мошенничества, направленного на получение денежных штрафов обманным путём.

После ознакомления с этим материалом в газете сотрудник полиции взял свои извинения обратно, и применил в отношении меня "устное предупреждение" после чего отпустил на волю. В итоге я провёл в застенках метрополитена 60 минут, в результате чего опоздал на автобус и оставил своих сыновей без ежедневной прогулки. Это если не считать потраченных на беседы с юристами средств на телефоне и испорченного настроения от пребывания в довольно тесной комнатушке в компании с господином полицейским.

PS: Кстати, вестибюль станции Невский проспект обслуживает всего лишь один господин полицейский, т.ч. в то время пока он составлял мне компанию в застенках метрополитена, стоически борясь с конституционными правами граждан, станция была беззащитна перед наплывом жителей и гостей нашего города, которые могли что-нибудь злостно сфотографировать.

© Павел 'PaaLadin' Семёнов

При желании использовать материал или какую-либо его часть в СМИ, необходимо предварительно согласовать это с автором.