Расследования

Однажды уволенные руководители продолжают приносить «пользу» государству

9 1562

По словам бывших сотрудников, руководство в этой конторе менялось чуть ли не чаще, чем раз в год, причем едва ли не каждый бывший начальник, либо кто-то из его заместителей являлся или является фигурантом уголовных дел. Почему так происходит — стоит разобраться подробнее.

Количество действующих в России аэродромов за последние 20 лет сократилось с 1302 до 315. Основой является так называемая национальная сеть, в которую входят 117 аэропортов, из которых 70 являются международными.

По официальным данным, средства государственных целевых программ обеспечивают финансирование этой сети только на 60 процентов. Примерно в это же количество миллиардов рублей оценивается объем незавершенного строительства на стратегических объектах, коими по умолчанию являются аэродромы. Однако при более пристальном взгляде на организацию, управляющую финансовыми потоками в этой схеме, возникает сомнение в целевом использовании бюджетных средств.

За качество отвечают

Единым балансодержателем имущества гражданских аэродромов федерального значения является ФГУП «Администрация гражданских аэропортов и аэродромов» (АГА (А)). По словам бывших сотрудников, руководство в этой конторе менялось чуть ли не чаще, чем раз в год, причем едва ли не каждый бывший начальник, либо кто-то из его заместителей являлся или является фигурантом уголовных дел.

С гендиректором, конечно, каждый раз менялось и все его окружение, при этом с каждым разом штаты неизменно раздувались. Соответственно, росли и бюджетные аппетиты организации, которые на сегодняшний день составляют немногим менее миллиарда рублей, что для организации такого формата просто невероятно.

Время представить некоторых нынешних руководителей ФГУПа: первый заместитель генерального директора, недавний глава предприятия Алексей Кайдалов, бывший чиновник администрации Северной столицы, покинуший впоследствии и пост главы питерского «Атомэнергопроекта». По данным «Коммерсанта», это произошло после обнаружения специалистами «Росэнергоатома» нарушения целостности армокаркаса первого энергоблока ЛАЭС- 2, а проще говоря, обрушения из-за недостаточного контроля за качеством работ.

Начальник управления по строительству и реконструкции объектов Московского авиационного узла Дмитрий Тимошенков, в недавнем прошлом депутат муниципального образования «Черная речка», также питерского, как ясно из названия. Бывший эсер, перешедший к единороссам, параллельно бизнесмен, он прославился попыткой пересмотра итогов выборов главы своего МО и захватом его кабинета, о чем летом 2009 года стране рассказала телекомпания НТВ.

Как упоминалось выше, со сменой руководства меняется и его окружение — так, в свое время господин Кайдалов привез из Северной Пальмиры с собой команду из нескольких десятков человек, которым снимается служебное (отнюдь не бюджетное, хотя и за бюджетные деньги) жилье и выделяется служебный (см. текст из предыдущих скобок) транспорт.

Немаловажно отметить и тот факт, что в подчиненном Федеральному агентству воздушного транспорта, более известному как Росавиация, зарплаты куда выше, чем в вышестоящей инстанции. Начальник отдела в нем получает почти в два раза больше, чем руководитель самого федерального агентства. Тем не менее ФГУП, словно клещ, все эти годы распухало под крылом Росавиации. Причем количество никак не вязалось с качеством.

В апреле 2010 года «Российская газета» упоминала о дефектах, нарушениях технологии строительства, отступлениях от проектной документации при реконструкции таких значимых аэродромов, как «Сочи», «Геленджик», «Ростов-на-Дону», «Горно-Алтайск» и другие.

Осенью 2011 года ФГУП объявило открытый конкурс на строительство ВПП-3 Шереметьево. Начальная максимальная цена контракта превысила 27 миллиардов рублей, а его условия изменялись 19 раз! Это относилось и к срокам проведения конкурса, и к стоимости контракта, и к объему работ. Определенную «славу» предприятию принес интерес к тендеру организации «РосПил», которая моментально раструбила о том, что дело нечисто.

Позже Московская межрегиональная транспортная прокуратура в ходе проверки выяснила, что в конкурсной документации не указано, «предусмотрены ли расходы генподрядчика, связанные с оформлением имущественно-земельных отношений по земельным участкам, необходимым в соответствии с проектной документацией для строительства объекта».

Имелось только указание цены расходов, связанных непосредственно с выкупом земельных участков, в релизе. Также прокуроры установили, что техническим заданием к конкурсной документации на генподрядчика возложено проведение ряда мероприятий в целях оформления земельно-имущественных отношений. Однако часть этих работ уже была выполнена ранее генеральным проектировщиком проектно-сметной документации на строительство!

В октябре прошлого года та же прокуратура предотвратила более чем двухмиллиардную незаконную сделку между ФГУП и ОАО «Аэропорт Внуково». Тогдашнему главе, господину Кайдалову было объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона, однако во внимание оно, как будет видно далее, принято не было.

Кому удается игнорировать прокуратуру

Несколько лет назад Росавиация и ФГУП заключили Государственный контракт с ООО «Дирекция строящихся объектов» (ООО «ДСО»), в рамках которого последние обязались исполнять функции строительного контроля над работами, ведущимися генподрядчиком строительства — ЗАО «Инжиниринговая корпорация Трансстрой» — в ходе реконструкции комплекса «Шереметьево».

Как пояснили в Ростехнадзоре, действительно важно, чтобы строительный контроль осуществлялся независимой организацией, а не самим заказчиком, ведь стремление побыстрее построить, освоив выделенный бюджет, погубило уже не один объект. Также это позволяет избежать различных «серых» схем между заказчиком и подрядчиком. К примеру, в смете указана одна марка цемента, дорогая, а в действительности используется другая, дешевле, прибыль, как известно, пополам. Именно поэтому в цепочке должна быть сторонняя независимая организация.

В Европе уже давно существуют целые союзы и ассоциации таких компаний, чья деятельность строится именно на принципе независимости. В России же правовая база только недавно пополнилась разрешением на привлечение заказчиком сторонних организаций к подобным работам. Это регламентировано статьей 749 Гражданского кодекса и Приложением к постановлению Правительства № 33948 от 27 мая 2005 года.

Но вернемся к госконтракту. В один прекрасный день, после очередной смены директоров во ФГУП АГА (А), оплата, положенная по контракту за работу ООО «ДСО», попросту перестала поступать.

В недоумении специалисты по строительному контролю обратились за разъяснениями, на что от тогдашнего гендиректора Андрея Тимочкина последовали странные доводы. Якобы, когда отменяли старый норматив, устанавливающий порядок выплат за работы по строительному контролю, новый ответственные Минфин, Минэкономразвития и Минрегионразвития попросту не приняли. Это бы, что называется, «прокатило», но сметой предусмотрена статья «непредвиденные расходы», причем в немалом объеме, на что и было указано, однако никакой реакции на это от ФГУПа не последовало.

Да и как следует из информации, полученной в Минрегионразвития, до того, как новый норматив будет принят, требования предыдущего подлежат обязательному выполнению.

Несмотря на то, что возникающие в ходе выполнения контракта вопросы оплаты являются исключительно проблемой заказчика, последний не предпринял ни малейшего усилия. Даже тогда, когда получил письмо из вышестоящей инстанции, Росавиации, рассмотревшей спор и предписавшей подчиненным выплатить положенную государственным контрактом сумму в 25 миллионов, которая была, как и положено, выделена заказчику. ФГУП же попросту сочло указание инвестора недостаточным основанием, распорядившись средствами по собственному усмотрению.

Дело принимало затяжной оборот и ничего не оставалось делать, как обращаться в Московскую межрегиональную транспортную прокуратуру. Проведя проверку, ею было вынесено предписание — оплатить проделанную работу, однако реакции не последовало.

Как следует из материалов проверки, ФГУП направляло в адрес ООО «ДСО» письмо с требованием остановить работы по строительному контролю, ссылаясь на отсутствие источника финансирования! То есть, по сути, нарушить условия госконтракта, чтобы в итоге еще и самим платить пени за невыполнение его условий. Помимо того в действиях АГА (А) прокуратура выявила целый ряд нарушений в нескольких сферах законодательства.

В результате неоднократного повтора направления прокуратурой и Росавиацией предписаний, к которым присовокупилось многозначительное «недоумение» как сотрудников указанных ведомств, так и дирекции международного аэропорта «Шереметьево», часть задолженности «нехотя» была выплачена в очередной раз сменившимся руководством.

Но большая часть суммы так и зависла на счетах ФГУП, не подчинившись ни прокуратуре, ни логике. Первой явно не понравилось пренебрежение в свой адрес, и, спустя некоторое время, была проведена еще одна проверка. Она открыла куда более интересные факты.

Вытеснять, чтобы скрывать

Оказалось, что ФГУП пыталось через администрацию «Шереметьево» изъять у специалистов по строительному контролю пропуска, чтобы пресечь их доступ к объектам, на которых, как выяснилось, проходили следующие процессы: ФГУП и ООО «Трансстроймеханизация» зимой 2012 года расторгли один договор строительного подряда и заключили другой, по которому якобы за три дня были выполнены работы на сумму свыше 303 миллионов рублей.

Однако проверка показала, что на самом деле эти работы были выполнены ранее, в летнее время, а зачит, по совершенно другим тарифам. Еще около миллиона рублей ушло по договору с неким ООО «Деловой вектор», которое якобы осуществляло за этими работами строительный контроль, хотя, как установила прокуратура, работы велись летом под надзором ООО «ДСО». Разумеется, по таким итогам проверки органами внутренних дел было возбуждено очередное уголовное производство.

На своем сайте ФГУП размещает подробную информацию обо всех подведомственных аэропортах и участниках работ, в них проводимых. Так вот по адресу agaa.ru/activity/pro/sheremetevo.php располагается перечень организаций, ведущих работы по реконструкции и модернизации аэродрома «Шереметьево».

Но ООО «ДСО» среди них нет, хотя в разделе конкурсов присутствует информация, что именно эта организация выйграла тендер на осуществление строительного контроля. Парадоксально, но факт — ФГУП игнорирует участников государственного контракта, с которыми само же его и заключало!

В ход были пущены и более странные методы, например, подделка документов за подписью руководителя Росавиации…

Несмотря на очередные предписания, предупреждения и общую негативную ситуацию (ФГУП вместе со своими подрядчиками и субподрядчиками на сегодняшний день, так или иначе, фигурируют в нескольких уголовных делах) положенные законом действия так и остаются невыполненными при том, что услуги строительного контроля предоставлялись в полном объеме.

Непонятно, каким образом подобные ФГУП АГА (А) организации до сих пор функционируют, ведь, помимо того, что своей деятельностью они бросают тень на всю систему государственных учреждений, вырабатывая стойкое впечатление, что «государство не платит», они еще и наглядно показывают, что даже на своем не столь высоком уровне возможно самоуправство с практически полным игнорированием правоохранительных органов и вышестоящих инстанций.

Получается, что и «Росавиация», и даже Минтранс бессильны совладать со своими зарвавшимися подчиненными. А ведь подобных ФГУПов в различных сферах — сотни, и страшно даже представить, сколько бюджетных денег уходит неизвестно куда в то время, как они жалуются на недостаточность финансирования.

На прошедшем в начале июля совещании в Шереметьево по развитию Московского авиационного узла Владимир Путин заявил, что его реконструкции и качественной модернизации уделяется особое внимание: «В числе приоритетов — осуществление строительства в ближайшие годы новой третьей полосы в аэропорту „Шереметьево“. В этой связи прошу Минфин, Минтранс, Минэкономразвития обеспечить необходимое финансирование и организацию строительных работ».

Сразу представилось, как, заслышав слово «финансирование», во ФГУП АГА (А) радостно потерли руки…