Общество

Одни из сотен тысяч: истории участников «Бессмертного полка»

0 1165

Насколько масштабной получилась, собравшая в итоге более полумиллиона москвичей акция «Бессмертного полка», стало понятно уже в метро. 

Несмотря на длинные праздники и хорошую летнюю погоду, далеко не все москвичи отправились на дачи. Подземка буквально забита людьми в пилотках со звездами, с красными флагами и портретами воевавших предков. 

В стороне не осталась даже группа чехов в хоккейных свитерах. 

«Мы играть сегодня в вечер. Со Швеция. Будем кричать на стадион. Увидели в телевизор праздник, пошли», — на ломаном русском поведал Томаш, после чего перешел на английский. «Это — прекрасная идея, напомнить всем о том трагическом времени. Наша страна тоже сильно пострадала от немцев, да еще словаки им крепко помогали. На следующий год в Праге сам выйду на улицу с портретом деда. Его в апреле 1940 года расстреляли как антифашиста», — рассказал поклонник Мартина Якубко.

«Я тоже! Я тоже хочу рассказать!» — подбежал джентльмен лет шести, держа в ручонках рамку с фотографией бравого старлея.

— Это мой прадедушка, он Гитлера победил!

— Как победил?

— Ну, как, как. Стрелял, стрелял и победил! Видишь, сколько у него медалей?!

«Это мой дед, он сапером был, — поспешил вмешаться в беседу отец общительного парнишки. — Закончил войну в Кенигсберге. В прошлом году смотрели по телевизору, как „Полк“ проходит, в этом решили сами поучаствовать».

1 © Антон Тушин/Ridus.ru

Еще до официального начала акции на Тверской собралось несколько сотен тысяч людей самых разных возрастов, что называется, от мала до велика. С некоторыми из них корреспонденты «Ридуса» успели перемолвиться парой слов. Выбирали тех, чьи таблички привлекали внимание.

«Это мой отец, моя мама и тетя», — говорит нам Владимир Каракулин. Обычными канцелярскими кнопками он прикрепил к листу фанеры с двух сторон около десятка фотографий. Начало войны он встретил трехлетним мальчиком в Молдавии:

Мама моя — глазной врач, офтальмолог. Она 22 июня 1941 закончила Ивановский мединститут, а 24 была уже призвана на фронт. Ей орден Красной звезды дали за то, что она спасла глаз Черняховскому. 

Папа — кадровый военный, пограничник с 1933 года. Вот мы встретили войну с мамой, папой и с этой тетей, сестрой ее, она тоже врач, на реке Прут. Папиному полку стоит памятник в Сальских степях, а полк называется Прутский имени Богдана Хмельницкого, они дошли до Грозного, защищали нефть нашу. Войну он закончил в Вене, оттуда его отправили на борьбу с лесными братьями в Литву. 

Первый орден Красной Звезды, такой обшарпанный, он получил за встречу с фашистами в первый же день войны, 22 июня. Он затем написал книгу „Люди в зеленых фуражках“, поскольку он пограничник. Орден Отечественной войны он получил уже в Сальских степях, где стоят памятники их полку. 

Фотографии предков его супруги — с обратной стороны фанерки, две штуки. 

«Вот эта молодежь — это ребята в кремлевском военном училище музыкальном, 1922 год. А вот они уже на фронте, вот мой дядя Алеша, они все не вернулись, никто не выжил… Родители были очень против, чтобы он военным становился, а он очень хотел защищать Родину, поэтому он уехал от них», — говорит сквозь слезы старушка.

2 Владимир Каракулин © Антон Тушин/Ridus.ru

В «Бессмертном полку» маршируют представители всех национальностей Советского Союза: русские и евреи, армяне и украинцы, грузины и белорусы. 

У каждого из них на фронте погиб как минимум один из родственников. Опросив несколько десятков человек, нам не удалось найти такого счастливчика, чьи предки вернулись с войны в полном составе. 

«Это — родной брат моей бабушки. Он пошел добровольцем, ему было 56 лет, Борис Вениаминович Эпштейн, он был слепой на один глаз, погиб в октябре 1941 года под Ельней. Это — мой дедушка, отец моего отца, был в армии к началу войны, под Ригой служил, погиб в первые же дни войны. А это — мамин брат, пережил войну, но был очень сильно изранен осколками и умер в 1949», — рассказывает нам Любовь Эпштейн. 

Она идет с «Бессмертным полком» уже во второй раз. «Надо помнить и другим напоминать. Для меня 9 мая не праздник, а день памяти», — добавляет она и присоединяется к хору, исполняющему «Катюшу».

3 Любовь Эпштейн © Антон Тушин/Ridus.ru

Тем временем нас нагоняет священник в рясе. До того, как принять сан, он был военным. В руках у батюшки фотография отца: 

Стрелок саперной роты, воевал год с небольшим. Награжден медалью „За отвагу“ за личный подвиг: ворвался в окопы фашистов, уничтожил четверых нацистов, был ранен. Конец войны застал в строю, но уже не фронте, в тылу. Он отошел к господу в 1992 году, его личным подвигом я очень горжусь. Он не любил говорить о войне. Как и современные ветераны Афганистана и Чечни, говорил об этом мало и с неохотой, а то, что рассказывал, это настолько личное, что я об этом говорить не буду. Храни нас всех Господь от войны. 4 Священник, пожелавший сохранить инкогнито © Антон Тушин/Ridus.ru

Несмотря на то, что 9 мая мы отмечаем победу над нацистской Германией, в рядах «Полка» хватает людей, которые решили вспомнить о предках, погибших на защите наших рубежей и в других войнах: в финской, гражданской, на Халхин-Голе.

«Я пришла за своего отца и за отца мужа, — рассказывает Эльвира Дорошенко. — Это — отец моего мужа, который в сентябре 1941 года под Смоленском погиб, мужу четыре года тогда было. А это — младший брат моего отца, он погиб 7 августа 1939 года на Халхин-Голе, летчик. Его самолет сбили, он выбросился с парашютом, японцы со всех сторон набежали, и он застрелился, чтобы в плен не попасть… Было много свидетелей, поэтому на отце, он тоже военный, на нем не отразилось, потому что доложили, что брат его погиб достойно. 23 года ему было…».

5 Ася Ходос (слева). Война застала ее маленькой девочкой в Одессе. Справа - Эльвира Дорошенко © Антон Тушин/Ridus.ru

Это — главный праздник в году, такие слова мы слышали практически от каждого, с кем удалось пообщаться. Скорбь по погибшим, радость от Победы и гордость за подвиги предков перемешались удивительным образом. 

К сожалению, в нынешнем году автору этих строк не удалось выйти с портретами своих дедов, но я тоже помню и горжусь: Лев Строганов, ефрейтор, стрелок пулеметного расчета. Погиб в первом же бою под Выборгом. Сергей Балашов, старший сержант, закончил войну на Кунашире. Вечная память героям.

6 © Антон Тушин/Ridus.ru 7 © Антон Тушин/Ridus.ru 8 © Антон Тушин/Ridus.ru 9 © Антон Тушин/Ridus.ru 10 © Антон Тушин/Ridus.ru 11 © Антон Тушин/Ridus.ru 12 Владимир Каракулин с супругой © Антон Тушин/Ridus.ru 13 © Антон Тушин/Ridus.ru 14 В рамке рядом с фотографией - похоронка на Марка Арумовича, дядю этого мужчины. Марк Арумович был убит под Калининым (сегодня Тверь) 2 марта 1942 года © Антон Тушин/Ridus.ru 15 © Антон Тушин/Ridus.ru 16 © Антон Тушин/Ridus.ru 17 Парнишка несет фотографию деда, старшего лейтенанта 63 артиллеристской дивизии. Воевал с первых дней войны, закончил - в сентябре 1945 в Манчжурии © Антон Тушин/Ridus.ru