В понедельник, 13 мая 2013 года, по новостным лентам прошло сообщение о пожаре в московском Центре международной почты. МЧС сообщило, что площадь возгорания не превысила 10 квадратных метров и от огня пострадали всего несколько мешков с корреспонденцией. По уверениям Почты России происшествие не должно было затронуть обработку зарубежных посылок. Однако события следующих дней показали: всё намного серьёзнее.
Так вышло, что я работаю рядом с Центром международной почты (далее - Почтамт) и мог собственными глазами видеть происходившее. К сожалению, качество многих фотографий хромает, поскольку снимал на планшет.
Хроника событий такова.
14 мая, вторник: дым и бульдозер
В 7:15 утра из Почтамта всё ещё валил дым, рядом дежурили два пожарных автомобиля. Не нужно быть специалистом, чтобы понять - 10 квадратных метров так долго чадить не могут.
На площади перед зданием работники Почтамта, довольно небрежно, начали складировать посылки, пострадавшие от огня и воды при тушении. Эта утренняя куча также опровергала версию МЧС о площади возгорания.
В движении утром всё выглядело так.
К обеду дым исчез, и гора значительно выросла.
Отчаявшись разбирать завалы вручную, работники Почтамта привлекли к сортировке... бульдозер! Точнее, фронтальный погрузчик. Зимой он чистит территорию от снега. С посылками, впрочем, он обращался точно так же.
Чуть погодя началось нечто похожее на сортировку: работники привезли тележки и принялись швырять в них посылки. По какому принципу корреспонденция распределялась по тележкам не ясно. Впрочем, хватило почтовиков ненадолго, так что к концу дня мокрых куч было уже три. Когда я уходил с работы в 22:00, на площадке при тусклом свете фонарей продолжались какие-то работы.
Весь день сайт Почты России не работал, отделения приостановили прием денежных переводов на предъявителя. Под давлением журналистов Дмитрий Страшнов, недавно назначенный руководитель Почты России, вынужден был признать, что горели 100 квадратных метров, и серверы пришлось отключить из-за сильного задымления. Кроме того, весь день не работал операционный зал Почтамта, люди, желавшие отправить посылки, уходили ни с чем.
15 мая, среда: "причёсанные" кучи, ливень, плёнка и мусоровозы
За ночь три неряшливые кучи собрали в одну, отчего масштаб случившегося предстал во всей красе.
Поначалу что-то из сложенного увозили внутрь здания, но это быстро прекратилось. Почитав, наконец, прогноз погоды работники Почтамта решили замотать посылки пленкой на случай дождя.
Они не успели. К огню, воде при тушении и сортировке бульдозером добавилась ещё и промывка ливнем.
Когда дождь закончился, несчастные отправления стали накрывать плёнкой "по-взрослому". Учитывая температуру на улице, баня внутри получилась отменная.
Когда начало темнеть, на территории появились мусоровозы. Нельзя сказать, что в них складывали только посылки, виднелось и кое-какое офисное имущество. Было заметно, что рабочие внимательно осматривали предметы прежде, чем бросить в кузов. Вероятно, искали какие-то ценности.
Под занавес дня то ли ради спасения от новых дождей, то ли для того, чтобы скрыть безобразный вид кучи, посылки решили укрыть ещё тщательнее. Уверен, что плесневый грибок был просто счастлив такому решению.
16 мая, четверг: чехарда версий, грузовики против прессы и "синяя колбаса"
В комментариях к моему первому ролику, выложенному на сайте "Мобильный репортёр", пользователь Niklinkin, со слов знакомого работника Почтамта, написал, что пожар случился из-за трансформатора, питавшего серверную. Агрегат, расположенный в подвале, загорелся, после чего пламя перекинулось на посылки, которые лежали там же.
По версии анонимного сотрудника Почты России, на складе хранилась только корреспонденция, задержанная таможней из-за запрещённых вложений либо необходимости уплаты пошлины. Но официально ведомство это не подтвердило и предложило другую версию: огонь затронул около 1000 писем и мелких пакетов, в основном из Китая и Южной Кореи. Также Почта России заверила, что посылки EMS не пострадали вообще.
Ведомству вторил и помощник Президента Аркадий Дворкович, цитирую: "В результате пожара в основном пострадали посылки из Китая и Кореи. Пожар удалось потушить примерно за 25 минут, но часть посылок была уничтожена. Сколько именно, сейчас определяется. Но их немного, ущерб небольшой."
16 мая эти "1000 писем и мелких пакетов", потушенные за "25 минут" и дымившие утром следующего дня после пожара, разлеглись на площади у Почтамта длинной синей "колбасой".
Особенно заметен грандиозный размер "кокона" при сравнении с автомобилем Почты.
Корреспонденция промокла настолько, что и на третий день после пожара с неё всё ещё текла вода.
Чтобы репортеры не снимали территорию, въездные ворота перегородили грузовиком.
В дальнем углу территории под навесом обнаружилась куча мешков с непонятным содержимым. Вечером часть из них перекочевала в мусоровоз.
Утренняя видеосъемка.
17 мая, пятница: всё то же, всё там же
На своём сайте Почта России вывесила большой баннер, кликнув по которому, можно почитать о порядке компенсаций за сгоревшие отправления. Схема такова: ведомство возмещает ущерб иностранному почтовому оператору, тот передает деньги отправителю (например, интернет-магазину) и уже тот возвращает сумму российскому получателю. Довольно мудрёно. А Ридус в этот день сообщил, что по собственному желанию уволился Денис Чуйко, занимавшийся в Почте России вопросами логистики.
Внешний вид "колбасы" за ночь нисколько не изменился. Ею никто не занимался в четверг, никто не занимается и в пятницу. Возможно, Почтамт просто ждёт выходных, чтобы без посторонних глаз вывезти всё это на мусорный полигон. После пожара, тушения, сортировки бульдозером, промывки ливнем и прения под плёнкой доставлять получателям там, скорее всего, уже нечего.
Послесловие
Думаю, многие возлагали большие надежды на нового руководителя Почты России, однако, методы работы ведомства с последствиями пожара - сплошное разочарование. Злит не столько сам пожар, сколько упорные попытки замолчать истинный размер случившегося. Вряд ли работа того же бульдозера вызвала бы такое возмущение, если бы люди с самого начала знали: да, безвозвратно погибло множество посылок и без погрузчика просто не обойтись. Но Почта предпочла полуправду и тем самым лишь все усугубила.
Это тем обиднее, что во многих странах почта - образец порядка, пример для подражания другим государственным институтам. Помните, с чего в фильме Кевина Костнера "Почтальон" началось восстановление государственности в Америке, разрушенной атомной войной? С налаживания работы почты. Быть может, и нашим властям стоит начать с этого?