США стоят на пути к крупнейшему дефициту федерального бюджета за исключением таких кризисных периодов, как пандемия COVID-19, глобальная рецессия 2008 года и Вторая мировая война. Это ещё сильнее разжигает в Вашингтоне предвыборную игру обвинений. Республиканцы осуждают неконтролируемые расходы демократов, а демократы заявляют, что всему виной снижение налогов республиканцами, которое привело к сокращению доходов.
Дефицит бюджета за финансовый год, заканчивающийся 30 сентября, составит почти 1,9 триллиона долларов, или 6,6% валового внутреннего продукта. Таков прогноз Административно-бюджетного управления США (OMB), подразделения Белого дома. По оценкам беспартийного Бюджетного управления Конгресса, этот разрыв ещё больше — 6,7%.
По данным OMB, государственные доходы в этом году составят 17,6% от ВВП, что немного выше среднего показателя в 17,2%, который зафиксирован в США с 1984 по 2023 год. Тем не менее, общие расходы превысят средний показатель за этот период ещё больше — с 21,1 до 24,2%.
Казалось бы, эти данные подтверждают доводы республиканцев, что источником проблемы являются более высокие расходы. Но пристальный взгляд показывает более сложную картину. Проблема не в том, что Белый дом и Конгресс должны ежегодно согласовывать расходы на всё, включая оборону, образование, национальные парки и продовольственную помощь. По прогнозам, дискреционные расходы в текущем бюджете составят 6,4% от ВВП, что будет ниже среднего за 40 лет показателя в 7,5%.
Непосильная ноша
Увеличение дефицита в значительной степени обусловлено внешними по отношению к бюджетному процессу факторами — демографией и расходами на здравоохранение. Об этом сказал Bloomberg исполнительный директор программы экономической политики Центра двухпартийной политики Шай Акабас.
В целом есть два виновника: обязательные программные расходы, или так называемые льготы, на которые ссылается Акабас, и процентные расходы по государственному долгу.
Обязательные расходы неуклонно росли на протяжении многих лет. Как ожидается, они достигнут 14,6% ВВП в этом финансовом году, что на три процентных пункта выше среднего показателя за 40 лет. Этот рост в значительной степени обусловлен программами социального обеспечения и здравоохранения, которые расширились в связи с быстрым ростом числа американцев в возрасте 65 лет и старше. По оценкам Администрации социального обеспечения, в 2024 году пособия будут получать более 67 миллионов человек, что на 8 миллионов больше, чем в 2015 году.
Увеличение численности пожилых американцев — один из главных факторов роста расходов на программы здравоохранения федерального Правительства, включая Medicare и Medicaid. По прогнозам Бюджетного управления Конгресса, расходы на основные программы здравоохранения в 2024 году составят 5,8% от ВВП. Для сравнения: средний показатель в период с 1974 по 2023 год составлял 3,4%.
Выплаты по государственному долгу в размере 27,8 триллиона долларов резко возросли из-за более высоких процентных ставок. С тех пор как в марте 2022 года Федеральная резервная система начала ужесточать монетарную политику в борьбе с инфляцией, средняя ставка по казначейским облигациям выросла более чем вдвое, до 3,3%. По прогнозам OMB, чистые процентные выплаты составят 3,2% ВВП в 2024 году — это максимум с 1991 года.
Выбора нет
Ожидается, что в 2024 финансовом году поступления от налогов на доходы физических лиц, зарплату и корпоративных налогов превысят средний показатель за последние 24 года в процентах от ВВП по всем трём категориям. Но это не означает, что снижение налогов, введённое Дональдом Трампом во время его президентства, окупилось, как часто утверждают республиканцы. Многие экономисты, изучавшие влияние Закона о сокращении налогов и создании рабочих мест от 2017 года, или TCJA, пришли к выводу, что эти льготы обошлись Правительству США гораздо дороже, чем планировалось.
Такие факторы, как государственное стимулирование и исторически низкий уровень безработицы, способствовали росту экономической активности и, следовательно, увеличению налоговых поступлений. А размер корпоративной прибыли резко возрос во время пандемии коронавируса, поскольку компании были свободнее в повышении цен, что способствовало увеличению налоговых поступлений.
Республиканцы хотят сохранить на постоянной основе индивидуальные налоговые льготы в рамках TCJA, срок действия которых истекает в следующем году. Но некоторые демократы хотят сохранить льготы только для домохозяйств, зарабатывающих менее 400 тысяч долларов в год, и повысить ставки для корпораций и лиц с высоким доходом.
Если не допустить сворачивания программы TCJA, её действие продолжит снижать доходы и ухудшит прогнозы дефицита бюджета США на десять лет вперед, считает главный экономист по США в JPMorgan Майкл Фероли. По его словам, любое решение для сокращения разрыва потребует сочетания увеличения доходов за счёт повышения налогов и снижения обязательных расходов. Только одной из этих мер будет недостаточно.
«Есть много способов „исправить ситуацию с социальным обеспечением“. С программой Medicare и расходами на здравоохранение немного сложнее, но и здесь, безусловно, есть варианты», — утверждает Фероли.
Кто оплатит?
Официальных планов по реформированию системы социального обеспечения, которой, по прогнозам, не хватит средств для выплаты всех пособий в 2033 году, или программы Medicare, которая может рухнуть в 2036 году, пока нет. Несколько республиканцев выступают за сокращение некоторых пособий или повышение возраста их получения. Некоторые демократы предложили повысить налоги для богатых, чтобы увеличить доход для программ.
В июне министр финансов Джанет Йеллен заявила агентству Bloomberg News, что требование к домохозяйствам, зарабатывающим более 400 тысяч долларов, платить больше налогов на социальное обеспечение «определённо кажется разумным подходом» к решению проблемы.
По прогнозам Бюджетного управления Конгресса, совокупный дефицит бюджета США вырастет до 22,1 триллиона долларов за десятилетие с 2025 по 2034 год. И это становится источником беспокойства за пределами страны. Международный валютный фонд в июньском заявлении раскритиковал США за «слишком большой» дефицит бюджета и отметил, что сопутствующее увеличение долгового бремени страны создаёт риски для мировой экономики.
Экономисты в США бьют тревогу. «В конечном счёте нам понадобится сочетание сокращения расходов и увеличения налоговых поступлений», — говорит Карен Динан, профессор Гарвардской школы Кеннеди и бывший помощник по экономической политике в Министерстве финансов США в администрации Обамы.
«Нам нужно сократить дефицит. Если этого не сделать, мы увидим ущерб для нашей экономики. Но есть разные рычаги, которые вы можете использовать для достижения этой цели», — заключает она.