Культура Общество

Околокультура: как театральное сообщество вышло на битву в одном ряду

1 1461

В уходящем году произошло несколько достаточно заметных скандалов в культурной сфере.

Конечно, наиболее резонансным здесь можно назвать задержание Кирилла Серебренникова и последующее развитие дела «Седьмой студии». И дело это повлекло за собой целую череду заявлений, писем, акций и прочих проявлений активности.

Впрочем были и ещё, скажем так, некрасивые ситуации. Это и «эпик фэйл» с Кехманом в Новосибирске, и страсти вокруг «Матильды», и спешные попытки «догнать запад» в возвращении вдруг памяти к жертвам домогательств, и внесценическая драма Джигарханяна, и стрелы в самого министра культуры.

Много всего произошло, что с такой радостью тиражирует «желтая пресса», а теперь уже и несут раньше других на виртуальных крыльях телеграм-каналы. И всё это вроде бы и не культура, но с ней напрямую связано.

Давайте назовем сие «ОКОЛОКУЛЬТУРА». Реагируя на ситуацию с Серебренниковым, который, безусловно, талантливый и яркий мастер, деятели искусства продемонстрировали солидарность в высказываниях.

Вот только последующие события показали, что выступления эти — не за «своего парня», а за свой, как бы интеллигентно сказать, привычный образ жизни. Мол, все привыкли жить на государственные деньги и не считать их, мы же выдаем продукт, мы же великие, народные, любимые.

Конечно, всё это душевно, как бутерброд с колбасой под стопочку в одной из столичных постановок, вот только жизнь нынче жестокая, а деньги более скурпулезно стали считать и в бизнесе, и в казне — шальных не стало.

Что же до «дела», то, как зрителю, мне хочется видеть и впредь работы Серебренникова, как на сцене, так и в кино. Пусть и не все нравится, но это как минимум интересно и дискуссионно. Самому же Серебренникову, напомню, как прежде всего режиссеру хотелось получить в команду толкового и ответственного распорядителя делами.

Помните, сколько он говорил о том, что «Гоголь-центру» нужен квалифицированный директор? Ведь риски понятны. Тут можно привести сравнение с другим многострадальным, но популярным всенародным зрелищем — футболом. В 90-е годы корифеи тренерского цеха зачастую занимали в клубах ещё и президентские посты. А значит, распоряжались и финансовыми потоками, проводили сделки, платили игрокам зарплаты и прочее.

Потом же, когда всё постепенно стало принимать адекватные рыночные формы, мы видели или презентации книг из серии «Как убивали «Спартак», или же просто читали о банкротстве множества команд, не дождавшихся губернаторской манны.

Так что, получается, футбол у нас из 90-х хоть с потерями, но вышел, а театр так и остается? Интересно развивается и само по себе освоение информации о расходовании бюджетных средств.

Ярче других поработали вполне себе «рукопожатные» «Трансперенси Интернешнл» — взяли, да и окатили большую часть театральной элиты докладом о конфликте интересов.

При этом ряд моментов хотелось бы назвать как минимум спорными. Например, говорилось о том, что Олег Меньшиков, мол, платит сам себе за одно выступление около тысяи долларов. Но это же, относительно масштаба личности, смешная сумма. Пошлоязыкий кэвээнщик, засветившийся на «Камеди», за корпоратив больше потребует. А тут звезда поколений.

Другое дело, наверное, вопрос финансовой культуры, обладание коей просто-напросто снизит риски в случае появления юридических последствий. В этом, пожалуй, и есть профессионализм и это нужно, чтобы снова избежать сравнения с футболом — когда платят много, а ходят мало.

Вообще, о коммерческих успехах тех или иных театров у нас говорят как о редком, практически заповедном и удивительном явлении. При этом в 2016 году столичные театры получали из городского бюджета больше 12 миллиардов рублей. По миллиарду на месяц, выходит.

И вроде бы не срывают спектакли, нет серьёзных претензий, но вот случилась неприятная история — поднялся сразу неимоверный шум. Почему? Потому что история — прецедент, а дальше что — каждому тревожный чемоданчик собирать? И вот уже гремит чрезвычайное расширенное заседание секретариата СТД. Повод, понятное дело, серьёзный, ведь обвинения предъявили ещё и Софье Апфельбаум.

Но какова риторика, которую задал председатель Союза Александр Калягин? Слова о намеренной кампании, о дискредитации деятелей культуры, о выдворении на обочину общественной жизни. Наконец, о том, что некто неведомый старается не только изолировать деятелей культуры, но и лишить самого главу государства их поддержки. Накануне выборов.

Сюжет, безусловно, лихой. Вот только какая поддержка от вас, господа?

Калягин поддержал недавно тем, что получил очередной орден. Захаров, наверное, тем, что отодвинул от сцены скандального Богомолова. Ну, а Константин Райкин после недавнего срыва одесского концерта скажет, что на (даже не «в») Украине-то ещё хуже.

Так ли велика воспитательная, идеологическая, если хотите, роль театра к осени 17-го нашего года?

Да, отечественный театр хорош, но это видят и ценят единицы на фоне стамиллионного взрослого населения. При всём уважении к театральным старцам, сейчас видеоблогеры с незамысловатыми роликами оказывают на молодежь в разы большее влияние. Вот они в общественной жизни как раз на ведущих позициях. Как бы грустно это не было… И виноват в этом не заговор, против которого спешно подготовили новое экстренное заявление союза театральных деятелей (СТД) и даже «поручили создать рабочую группу с целью подготовки проектов аналитической записки…». Самим-то не смешно?

Театр всегда был неким элитарным, достаточно ограниченным по охвату аудитории направлением. И тут скорее можно говорить о влиянии на тонкую прослойку интеллигенции. Но он был и явлением легендарным. Звезд сцены ждали на киноэкранах всей страны. Сейчас же люди со сцены халтурят в сериалах, не только кроша свой талант, но и примеряя порой безобразные образы.

Нет нынче Высоцких, зато есть глухари и менты. Настоящий театр нынче у рэперов из 25/17 — они на сцене такие шоу ставят! Мэйнстрим нынче сильнее традиций, принять форму проще, чем задать её. Так и живут в большинстве своем сами возмущенные худруки. Какая тут может быть революционность?

А клиповое сознание продолжает диктовать свои правила и потоки. Пусть Калягин сотоварищи добиваются переписывания закона «О культуре», пусть радуют публику действительно красивыми и мудрыми работами, пусть деньги считают и выдают одни руки, а дирижируют артистами — другие. И пусть культура привлекает больше внимания, чем «околокультура». Хотя это уже, скорее, утопия.

В заключении хочется обратить внимание на то, что совсем недавно ещё и российский союз музеев присоединился к критике министерства культуры, говоря о том, что с музеев нельзя требовать как с коммерческих организаций. Понятно, что расходы на реставрацию отдельных произведений искусства нужно прописывать отдельной строкой, но и умение зарабатывать — это ведь и есть профессионализм — необходимо в культурной сфере. Музеи здесь не исключение. Поэтому профессионализм как раз и должен стать гранью, которая отделяет культуру от околокультуры.