Кино

«Омерзительная восьмёрка»: Квентин Тарантино вновь устроил кровавую баню

7 4231

«Омерзительная восьмёрка» (The Hateful Eight)

США, реж. Квентин Тарантино, в ролях: Сэмюэл Л. Джексон, Курт Рассел, Дженнифер Джейсон Ли, Уолтон Гоггинс, Тим Рот, Брюс Дерн, Майкл Мэдсен, Демиан Бишир, Джеймс Паркс, Ченнинг Татум.

Сайт фильма

Надвигается снежная буря. Несколько человек (в названии фильма их восемь, но на самом деле десять) собираются переждать непогоду в так называемой галантерее Минни — состоящем из одной большой залы доме, совмещающем функции трактира, магазина и ночлежки. Компания — как на подбор: два охотника за головами, преступница, которую должны на днях повесить в Ред-Роке, новый шериф и заезжий палач, отставной генерал и ковбой, едущий праздновать Рождество к матушке. За сломанной дверью осталось ещё три трупа общей стоимостью в восемь тысяч — и всё говорит о том, что им недолго оставаться там в одиночестве…

Трейлер фильма «Омерзительная восьмёрка»

Восьмой фильм Квентина Тарантино (сбиться со счёту предусмотрительно не даст соответствующий титр) едва ли не мгновенно начинаешь сравнивать с «Выжившим»: те же пейзажи, та же берёзовая роща. В годах, правда, разница без малого в полвека, но поди ещё о том догадайся: Дикий Запад при любом раскладе остаётся диким. Так что герой Леонардо ДиКаприо вполне мог оказаться в ту метель на пути у последнего дилижанса — или самостоятельно добрести до убежища, перед которым ещё не столь давно висела предупреждающая вывеска, что здесь не приветствуют собак и мексиканцев.

Поразительно, что столь близкие если не по духу, то по антуражу фильмы вышли в мировой прокат практически одновременно — и любопытно, как будет разворачиваться сейчас их призовая и кассовая конкуренция.

Кадр из фильма «Омерзительная восьмёрка»

Насчёт наград, впрочем, всё более-менее уже ясно: завоевав три «Золотых глобуса», драма Иньярриту укрепилась в качестве одного из лидеров сезона, в то время как на второй в фильмографии Тарантино вестерн реакция куда как более сдержанная. Академикам всех сортов не избежать, конечно, соблазна номинировать и наградить легендарного 87-летнего Эннио Морриконе. Всплеск внимания к своей персоне переживёт и Дженнифер Джейсон Ли, двадцать лет назад числившаяся среди лучших актрис поколения, но затем вдруг резко пропавшая с радаров (как и Леонардо, она тоже любит ловить языком снежинки). Похвалят, вероятно, и прославленного оператора Роберта Ричардсона, с любовью выписавшего на огромном кинополотне рембрандтовские портреты прочих приглашённых артистов…

Ролик фильма «Омерзительная восьмёрка», посвящённый актёрскому ансамблю

По остальным же пунктам нахваливать «Омерзительную восьмёрку» будут не столько профессионалы, сколько тарантиновские фанаты. Для них, разумеется, три часа в кинозале — праздник-праздник; но даже в упоении от увиденного нельзя не признать, что любимейший режиссёр не снял своего очередного безусловного шедевра. Всем хорош этот фильм, но великим его назовёшь лишь с натяжкой — сравнивая, допустим, с будничным репертуарным потоком. Сам по себе он скорее похож на капустник, на новый выпуск «Старых песен о главном» — разве что «любовь» заменена так удачно рифмующейся с нею «кровью».

Глупо, впрочем, обвинять Тарантино (вся карьера которого построена на сплошных заимствованиях и цитатах) в том, что он повторяется; однако это ощущение не отпускает с первого кадра до последнего. Нельзя сказать, что мы всё это уже видели, но верно то, что мы всё это давным-давно прочувствовали. Чего здесь нет, так это удивления: автор, как никто умеющий увлекать своего зрителя, преподнося ему по ходу дела один сюрприз за другим, привычно шутит, мастерски разводит мизансцены и филигранно обращается со временем, но ни разу не заставляет нас восхититься придуманным им сюжетным поворотом.

Ролик, посвящённый фильму «Омерзительная восьмёрка»

Напротив, в отличие от предыдущих его картин, в этой мы довольно скоро понимаем, чем всё дело закончится: раз переступив порог приютившей их галантереи, никто уже не выйдет оттуда живым. Безошибочно угадываемая обречённость заставляет только гадать, какой именно конец ждёт каждого из персонажей — но даже эта «игра» не гарантирует ленте отдельного, собственного места в кинематографической вечности.

Зато, к слову, заметно сближает фильм с дебютными тарантиновскими «Бешеными псами», сценарий которых также напоминал театральную пьесу, написанную почти в полном соответствии с принципом единства времени, места и действия, разве что с чуть меньшим количеством персонажей. Возможно, в этом кроется ехидная усмешка автора: подустав сочинять увлекательные романы с множественными декорациями, он вновь решил вернуться в те четыре стены, что некогда принесли ему мировую славу. И кто будет спорить с тем, что Квентин Тарантино имеет на это полное право?..

Кадр из фильма «Омерзительная восьмёрка»

Естественно, вышесказанное ни в коей мере не означает, что «Омерзительная восьмёрка» в каком-то своём фрагменте плоха или недостойна просмотра. Просто Тарантино дорос, наконец, до той поры, когда соревноваться может исключительно с самим собой: если и сопоставлять новый фильм с прочими, то разве что с его же предыдущими лентами — в первую очередь с «Джанго» и с «Ублюдками», где пафосно-величественный стиль только-только начинал оформляться (дилогия про Невесту была не в пример более бойкой). Им «Восьмёрка» проигрывает — но это проигрыш великана, которому нет дела до того, ставят ли на него лилипуты. И если у самого режиссёра бывали деньки и получше, то это вовсе не значит, что кто-то вообще умеет снимать так, как он.

Ролик фильма «Омерзительная восьмёрка», посвящённый Квентину Тарантино