Происшествия

Она утонула? Повторил ли «Сан-Хуан» трагедию «Курска»

3 3556

Согласно результатам расследования, проведенного Минобороны Аргентины, электрические батареи, купленные для замены в ходе планового ремонта пропавшей на прошлой неделе субмарины, не соответствовали техническим требованиям.

По данным Международного антикоррупционного портала, следователи подозревают, что неисправная батарея на подлодке могла взорваться под водой или разгерметизироваться, что стало причиной утечки взрывоопасного водорода.

Если подобное произошло в действительности, это означает, что преступная халатность обернулась катастрофическими последствиями.

Это разгильдяйство

Если выяснится, что именно коррупция и разгильдяйство привели к проблемам на подводной лодке, в Аргентине могут полететь головы на очень высоком уровне, ожидает жительница Буэнос-Айреса Мария.

«С разгильдяйством аргентинцев никакое правительство ничего сделать не сможет, оно у них в крови еще глубже, чем у русских. „Авось пронесет“, al azar — por ventura, это в Аргентине сплошь и рядом. Особенно на бытовом уровне. Если для рабочих, вызванных починить текущую трубу в ванной, совершенно в порядке вещей „забыть“ загерметизировать стыки, то почему они должны себя иначе вести, ремонтируя подводную лодку?» — сказала она «Ридусу».

Новое правительство Аргентины, в том числе руководство Министерства обороны, объявило коррупцию и разгильдяйство «тяжелым наследием» предыдущего правительства Киршнера. Соответственно, борьба с этими явлениями является для новых властей приоритетом — во всяком случае, в медийном пространстве. «Но с момента смены власти в Аргентине прошло уже два года, а с экономикой и коррупцией как была, так и остается полная за…ца», — употребляет местное аргентинское выражение Мария.

«Достаточно выехать за пределы буэнос-айресского аналога МКАД, и ты повсюду видишь халупы с надписями „Куплю лом цветных металлов“. Я не знаю, насколько это просто — утащить и загнать аккумуляторы с подводной лодки, но если есть спрос — то будет и предложение», — говорит она.

Другое дело, что отношение к своим вооруженным силам в Аргентине очень трепетное и патриотическое, поэтому сознательно украсть с боевого корабля какие-то детали ради личного обогащения не у всякого аргентинца рука поднимется, добавляет Мария.

«Ругать власть, правительство — это сколько угодно. Особенно доставалось прошлому правительству из-за его „антикапиталистических“ преобразований, зажимания частного бизнеса. Но я никогда не слышала, чтобы кто-то хоть одно плохое слово сказал про армию», — говорит она.

Это убийство

Если выдвигаемая аргентинскими следователями версия о замене свежих аккумуляторов на бэушные окажется верной, то квалифцировать это иначе как массовое убийство невозможно, считает бывший подводник Николай Черкашин.

«Опасность от старых аккумуляторов на подлодке не в том, что они в любой момент могут перестать работать и обесточить лодку. Утонуть она из-за этого не сможет, на ее плавучести это никак не сказывается. Опасность — и смертельная — заключается в том, что старые батареи выделяют в разы больше водорода. Системы его нейтрализации — газосжигающие элементы — на такие объемы не рассчитаны, и водород начинает поступать в воздух, образуя гремучую смесь», — рассказал он «Ридусу».

В таком случае достаточно малейшей искры — даже от расчески, которой причесался кто-то из подводников, — чтобы с «Сан-Хуаном» произошло то же самое, что когда-то случилось с дирижаблем «Гинденбург», опасается офицер.

«Если гремучая смесь рванет в замкнутом пространстве подводной лодки, то корпус ее, конечно, такой взрыв выдержит, но вот от людей там даже пепла не останется», — рисует он картину возможной причины исчезновения подлодки.

Тем не менее прямой аналогии с трагедией «Курска» здесь нет, и вообще, подводники очень отрицательно относятся к попыткам журналистов такие аналогии проводить, говорит Черкашин.

«Мы, подводники, очень болезненно воспринимаем, когда аварии на субмаринах начинают раскручивать в СМИ, выдвигая при этом какие-то непрофессиональные версии. Мы знаем до одной все аварии на подводных лодках — и у нас, и в других странах — и знаем, как часто подводники спасали товарищей ценой собственной жизни и здоровья. С „Курском“ аналогия может быть всего одна: если экипаж подлодки не выходит на связь неделю — шансов на то, что кто-то выжил, нет. Давайте будем реалистами», — завершает он.

Во вторник официальный представитель ВМС Аргентины Энрике Бальби не исключил, что 44 члена экипажа дизельной подлодки «Сан-Хуан», пропавшей в Атлантике 15 ноября, все еще могут быть живы, при том что кислорода на подлодке должно было хватить только на шесть дней.