Страны Запада нашли способ обойти право вето России в Совете Безопасности ООН, из-за которого 11 раз подряд были заблокированы резолюции по расследованию химических атак в Сирии, сообщает The Guardian.
Для этого будет использована резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Единство в пользу мира», принятая 3 ноября 1950 года во время войны на Корейском полуострове.
Она позволяет передавать спорные вопросы по обеспечению мира, которые не смог решить Совбез, на рассмотрение самой Генассамблеи, где голосовать будут все 193 страны, входящие в ООН. Для принятия резолюции потребуется две трети их голосов. Чтобы задействовать механизм, нужно одобрение девяти из пятнадцати членов Совбеза.
Праздник непослушания
Предложение по обходу российского вето — случай почти уникальный, потому что за всю историю ООН такой способ применялся только один раз, говорит почетный президент Всемирной федерации Ассоциаций содействия ООН Григорий Ковриженко.
«Я хорошо помню, как это было. На Корейском полуострове был кризис намного опаснее, чем сегодня в Сирии, и ООН требовалось направить туда „голубые каски“, против чего выступал Советский Союз — потому что войска северян в тот момент побеждали. В итоге решение было принято не Совбезом, а организацией в целом, где США тогда имели большинство сторонников», — рассказал он «Ридусу».
Впоследствии этот механизм ни разу не применялся, потому что члены Совбеза с правом вето — СССР, США, Великобритания — научились обходить даже такой способ «принуждения их к миру».
Так, в 1968 году СССР и несколько его союзников ввели свои войска в Чехословакию, вообще не спрашивая на то разрешения в ООН. В 1982 году точно так же, без санкции ООН, Великобритания отвоевала у Аргентины Фолкленды. Про США и говорить нечего — Вашингтон вообще воспринимает ООН больше как обузу, чем какой-то полезный для себя инструмент мировой политики.
«Великие державы, несмотря на более чем 70-летний опыт работы в ООН, к сожалению, так и не научились решать проблемы путем кропотливой, трудной совместной работы. В какой-то степени их „расхолаживает“ именно право вето: зачем ломать головы над поиском компромисса, если можно просто заветировать любое решение, которое тебя не устраивает?» — говорит эксперт.
Пункт весового контроля
На прошлой неделе генсек ООН Антонио Гуттериш признал, что эта организация буксует.
По этому поводу председатель Комиссии международного права Российской ассоциации содействия ООН Аслан Абашидзе подтвердил тогда же «Ридусу», что неработоспособность ООН уже не одно десятилетие является общепризнанным фактом:
ООН как организм несет в себе генетические качества своей предшественницы, Лиги Наций, работоспособность которой тоже была сведена к минимуму тем, что ее решения могли приниматься только консенсусом. Это был такой аналог нынешнего права вето, которое президент США Франклин Рузвельт предложил в качестве предохранителя, чтобы великие державы не передрались между собой.По мнению же Григория Ковриженко, Россию не должно сильно тревожить, если не устраивающая ее резолюция по Сирии или по любому иному вопросу будет принята именно Генассамблеей ООН, где Москва не сможет ее заветировать — но Москве надо тщательно взвесить все последствия такого непослушания.
«Технически Россия может неугодную ей резолюцию просто проигнорировать, как это многократно делали США. Да, это некорректно, это не свидетельство правоты или политической мудрости, но с другой стороны, как-то наказать страну, которая не выполняет решения ООН, мировое сообщество не в силах. Здесь всегда на одной чаше весов лежит политическая целесообразность, а на другой — какое к тебе отношение будет у международного сообщества после того, как ты отправил его коллективное мнение на помойку», — говорит эксперт.