Четвертого мая на севере Москвы, на Коровинском шоссе, между тремя гражданами произошел конфликт, который перерос в потасовку. Один из участников выстрелил из огнестрельного оружия ограниченного поражения и скрылся. Позднее его задержали. Заведено дело о хулиганстве (ст. 213 УК РФ). Как сообщили в полиции, никто не пострадал. Двух других участников конфликта доставили в отделение для разбирательства.
Что произошло?
Подобные сообщения в прессе не редкость. Но что за ними кроется? А вот тут — загадка. Возможно, вооруженный пистолетом хулиган повздорил с двумя непричастными гражданами. А может, и наоборот: подвергшись неспровоцированному нападению, вооруженный гражданин произвел предупредительный выстрел, заставив нападавших ретироваться. Понять это из сообщения совершенно невозможно. Зато у читателя остается стойкое ощущение, что «распоясавшиеся владельцы травматов опять открыли стрельбу».
Надо отметить, что если это был реальный случай необходимой обороны, то неграмотный и неудачный. Стрелку не следовало скрываться с места происшествия, а, наоборот, надо было вызвать полицию. Теперь ему будет намного сложнее доказать свою невиновность.
Неграмотное применение оружия вообще довольно часто становится причиной «посадки» оборонявшегося стрелка, таких примеров довольно много. Взять то же нашумевшее дело Лотковой, которая под камерами стреляла в противника, уже прекратившего нападение, в результате чего ей вменили умышленное причинение телесных повреждений.
Однако что произошло на самом деле, из подобных заметок не узнать. Если случай окажется резонансным, впоследствии появятся и публикации о расследовании и судебном процессе. Но в большинстве случаев финал подобных происшествий остается за кадром. Зато остается впечатление «опять стреляли».
Так ли уж опасны травматы?
Огнестрельное оружие ограниченного поражения (ОООП), с легкой руки неграмотных журналистов называемое травматами (термина «травматическое оружие» нет ни в законодательстве, ни в технической документации), действительно сравнительно широко распространено. По официальным данным, на руках у граждан легально находится около миллиона единиц пистолетов и револьверов.
При этом, по данным МВД, в 2015 году в Российской Федерации было совершено 149 преступлений с использованием ОООП, причем надо понимать, что в эту статистику попали и случаи неудачной самозащиты, квалифицированные судом как превышение пределов необходимой обороны и умышленное причинение вреда здоровью. Иначе говоря, получается, что это оружие используется в незаконных целях один раз на миллион граждан России в год.
Это ничтожно малое число, и легальные владельцы оружия являются наиболее законопослушной частью населения. Однако если сообщать в прессе пусть даже только о таких случаях, сообщения о стрельбе будут появляться буквально через день, сея страх и неуверенность среди населения. Однако сообщается о любых случаях стрельбы, благодаря чему и возникло распространенное мнение, будто ОООП легко пускают в ход при любых разборках.
Насколько же гражданское оружие полезно для общества? МВД и Росгвардия очень не любят публиковать статистику правомерного применения оружия, однако чудеса иногда случаются. По данным МВД, за первые 11 месяцев 2008 года на территории Московской области оружие в целях необходимой обороны применялось ровно 30 раз. Все до единого случаи были признаны правомерными, ни одного стрелка не привлекли к ответственности. А «признаны правомерными» означает, что в каждом из них существовала реальная угроза жизни и здоровью граждан, подтвержденная следствием либо судом. Выводы делайте сами.