В первый день нового года в Саудовской Аравии стартует ралли-марафон «Дакар-2022», являющийся одним из самых престижных соревнований в мировом автоспорте.
Россию в гонке представит команда «КАМАЗ-мастер» — фаворит в классе грузовиков. Также честь отечественного автоспорта будут отстаивать Александр Максимов в классе квадроциклов, Владимир Васильев (БМВ) и Денис Кротов («Мини») в классе внедорожников, победитель «Дакар-2017» Сергей Корякин («Снаг») и Татьяна Сычева (БРА) в классе мотовездеходов. Кроме того, российские любители автоспорта будут следить за выступлением швейцарца Марио Якобера на «Ниве».
Прогнозы на предстоящие соревнования читайте на страницах «Ридуса».
Амбиции «Синей армады»
Российский экипаж «КАМАЗ-мастер"
О звездном составе «КАМАЗ-мастер» стоит рассказать отдельно.
Команда будет представлена четырьмя экипажами.
Первый — пилот Дмитрий Сотников, выигравший «Дакар» в 2021 году, штурман Руслан Ахмадеев, механик Ильгиз Ахметзянов. Второй — пилот Антон Шибалов, штурман Дмитрий Никитин, механик Иван Татаринов. Третий — пятикратный триумфатор этого ралли пилот Эдуард Николаев, штурман Евгений Яковлев, механик Владимир Рыбаков. Четвертый — пилот Андрей Каргинов, штурман Андрей Мокеев и механик Иван Мальков. «КАМАЗ-мастер» заявила на гонку два грузовика КАМАЗ-43509 предыдущего модельного года с внедрёнными в них значительными техническими улучшениями (Шибалов и Каргинов) и два совершенно новых КАМАЗ-435091 (Сотников и Николаев), относящихся к семейству К5.
Шеф «Синей армады», как называют нашу команду в гоночных кругах, многократный победитель «Дакара» Владимир Чагин заявил, что российский автоспортивный коллектив хочет занять первые четыре места в зачете грузовиков. Надо признать, что для реализации столь высоких амбиций имеются все основная.
К сожалению, на старт по политическим причинам не выйдут основные соперники россиян — белорусская команда «МАЗ» снята с пробега из-за санкций, введенных недавно Западом в отношении Белоруссии. Остается только сожалеть о таком повороте событий, ведь при участии белорусов со спортивной точки зрения рейс был бы еще интереснее.
Не обошли санкции и россиян. Так как «Дакар» теперь является частью приводящегося под эгидой FIA чемпионата мира по ралли-рейдам, то из-за последствий допингового скандала в других видах спорта и соответствующего политизированного решения WADA всех наших участников обязали выступать в формально нейтральном статусе и запретили наносить на машины флаг России.
Соотечественники по-разному решили выйти и столь неприятного положения. Сергей Корякин, например, заявил, что выступит не как на одном из этапов ЧМ, а просто как в отдельно взятой частной гонке. То есть, его результат в зачете чемпионата учитываться не будет, но и санкции WADA на него распространяться не будут также. Флаг оказался Сергею дороже рейтинговых очков.
«КАМАЗ-мастер» нашел другой выход. У русских грузовиков флаг будет на обычных номерах, установленных для передвижения по дорогам общего пользования. Это не противоречит регламенту.
Опасности в песках
Начнется ралли 1 января с пролога по маршруту Джидда — Хаиль. Финиш гонки после 12 этапов запланирован на 14 января в той же Джидде. Кстати, финишный подиум будет установлен на новой кольцевой гоночной трассе, где проходят этапы «Формулы-1».
Примерно четыре пятых дистанции проложено по новым местам. По сравнению с прошлыми годами «Дакар-2022», будет включать в себя больше «песчаных» этапов. Три из них полностью пройдут в дюнах. Один из этих трех будет марафонским, в ходе него по регламенту организаторы запретили любую стороннюю техническую помощь машинам участников.
Красного моря на протяжении гонки в этот раз не увидят, а вот каменистые горы — будут. Первый раз в истории ралли-марафона будет использован полностью электронный роуд-бук, а не бумажные карты и «легенды».
Еще одно нововведение коснется мотоциклов. Экипировка всех наездников двухколесных монстров должна быть в обязательном порядке оснащена подушками безопасности.
Организаторы очень надеются, что в этот раз удастся избежать человеческих жертв. Напомним, что за всю более, чем 40-летнюю истории легендарной гонки погибло более 70 ее участников. «Дакар» — это очень опасное соревнование.
Новая опасность, которая подстерегает участников — это короновирус. В первый раз с 2003 года на старте не выйдет южноафриканец Жиньель де Виллерс («Toйота»). 49-летний гонщик, уже выигрывавший данное ралли, сдал положительный тест. Кстати, в прошлом году многие участники (в том числе — россияне), возможно, переболели COVID-19 прямо во ходе гонки.
На предшествовавшей ралли пресс-конференции Владимир Чагин сообщил, что все члены команды «КАМАЗ-мастер» привиты «Спутником V» и одной из зарубежных вакцин. Вторая прививка делалась для упрощения логистики. Впрочем, российской вакцины в итоге оказалось достаточно. Власти Саудовской Аравии признали ее, и разрешили нашим гонщикам по прилету не сидеть на карантине.
По сообщениям из команды самочувствие у всех перед стартом хорошее. Дмитрий Сотников за несколько дней до начала соревнований выложил в своем инстаграме видео с тестовых заездов «КАМАЗА» по пустыне. «Вы тоже слышите этот рев мотора?», — прокомментировал пилот ролик.
Гибрид и «Нива» на старте
Центром внимания в самом престижном на «Дакаре» раллийном классе внедорожников, похоже, станут гибридные автомобили последовательного типа Audi RS Q e-tron. Двигатель внутреннего сгорания в этих машинах, дебютирующих в ралли, вращает только заряжающий аккумуляторы генератор, а непосредственно в движение авто приводится электрическими моторами.
Интереса к новинкам от «Ауди Спорт» добавляет тот факт, что пилотировать их будут 14-кратный победитель «Дакара» суперзвездный француз Стефан Петрансель, двукратный чемпион мира по ралли, трехкратный победитель «Дакара» и по совместительству отец выдающегося пилота «Формулы 1» испанец Карлос Сайнс старший и экс-чемпион мира по ралли-кроссу швед Маттиас Экстрём.
Audi RS Q e-tron
Ну а вышеупомянутый Марио Якобер и его штурман Сладан Милич будут штурмовать саудовский пески на классическом авто российского производства. «Лада Нива» уже не в первый раз участвует в культовом ралли.
Перед гонкой ее экипаж активно консультировался со спортсменами, механиками и просто «нивоводами» из России, которые помогли им подготовить машину. Марио, кстати, женат на нашей соотечественнице, называет ее «Сибирской Принцессой» и, очевидно, как настоящий рыцарь дорог готовится совершить в ее честь настоящий подвиг. Остается пожелать удачи ему и всем участникам «Дакар-2022».