В медиапространстве не утихают споры об эффективности ракетных ударов Каспийской флотилии РФ по позициям «Исламского государства» в Сирии. На днях телеканал CNN заявил о том, что слова министра обороны Сергея Шойгу об успешно выполненной операции не соответствуют действительности, и далеко не все крылатые ракеты класса «Калибр», пущенные из акватории Каспийского моря, достигли заданных целей. Журналисты утверждают, что по данным американских спецслужб, как минимум четыре ракеты, не долетев до Сирии, упали на территории Ирана.
Информацию тут же подхватил телеканал «Дождь» и другие коллеги. Дело дошло до того, что ряд пользователей Сети вообще усомнились в пусках российских ракет.
«Ридус» решил связаться с военными экспертами и выяснить, почему США вместе со своими сателлитами и «сочувствующими» столь бурно реагируют на запуск крылатых ракет, да и вообще на удары ВКС России.
США — не враг «Исламскому государству»
Полковник в отставке, журналист Виктор Баранец полагает: своими действиями на Ближнем Востоке России удалось показать миру, что США — не такой уж и враг «Исламскому государству». Со слов эксперта, все заявления американцев о борьбе с международным терроризмом в Сирии — не более чем ширма, скрывающая «реальные задачи гегемона на Ближнем Востоке».
«Выходит, — продолжает полковник, — и в этом со мной согласятся многие военные специалисты, Соединенные Штаты и поддерживающие их силы вели совершенно бесполезные бомбежки. А России с помощью эффективных ракетных ударов с Каспия и авианалетов удалось разоблачить это. Причем не на словах, а на деле».
Те же американские эксперты говорят о том, что Россия за семь дней сделала в сто раз больше, чем США за полтора года. Естественно, такой ход событий весьма ударил по самолюбию США и сорвал «завесу тайны» с их реальных намерений. Разумеется, что после такого конфуза американские стратеги поставили перед собой задачу унизить Россию и подвергнуть сомнению эффективность наших действий на территории Сирии. При этом, хочу подчеркнуть, они пытаются оспорить не только боеспособность ВКС и флота России, но и действия армий Ирака, Ирана, а также войск Башара Асада. В общем, информационные удары сыплются на те силы, кто сегодня действительно воюет с ИГИЛ, а не делает вид, рассказал Виктор Баранец в интервью обозревателю «Ридуса».Евразия под колпаком
«До седьмого октября Вашингтон был уверен, что Россия не способна эффективно противостоять силовым действиям США без применения ядерного оружия. На этом, собственно, и базировалась американская наглость в международной политике», — рассказал РИА Новости обозреватель МИА «Россия сегодня», политолог Ростислав Ищенко.
По мнению эксперта, Россия своими действиями против ИГИЛ доказала, что в случае угрозы способна дать адекватный ответ не только при помощи ядерного оружия, но и сразиться с противником на море, земле или в воздухе:
На протяжении многих лет американцы так лихо использовали силу на Ближнем Востоке, так как прекрасно понимали, что адекватно ответить им при помощи обычного оружия никто не может, а начинать ядерную войну ни из-за Ирака, ни из-за Сирии, ни даже из-за Украины Россия не будет. Они, как тот хулиган, привыкший, что все в школе слабее его, спокойно нарывались на конфликт по принципу: «Дай сдачи, если сможешь», в полной уверенности, что не может никто. И вдруг выясняется, что Россия может.Ищенко утверждает, что в связи с таким поворотом событий США будут вынуждены пересмотреть свою политику на мировой арене:
«Американцы оказались в крайне сложной ситуации. Вся их политика строилась на том, что Вашингтон способен относительно безнаказанно использовать силу, когда ему будет угодно. Спроецировав продемонстрированные флотом возможности на авиацию, генералы Пентагона уже рассчитали, что российские ВКС способны расстреливать цели на территории США, не покидая воздушное пространство России. Америка впервые в истории почувствовала себя беззащитной перед обычным (неядерным) оружием».
Но самое главное, говорит эксперт, — Россия теперь обладает возможностью прикрыть себя и союзников в Евразии от всесильного американского флота, что в корне меняет военно-политический мировой расклад:
Каспийская флотилия доказала, что ВМС России могут уничтожить любого противника в Восточном Средиземноморье и в Персидском заливе, не покидая свои акватории, а Балтийский флот способен держать на прицеле Северное море, Ла-Манш и часть Норвежского моря. И поскольку ракетный залп может быть дан совершенно незаметными кораблями ближней морской зоны с удаления в тысячи километров, есть шанс, что американские моряки увидят ракеты лишь в момент попадания в их корабль или на подлете.«Таким образом, резко сокращается количество ракет в залпе, необходимых для уничтожения АУГ. Исчезает необходимость подводить к ней крупные надводные корабли флота РФ на расстояние эффективного ответного удара. Следить же за каждым сторожевиком, ловящим браконьеров в Охотском или Каспийском морях (но способном внезапно утопить американский авианосец, мирно пасущийся за три моря от этой неприметной лодочки) США просто не в состоянии».
Безопасность, или «деньги на ветер»
Не утихает дискуссия и по поводу стоимости ракет 3М14 комплекса «Калибр», которыми стреляли по позициям ИГИЛ в Сирии с акватории Каспия. Блогеры наперебой пишут, мол, кто дал руководству России моральное право пускать «на ближневосточный ветер» десятки миллионов долларов, когда от властьимущих то и дело исходят речи о недопустимости индексации пенсий, а также о грядущем сокращении расходов на образование и медицину.
По мнению критиков «каспийского маневра», цена одной ракеты «Калибр» — от пяти до семи миллионов долларов США. Из достоверных данных о стоимости крылатых ракет есть только информация о заключенном в 2006 году контракте на 28 подобных ракет для ВМС Индии. Согласно этому документу, стоимость одной российской ракеты — 6,5 миллионов долларов. При этом рыночная цена одного «Томагавка» — всего 1,22 миллиона долларов, о чем, к слову, тоже постоянно твердят.
Однако военный эксперт Владислав Шурыгин отмечает, что, во-первых, указанная цена — по сути розничная, и себестоимость ракеты намного ниже, но какая именно — гостайна. Во-вторых, отечественный продукт намного современней западных аналогов, что отражается, прежде всего, на массовости производства.
«Стоимость одной крылатой ракеты обусловлена серийностью её производства. Американцы выпускают „Томагавки“ уже несколько лет десятков лет беспрерывно, у нас же ситуация с производством качественно иная. Как только мы сможем увеличить серийность наших ракет, их стоимость, уверяю вас, будет гораздо ниже», — говорит Шурыгин.