Политика

Оппозиционное лобби Уильяма Браудера

28 244

Вчера Тверской суд Москвы санкционировал заочный арест главы британского инвестиционного фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера. Суд удовлетворил ходатайство следствия, которое указывало, что Браудер уклоняется от явки на следственные действия.

Санкционирование заочного ареста Браудера означает, что бизнесмен будет объявлен в международный розыск. Согласно российскому законодательству, после выдачи судом санкции на арест обвиняемого, материалы о его розыске будут переданы в российское отделение Интерпола.

Интересно, что Великобритания уже отказалась известить Браудера об уголовном преследовании в России. Как сказано в ответе, который пришел из английского ведомства, отвечающего за правовое сотрудничество, «извещение Браудера о процессуальных действиях российских правоохранительных органов нанесет ущерб суверенности и безопасности страны».

Однако нам сейчас интересно участие этого могущественного в прошлом инвестора (а ныне – фигуранта темной и запутанной истории со смертью Сергея Магнитского) в организации политических беспорядков в период избирательной кампании 2011-2012 года.

Но напомним тем, кто успел позабыть это имя, кто такой Уильям Браудер…

Справка: Уильям Браудер. – финансист, международный инвестор. Основатель и генеральный директор инвестиционного фонда Hermitage Capital Management. С 1995 по 2007 годы считался крупнейшим иностранным инвестором в России. Вырос в Чикаго, изучал экономику в Чикагском университете. В 1989 получил степень MBA Stanford Business School. Позднее получил британское гражданство. Работал в отделе Восточной Европы Boston Consulting Group в Лондоне и заведовал сектором частных инвестиций в России Salomon Brothers. В 1996 году вместе с Эдмоном Сафрой основал фонд Hermitage Capital Management для инвестиций в России. Фонд работал с бумагами Газпрома, Сургутнефтегаза, РАО ЕЭС и Сбербанка. По версии следствия, офшорный фонд спекулировал акциями стратегических российских компаний.

Как известно из материалов следствия, фонд «Hermitage CapitaI» был организатором противозаконной теневой схемы скупки акций российских компаний. За некоторое время до дефолта 1998 года фонд занимался покупкой акций «Газпрома», однако делал это втемную, через подставные фирмы, поскольку тогда действовал запрет на продажу ценных бумаг иностранцам.

По мнению источника, теневую схему для фонда разработал ныне покойный юрист Сергей Магнитский, который создал для операции более 20 подставных фирм в Калмыкии, Читинской области, Бурятии и в других регионах, а также на Кипре. Детальная схема таких операций, которая позволяла легко обходить запрет, попутно в семь раз снижала объем выплачиваемых налогов, была найдена в компьютере Сергея Магнитского.

Накануне дефолта в России 1998 года из Федерального резервного банка Нью-Йорка на счет Republic National Bank, принадлежащий компаньону Браудера Эдмонду Сафра, были переведены 4,8 миллиарда долларов, предназначенные для стабилизационных операций ЦБ России. Отследить эти деньги впоследствии не удалось, а сам подельник Сафра погиб при непонятных обстоятельствах в ходе пожара в Монако в 1999 году. Однако трагедия с компаньоном не помешала Браудеру продолжить скупать российские активы, в том числе и Сбербанка, «Сургутнефтегаза», РАО «ЕЭС России», «Транснефти» и других крупных компаний, как видимо, на деньги, предназначавшиеся российскому Центробанку. 

Через несколько лет, в 2006 году, фонд Браудера распродал все свои российские активы, а уже в следующем году его обвинили в уходе от налогов. Это дело Hermitage Capital по хищению из российского бюджета 5,4 млрд. рублей ранее считалось крупнейшим в истории единовременным хищением средств из бюджета РФ.

В июне 2007 года в офисах Hermitage Capital и юристов Hermitage Capital (компании Firestone Duncan) были проведены обыски. В ходе проведенных обысков была изъята документация фонда, а в аудиторской фирме Firestone - печати фирм, с использованием которых фонд работал в России.

Буквально в следующем, 2008 году, тогда еще малоизвестный либеральный деятель Алексей Навальный выступает с презентацией по заказу русско-американского фонда USRBC (с самой презентацией (она выполнена на английском языке) можно ознакомится на сайте USRBC).

На сайте USRBC, кстати, сказано, что это «ассоциация с офисами в Вашингтоне и в Москве, представляющая торговые и инвестиционные интересы российских и американских компаний-членов в сфере двусторонних коммерческих отношений. Проводит интенсивные кампании в Конгрессе и в органах исполнительной власти США с целью озвучивания озабоченностей компаний-членов, продвижения коммерческих целей и содействия более сбалансированному обсуждению политики США по отношению к России».

Итак, Навальный посвящает свою презентацию защите прав российских миноритарных акционеров, и сводит ее к критике ряда российский компаний с государственными участием. Здесь же Навальный упоминает своего друга - ректора Российской экономической школы Сергея Гуриева (который тоже приложил руку к отправке Навального на учебу в США, а ныне является спонсором «Фонда борьбы с коррупцией», учрежденного Навальным).

И что говорит про Браудера автор презентации? Давайте переведем на русский.

Оказывается, Браудер – это миноритарный акционер российских компаний, который пострадал за правду!

По словам Навального, Уильям Браудер «активно боролся за свои права как акционера, в том числе против таких компаний, как «Газпром» и «Сургутнефтегаз», и, в целом, отстаивал права миноритарных акционеров». Именно борьба за свои права акционера, говорит Навальный, и привела к уголовному делу в отношении Браудера.

И тут же Навальный предлагает в рамках борьбы за права российских акционеров следующие выходы из ситуации: провести аудит российских корпораций на основе международных конвенций,добиться международного уголовного преследования ряда государственных должностных лиц и корпоративных менеджеров, арестовать денежные средства, которые были «украдены у акционеров», и оказать давление на международные организации и компании, связанные с российским капиталом.

Налицо факты лоббирования интересов Браудера на международной площадке, и призыв к вмешательству во внутренние дела России под предлогом защиты прав миноритарных акционеров.

Маленькое отступление. Пройдет три года, и Навальный, осознав, что на борьбе за права акционеров крупных компаний «народный пиар» не соберешь, сменит идеологическую установку на борьбу с российской коррупцией. О том, что Навальный раньше самым активным образом защищал права олигархов уровня Браудера, он теперь не упоминает.

navalny-brauder-550x354

И даже не рассказывает о своих личных связях с Браудером, хотя мог бы рассказать много интересного.

Вот отрывок из поста Навального «Hermitage», датированного 19 октября 2009 года:

«Я знаком с Джемисоном Фаерстоуном, возглавляющим юридическую компанию Firestone Dunkan, которая упоминается в ролике. От него и услышал это все в первый раз.

Джемисон, то что называется «коренной нью-йоркец» и в мой первый (пока единственный) приезд в этот город, проводил для меня неформальную экскурсию.

Гуляем по Центральному парку, я его развлекаю всякими историями из жизни отечественных жуликов. «А вот еще было дело», «а вот это оцени».

А он мне говорит: сейчас я тебе расскажу свою историю из жизни ваших русских жуликов. Не поверишь. Сразу поверить действительно сложно.

У Браудера и фонда Hermitage фактически украли несколько компаний, а потом молниеносно доказали, что эти компании переплатили налоги в бюджет. Бюджет за два дня (!) вернул 5.4 миллиарда рублей (!) - деньги растворились.

Потрясающе…»

В этом посте Навальный опубликовал видеозаявление Браудера с его версией своего ухода из российского бизнеса. Интересен и ответ Навального на первый комментарий к этому посту, где читатель спросил его, что же делать? «Переходить к индивидуальному террору» - отвечает блоггер.

В этом посте Навальный не говорит, кто конкретно «заказал» ему пиар этого ролика, зато прямо упоминает юридическую компанию Firestone Dunkan и своего друга – директора этой компании.

А теперь вернемся на страницу выше и вспомним обыски в 2007 году в офисах компании Firestone, с которой фонд Hermitage Capital работал в России. Вот теперь фрагменты этогомеждународного пазла встают на свои места.

Кроме того, из обнародованной переписки Навального становится понятно, что с Браудером его связывает не только общий знакомый Фаерстоун.

В апреле 2010 году Навальный уже лично переписывается с британским инвестором.

«Dear Mr. Browder,

As you know, I have been involved in the fight against graft and corruption in Russia, especially within state owned companies, for some time. You probably also know that I am helping Jamie Firestone on some aspects of Sergei Magnitsky situation. First of all, I would like to express gratitude for your kind words of support for my work that I encounter from time to time in the Western press…»

«Дорогой мистер Браудер,

Как вы знаете, я был вовлечен в борьбу с взяточничеством и коррупцией в России, особенно в государственных компаний, в течение некоторого времени. Вы, наверное, также знаете, что я помогаю Джейми Firestone по некоторым аспектам ситуации Сергея Магнитского. Прежде всего, я хотел бы выразить благодарность за Ваши добрые слова поддержки моей работы в западной прессе…»

И так далее. Тексты писем Навального «дорогому мистеру Браудеру» выложены здесь, рекомендую ознакомиться. В них Навальный сетует на ограниченность в финансах, и, по сути, намекает на необходимость поддержки его «борьбы».

И Браудер ему отвечает. Вот перевод фрагмента его письма Навальному:

As you know, we are active in trying to get justice for Sergei Magnitsky and that is taking up all of our time and human resources here, so the possibility of us getting directly involved in another big struggle with the Russian gangsters right now is just too much. Having said that, I would be happy to share my contacts in the regulatory agencies, stock market and other places here and in the US with you. I can also help with media contacts, and introduce you to some fund managers who may have VTB in their portfolio. Finally, I can offer my advice if that is any value. I'm about to travel for 10 days during the May holidays, but would suggest organizing a conference call when I return so we can talk further about what you are doing.

То есть Браудер говорит, что он большой поклонник того, что делает Навальный, и ему пригодится его активность в расследовании дела Магнитского. Браудер предлагает Навальному помочь сконтактами в международных кругах и в финансовой сфере, и предлагает после майских праздников пообщаться с ним по конференц-связи, чтобы лично обсудить степень своего участия в проектах Навального.

Конференц-связь между Навальным и Браудером, видимо, произошла, так как после майских праздников Файерстон пригласил Навального в посольство США.

Что было дальше – известно. Через несколько месяцев Алексей Навальный отправился учиться в американский Yale University по программе «Yale World Fellow Program».

Через полгода Навальный вернется в Россию, снаряженный новыми знаниями и браудерскими связями в «международных кругах», с одной целью – приложить максимальное количество усилий для дискредитации действующей власти в России. В интересах тех самых невидимых «контактов Браудера», разумеется…