Кино

Определены вероятные обладатели «Оскара»

3 506

В субботу, 1 февраля, своих лауреатов назвала Гильдия сценаристов. Победителем в номинации «Оригинальный сценарий» предсказуемо стал Спайк Джонс, придумавший и поставивший картину «Она» - о человеке, влюбляющемся … в операционную систему, в один только голос – без тела. Джонс и ранее выбирал для своих фильмов более чем нестандартные сюжеты, но его «Адаптация» и в первую очередь «Быть Джоном Малковичем» были всё же овеяны гением другого звёздного сценариста - Чарли Кауфмана. Теперь автор показал, что безусловно хорош и в одиночном плавании: «Она» - печальнейший гимн современному одиночеству, когда человек всё чаще предпочитает настоящей дружбе виртуальное общение.

Кадр из фильма "Она": герой и его возлюбленная

Лучшим адаптированным сценарием Гильдия назвала «Капитана Филлипса» - выходившую в российский прокат драматичную историю о столкновении американского грузового судна с сомалийскими пиратами. Однако если будущая победа Джонса на «Оскаре» предрешена почти стопроцентно, то сценаристу «Филиппса» Билли Рэю ещё придётся поволноваться, так как в спор за приз Американской киноакадемии с ним вступит автор «12 лет рабства», на награду Гильдии не претендовавший.

Кадр из фильма «Капитан Филлипс»

Приз за лучший сценарий документального фильма получила известная актриса Сара Полли, всё увереннее выступающая и в роли режиссёра. Она уже поставила пару игровых картин, хорошо встреченных критикой, но её «Истории, которые мы рассказываем» - лента совершенно особенная. В ней Полли повествует… о самой себе. Вернее, о том, как будучи уже состоявшейся звездой, она случайно узнала, что её отец – не её отец. Не переставая любить человека, её воспитавшего, она тем не менее решает найти и своего биологического папу – делая этот поиск материалом своего фильма. Жаль, что заслуженной номинации на «Оскар» это чудесное произведение не получило.

Кадр из фильма "Истории, которые мы рассказываем"

Профессиональные Гильдии актёров, режиссёров и продюсеров определились со своими предпочтениями ещё в январе. Среди актёров первенствовали Мэттью МакКонахи и Джаред Лето. Их «Даллаский клуб покупателей» - это история мужчины, узнавшего, что у него СПИД, но вопреки прогнозам врачей морально не сломившегося. Среди актрис победу одержали Кейт Бланшетт, блистающая в драме Вуди Аллена «Жасмин», и Лупита Нионго, с максимальной скорбью показавшая страдания чернокожей рабыни на протяжении «12 лет рабства». Принято считать, что именно отмеченные Гильдией артисты имеют наибольшие шансы на будущий успех у Киноакадемии, однако всё относительно: за последние десять лет лишь трижды четвёрка победителей приходила к финишу в полном составе. В остальные разы кого-то из них ждало горькое разочарование – и хотя бы в одной номинации «Оскар» доставался другому исполнителю.

Мэттью МакКонахи с призом Гильдии актёров

© Mike Blake/Reuters

Джаред Лето с призом Гильдии актёров

Ничего не решает и награда за актёрский ансамбль, которую многие рассматривают как «верный признак» того, что именно получивший её фильм и станет в итоге лучшим фильмом года. Ничего подобного. Конечно, в этот раз её получил сильный номинант – «Афера по-американски», вскоре выходящая у нас история об одной операции, которую агент ФБР решил прокрутить в содружестве с настоящими аферистами. Но куда важнее – и это знают все, кто любит составлять прогнозы, - то, как распределятся призы у режиссёров и продюсеров.

Кадр из фильма «Афера по-американски»

Хотя и у Гильдии продюсеров процент «ошибок» существенный: за предыдущие 24 года, что вручается их премия, они аж семь раз наградили «не тот» фильм – фильм, впоследствии уступивший «Оскар» другому. А это почти треть от всех результатов – весомый повод, чтобы не делать ставку, основываясь исключительно на продюсерском выборе. Тем более что в этот раз продюсеры и вовсе смешали все карты – назвав лучшей не одну картину, а сразу две! Приз получили оба фаворита оскаровской гонки – и «Гравитация», и «12 лет рабства»! Что делает исход грядущей церемонии вручения наград Американской киноакадемии практически непредсказуемым: с равной долей вероятности может победить и космический экшен, и историческая драма.

Режиссёр Альфонсо Куарон на съёмках фильма «Гравитация»

Серьёзным аргументом в пользу «Гравитации» служит то, что её выбрали члены Гильдии режиссёров – вручив заслуженный приз не Стиву МакКуину, а Альфонсо Куарону. И хотя и эта Гильдия тоже ошибается, но всё же с начала нулевых лишь трижды её лауреаты не получали впоследствии «Оскара» (да и то в прошлом году Бен Аффлек не смог этого сделать, потому что вовсе не был номинирован – что относится уже к истории казусов главной американской кинопремии). Однако вариант, когда Киноакадемия разделяет свои предпочтения, вручая режиссёрский приз за один фильм, а самую главную награду – за другой, тоже отнюдь не является чем-то фантастическим: за последние тридцать лет такое случалось шесть раз, причём четыре раза – уже в 21-м веке.

Альфонсо Куарон

© Gus Ruelas/ Reuters

Так что весы судьбы замерли в недоумении – и всё решит, судя по всему, то, сколько грамотно построят свою рекламную компанию создатели упомянутых картин. «Гравитация», например, снова выходит в прокат – и правильно, не все «сливки» ещё сняты. А продюсеры «12 лет рабства» наверняка продолжат давить на сознательность киноакадемиков, которые должны, должны покаяться за грехи своих предков… Итог этой напряжённой борьбы между хорошим и «правильным» мы узнаем ровно через месяц.