Общество

Опубликованы выводы инспекции строительства в Химкинском лесу

1 416

Гринпис обнародовал материалы инспекции строительства автомагистрали в Химкинском лесу, которая прошла 20 сентября 2011 г. Главной целью работ в Химкинском лесу и его окрестностях является не строительство автомагистрали, а подавление активности гражданского общества, имеющей огромное прецедентное значение в масштабах страны. Об этом свидетельствует тот факт, что до сих пор не начаты работы на наиболее сложных в технологическом отношении участках - Бусиновской развязке на МКАД и мосту через Канал имени Москвы. Время для строительства этих объектов, оценивается по меньшей мере в 36 месяцев. Остальные участки, в том числе те, которые проходят по незаконно выведенным из состава лесопарковых зон землям, в технологическом отношении значительно более просты, и для их строительства требуется время, не превышающее 24 месяцев.

Опережающее строительство развязки и моста позволяло добавить еще как минимум один год на выбор оптимального варианта прохождения трассы без увеличения общего времени, необходимого для строительства автомагистрали. Существует как минимум три альтернативных варианта прохождения трассы по этой территории.

В настоящее время основные работы по строительству автомагистрали ведутся именно на тех участках, которые были незаконно выведены из состава лесопарковых зон и других защитных лесов, а также на месте ближайшей к каналу имени Москвы развязки. Признаков подготовки к реконструкции Бусиновской развязки и к строительству моста через канал при обследовании не обнаружено.

Несмотря на то, что работы в Химкинском лесу ведутся практически беспрецедентными для российского дорожного строительства темпами, Химкинскому лесу пока не нанесен ущерб, исключающий возможность его восстановления. Вырубленная и расчищенная территория трассы занимает около 6% от совокупной площади леса.

Массив Химкинского леса разделен трассой, с учетом разрушения лесной перемычки вблизи поселка Вашутино, на четыре части, включая две крупные. В такой конфигурации сохранение основных природных функций и биологического разнообразия леса в течение короткого времени (необходимого для прекращения строительства и рекультивации нарушенных земель) все еще возможно.

Заявления о том, что при строительстве автомагистрали будут предприняты максимально возможные меры по сохранению лесов, а нанесенный ущерб будет компенсирован посадками нового леса, оказались не соответствующими действительности.

Никаких "компенсационных посадок" при строительстве автомагистрали не обнаружено. При этом площадь лесов, доступных для отдыха граждан, в ближнем Подмосковье продолжает сокращаться. Обследование территорий, прилегающей к строящейся трассе в Солнечногорском районе, показал, что в ряде мест грунт, пни и порубочные остатки вывозятся на соседние участки, в том числе на вырубки прежних лет, что ведет к уничтожению находящихся там молодняков, повреждению почвенного покрова и захламлению территории.

Вырубленная древесина повсеместно вдоль трассы сложена в штабеля на границе леса и в таком виде брошена. На участках, проходящих через насаждения с участием ели, в оставленной древесине массово размножается короед-типограф, который к настоящему времени расселился на прилегающих к трассе участках и вызвал сплошное или очаговое усыхание ели.

На участках трассы, проходящей через Химкинский лес, в ряде мест наблюдается перекрытие стока поверхностных вод насыпями технологических дорог или самим полотном строящейся трассы. Несмотря на относительно сухой год, на некоторых участках уже наблюдается скопление воды. Весной перекрытие путей стока поверхностных вод, если оно не будет ликвидировано, неизбежно приведет к гибели леса в результате вымокания.

Действующее российское законодательство по-прежнему не допускает строительства автомагистрали через Химкинский лес в соответствии с выбранным Правительством РФ вариантом. Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" разрешает перевод земельных участков из состава защитных лесов (в том числе лесопарков, как в случае с Химкинским лесом) для размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Наличие альтернативного варианта строительства был подтвержден, в частности, Президентом Д.А.Медведевым. 8 июня 2011 года во время встречи с представителями российских неправительственных природоохранных организаций он, в частности, сказал (цитируется по официально опубликованному протоколу встречи): "Ведь мы же с вами понимаем, почему эта ситуация вокруг Химкинского леса сложилась. Просто потому, что, скажем прямо, Москва в тот период не дала реализоваться альтернативному сценарию, который был предложен Правительством Российской Федерации. Москва сказала «нет»".

Факт наличия другого варианта размещения трассы на момент принятия решения о ее размещении делает вывод земельного участка из состава лесопарковой зоны (Химкинского лесопарка) незаконным. Таким образом, все последующие действия, связанные с расчисткой этого участка и началом строительства автомагистрали, являются незаконными.

полный текст выводов можно найти на сайте Гринпис