Сложные экономические условия, дефицитный бюджет и обнищание населения не мешают российскому правительству наращивать расходы на помощь другим странам. За 11 лет они увеличились в 11 раз, и если в 2005 году составляли всего 101,3 млн долларов, то в прошлом году достигли 1,02 млрд долларов (около 60 млрд рублей). Всего же за эти годы на финансовую поддержку зарубежных государств ушло 6,39 млрд долларов, или 370 млрд рублей по текущему курсу, подсчитали в РАНХиГС.
Для сравнения, на ЖКХ в 2016 году было потрачено 72 млрд рублей, на программу развития физкультуры и спорта, а также на СМИ — примерно по 60 млрд рублей. Около 50 млрд рублей Минфин планирует получить в 2018 году от внепланового повышения акцизов на топливо.
© Youtube.comБольше всего денег достается Киргизии, Армении и Таджикистану. И хотя в прошлом году прямые финансовые поступления несколько снизились, выросла другая помощь, например техническая (до 45,1 млн долларов). Кроме того, Россия стала чаще списывать долги: за 2016 год было списано почти 430 млн долларов. Уже в этом году африканским странам простили долги на сумму свыше 20 млрд долларов, и еще 240 млн долларов — все той же Киргизии.
Венесуэле за последний год выделили 6 млрд долларов за счет «Роснефти» — кредит был оформлен как предоплата за покупку нефти. При этом 1 млрд долларов межгосударственного долга Венесуэлы перед РФ де-факто находится в стадии дефолта — бюджет должен был получить от его погашения 54 млрд рублей в 2017 году, но деньги не пришли, напоминает Finanz.ru.
Объемы международной помощи, которую оказывает Россия, растут даже в кризисные годы. Например, в 2009-м они увеличились более чем втрое. Та же тенденция проявилась в 2014−2016 годах, отмечают в РАНХиГС.
Гипотетическая выгода
Выделение заведомо невозвратных кредитов другим странам в интересах внешней политики — нормальная политическая практика. Никакой экономической составляющий здесь, разумеется, нет.
К той же Венесуэле можно по-разному относиться, но у России сегодня не так много сторонников, тем более в Западном полушарии, а вот с режимом Николаса Мадуро отношения теплые. Полезно и приятно иметь такого союзника в подбрюшье США, в том числе из военных соображений (будет куда российскому флоту зайти в случае чего).
Дружить с собственными соседями по географической карте тем более выгодно. Как показала история с Украиной и Грузией, полагать, что все страны СНГ по умолчанию являются союзниками России, крайне опрометчиво.
© Коллаж / Ridus«Союзниками являются либо по доброй воле, либо потому, что есть понятные интересы, притягивающие страны друг к другу. По доброй воле не получается. Национальные элиты в этих республиках не считают себя ничем обязанными Москве. Лидеры, которые были более или менее лояльны, уже ушли на пенсию, в лучшем случае. Надо по-новому выстраивать отношения с теми, кто сейчас у власти. Далеко не всегда это люди, которые учились и работали в России. Они учились в тех же США или Европе. Соответственно, их лояльность стоит дороже», — рассуждает доцент Международного института экономики и финансов ВШЭ Алексей Белянин.
По его словам, у России сегодня не так много геополитических союзников, чтобы разбрасываться даже африканскими странами, от которых прямой выгоды нет почти никакой. «Но лишний сторонник, который голосует не против нас хотя бы в ООН, — это уже хороший показатель сейчас», — отмечает эксперт.
Тесные связи с Черным континентом — это наследие советских времен. Прежде всего с такими странами, как Эфиопия, Ангола и Мозамбик, которые когда-то тоже пытались строить социализм. Какую-то выгоду в данном случае могут получать только отдельные крупные компании, у которых есть свои интересы в индустриях развивающихся стран.
Сомнительная эффективность
Международную помощь финансируют российские налогоплательщики. И эффективность этих трат, а тем более их наращивание, в текущих условиях вызывает все больше сомнений.
Проблема в том, что уважение к стране достигается не только и не столько субсидиями конкретным отраслям, людям или чиновникам, которые ими распоряжаются в своих собственных целях. Государство вызывает уважение своим хорошим примером. Когда население живет зажиточно, соблюдаются права и свободы и частных граждан, и инвесторов, как внутренних, так и иностранных, когда в целом страна благополучна, в ней хочется жить.
«Если бы Россия была успешной страной, Украину от нас оторвать было бы гораздо труднее. К сожалению, негативных примеров, которым другие страны не хотят подражать, мы подаем больше, чем позитивных», — сетует Белянин.
© Flickr.comПо его словам, кредиты на покупку лояльности тех или иных партнеров — это неправильные инвестиции. Более разумно потратить эти средства на то, чтобы построить достойную жизнь у себя в стране, чтобы иностранные граждане завидовали тому, как хорошо живут в России. И тогда гораздо проще было бы договариваться с любыми партнерами: хотите жить так же хорошо, как мы, будьте с нами друзьями, не хотите — ваши проблемы.
«Это граница между „делай, как я“ и „делай, как я сказал“. Первое более убедительное, но пока мы, к сожалению, выбираем второе. И это вынуждает идти на такие субсидии, которые покупают лояльность», — констатирует эксперт.
Но, как показывает пример все той же Украины, подобная лояльность не слишком надежна. В Украину Россия вложила больше, чем США. Но Москва субсидировала энергоносители, которые присваиваются узким кругом достаточно коррумпированных украинских чиновников, а США вкладывают в гражданское общество.
«Понятно, что далеко не любые субсидии одинаково воспринимаются народом страны, которая их получает. И, естественно, коммуникация с обществом — гораздо более сложная вещь, чем коммуникация с отдельными представителями правящей элиты. Сколько ни субсидируй сейчас ту же Украину, отношение к нам ее жителей в обозримом будущем радикально не изменится. Это провал нашей политики в отношении Украины, в котором некого винить, кроме себя», — заключает Белянин.