Объективная реальность меняет сложившиеся модели политического и экономического поведения целых стран и блоков. Ещё недавно считавшаяся символом экономического и социального процветания Европа стремительно теряет позиции и рискует войти в период полномасштабного спада.
Одной из главных, хотя и не единственной причиной тому называется сокращение доступа к дешёвым российским энергоресурсам, лежавшим в основе многолетнего европейского экономического чуда. Смена глобальной парадигмы ставит Старый Свет перед незамысловатой дилеммой: найти некий волшебный «золотой ключик» или навсегда лишиться былого места в мировой иерархии и привычного уровня жизни.
«Золотой ключик» цвета хаки
Единственное, по его мнению, решение проблем Европы предложил бывший премьер-министр Италии и экс-глава ЕЦБ Марио Драги в своём нашумевшем докладе Еврокомиссии.
В этом документе влиятельный в прошлом еврочиновник заявляет, что едва ли не главным инструментом для выхода из сложившейся ситуации и предотвращения экономической и социальной деградации ЕС должна стать новая гонка вооружений. Увеличение расходов на оборону является одним из десяти предложений, озвученных в 327-страничном докладе Драги.
Бывший премьер-министр Италии Марио Драги. © ru.wikipedia.org
Предложение выглядит вполне своевременным, поскольку на волне военной истерии, вспыхнувшей в Европе с началом российско-украинского конфликта, многие страны ЕС резко вспомнили о собственных армиях и приступили к их перевооружению.
Покупай отечественное
Драги говорит о чудодейственной силе новой гонки вооружений и предупреждает, что после вступления в неё Европе важно не скатиться туда, куда она обычно попадала, когда дело касалось военной стратегии, а именно — в закупки у США.
По словам бывшего еврочиновника, большая часть расходов ЕС на оборону направляется в Соединённые Штаты, поэтому при закупке оружия странам-членам следует отдавать предпочтение военной промышленности блока.
В качестве примера он привёл тот факт, что 78% из 75 миллиардов евро, потраченных странами ЕС на оборону в период с июня 2022 года по июнь 2023 года, направлены за пределы блока, включая 63% в США.
Покупка оружия в США «может быть оправдана в некоторых случаях, поскольку в каталоге ЕС нет некоторых продуктов», говорится в отчёте. Но в нём же утверждается, что во многих других случаях существует европейский эквивалент подобных изделий или он может быть быстро создан и предоставлен.
В то время как Европа производит собственную современную боевую технику, такую как истребители Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale, а также основной боевой танк Leopard 2 A7+, многие страны покупают комплекты за рубежом. Нидерланды, Германия, Польша, Румыния, Бельгия, Дания, Чехия и другие государства планируют купить истребитель-невидимку Lockheed Martin F-35 Lightning II.
Истребитель Eurofighter Typhoon. © ru.wikipedia.org
Досталось и стремительно вооружающейся Польше, нашедшей свой «золотой ключик» вообще на другом конце земного шара — в Южной Корее. Польша закупила у Сеула ракетные системы Chunmoo, лёгкие боевые самолёты FA-50, одни из лучших в мире танки K2 Black Panther, самоходные гаубицы K9 Thunder калибра 155 миллиметров и многое другое.
Теперь её примеру последовала другая страна ЕС — Румыния. Сложившаяся ситуация привела к тому, что южнокорейские компании строят большие планы на остальную Европу.
Они просто зажрались!
Нарастающее бегство европейских стран от родного ВПК на другие континенты — не следствие низкого качества европейского оружия. Скорее, этому способствует целый набор сложных экономических, политических и технологических причин, обусловленных состоянием, в котором пребывает европейский ВПК в условиях сложившегося кризиса.
Расслабившиеся на фоне преобладания американских вооружений и откровенно заевшиеся за последние десятилетия компании Старого Света потеряли былую эффективность. Ярким примером стали трудности с наращиванием производства оружия и боеприпасов для удовлетворения спроса национальных программ и поставок на Украину.
Надо с этим что-то делать…
По словам Драги, выход из сложившейся ситуации заключается в более целевом направлении потоков денежных средств.
Он призывает к «существенным механизмам стимулирования», связанным с финансированием ЕС, чтобы побудить правительства стран покупать европейское оружие.
Одним из подходов может быть привязка финансирования к механизмам критериев приемлемости, подобным тем, которые уже действуют в Европейском оборонном фонде и предлагаемой Европейской программе оборонной промышленности.
В докладе содержится призыв к странам лучше справляться с совместными расходами и закупками.
Смысл обращения Драги сводится к тому, что ЕС должен увеличить масштаб национальных оружейных производств, позволив «промышленной оборонной консолидации достичь масштаба там, где это необходимо».
В качестве примера он отметил, что с 1990 года оборонно-промышленная база США сократилась с 51 ведущей компании до всего лишь пяти предприятий, поэтому она «обеспечила высокую производительность и масштаб, необходимые Вооружённым силам США».
Оборонная промышленность блока должна получить лучший доступ к финансированию ЕС «для мобилизации частного капитала», считает Драги. Например, кредитная политика Европейского инвестиционного банка должна разрешать не только проекты двойного назначения, но и поддерживать чисто оборонные инвестиции.