Авто

ОСАГО поможет автовладельцам сесть в долговую яму

1 27132

ОСАГО — это система, которая вызывает шквал критики со всех сторон с самого момента ее появления. Мы видим, что буква «С» в этой аббревиатуре лишняя и речь идет фактически о сборе с автовладельцев, администрирование которого поручено частным страховым компаниям.

Это странное слово «ОСАГО»

Действительно, в формуле ОСАГО много странного. Например, почему москвич, владелец мощного автомобиля, который ни разу за год не нарушил ПДД и ни разу не попал в ДТП по собственной вине, платит больше парня из деревни Горохово на убитой «шестерке», который ездит как хочет просто потому, что ему машину не жалко?

Почему в одних регионах ОСАГО стоит в разы меньше, чем в других? Аварийность меньше? Нет, наоборот, больше! Тогда где здесь страхование?

Но есть еще один важный аспект ОСАГО — это выплаты с учетом так называемого износа. Если вы управляете автомобилем, который уже не новый, то может оказаться, что за ДТП, в котором вы не виноваты, вам выплатят всего лишь половину ущерба и это будет законно! Это единственное исключение в нашем законодательстве, так как, согласно Гражданскому кодексу, ущерб должен быть возмещен полностью. Но не всегда, как мы видим.

© Кирилл Кухмарь/ТАСС

Камень преткновения

В результате реформы ОСАГО, которая прошла два года назад и резко сняла напряженность, часть пострадавших в авариях начала получать не выплаты деньгами, а направление на ремонт. Ремонт должен осуществляться с использованием новых запасных частей и в строго определенные сроки. Но лазейка осталась, и другая часть выплат по-прежнему происходит в денежной форме с учетом износа.

В результате пострадавшие в авариях совершенно законно не получают полного возмещения полученного вреда в ситуации, в которой они не виноваты. Абсурд!

Абсурд долго продолжаться не может, поэтому в дело вступил Конституционный суд, который постановил, что эту разницу под названием «износ» должен выплачивать виновник аварии из своего кармана. 

То есть представим себе, что вы, как добропорядочный гражданин, купили настоящий полис ОСАГО и по стечению обстоятельств попали в ДТП с автомобилем марки «Мерседес» 2010 года выпуска. Страховая компания выплатила пострадавшему от ваших действий ровно половину денег от стоимости запасных частей. Предположим, что это 200 тысяч рублей. Но «Мерседес» — штука дорогая, поэтому ремонт может стоить и стоит весьма дорого. Владелец автомобиля пошел к официальному дилеру и осуществил ремонт за 400 тысяч рублей. Казалось бы, лимит по ОСАГО и есть те самые 400 тысяч? Но нет, эту разницу, то есть 200 тысяч, которая пришлась на износ, теперь будете обязаны заплатить вы.

Задумайтесь! Вы купили страховой полис, лимит возмещения по которому 400 тысяч рублей. Вы нанесли ущерб имуществу другого человека на эти 400 тысяч рублей. Однако ввиду того самого «износа» разницу между той суммой, которую пострадавшему выплатила страховая компания, и реальной суммой ущерба будете возмещать вы.

«Обезжиривание» автовладельцев

Как мы видим, крайними в этой ситуации (как обычно) оказались автовладельцы. Но если внимательно посмотреть на формулировки постановления КС РФ, то окажется, что пострадавшему в ДТП даже не нужно ремонтировать автомобиль, чтобы получить в судебном порядке от вас вот эту разницу. Ему достаточно получить заказ-наряд от официального дилера и сообщить в иске к вам, что денег, выплаченных страховой компанией по ОСАГО, не хватает для осуществления ремонта.

А своих у гражданина нет в силу тяжелой жизненной ситуации. И на основании этой бумажки любой суд теперь взыщет с вас разницу между суммой, указанной в заказе-наряде, и той суммой, которая выплачена страховой компанией.

Единственный способ борьбы — это независимая экспертиза, которая установит размер ущерба без учета износа. Однако суд может и поверить официальному дилеру. И тогда вам придется повышать ставки. Или заплатить.