Как показывает практика, нынешние проблемы корпорации Boeing — это не только просчёты, допущенные при создании новых моделей летательных аппаратов, но и чисто стратегические ошибки в части оценки совместных проектов и выбора партнёров и рынков.
Не разглядев в своё время выгод от сотрудничества с молодой и активно развивающейся бразильской компанией, один из столпов мирового авиапрома грандиозно сел в лужу, собственноручно «выпилив» себя из важнейших рыночных сегментов. Речь идёт о транспортной и военно-транспортной авиации.
Неудавшееся партнёрство
На сегодняшний день у компании Boeing нет ответа на самолёт C-130 Hercules своего главного конкурента — американской аэрокосмической компании Lockheed Martin. Это значительно ослабляет позиции корпорации в классе военно-транспортных самолётов средней дальности. Возможность заполнить эту нишу у Boeing была, но компания не поспешила воспользоваться ей, хотя начиналось всё более чем оптимистично.
C-130 Hercules. © ru.wikipedia.org
В декабре 2018 года Boeing и бразильский производитель самолётов Embraer объявили о создании совместных предприятий. Контракт между компаниями предусматривал предоставление американскому гиганту 80% акций коммерческого подразделения Embraer и 49% акций нового военного самолёта C-390 Millenium.
Однако сделка между Boeing и Embraer Defense на сумму 4,2 миллиарда долларов была отвергнута бразильским правительством. Вместо неё было предложено остановиться на партнёрстве в деле создания и продвижения на рынке транспортных самолётов.
Компания Boeing нуждалась в современном региональном флоте Embraer для выхода на новые рынки, а Embraer мог воспользоваться преимуществами маркетинговых ресурсов Boeing. Однако сделка сорвалась в апреле 2020 года в разгар коронавирусного кризиса COVID-19.
Корпорация Boeing обвинила Embraer в невыполнении неуказанных условий контракта. Бразильский производитель опроверг американских партнёров и заявил, что выполнил условия совместного предприятия. По мнению Embraer, это в Boeing «неправомерно расторгли» сделку из-за финансовых и репутационных проблем, связанных с двумя авариями 737 Max и сложностями в бизнесе.
Разрыв сделки только увеличил ком проблем компании Boeing, поскольку она одним махом лишилась доступа в нишу региональных самолётов и возможности конкурировать с Lockheed Martin и его «Геркулесом».
Корпорация Boeing своими руками лишила себя доступа к значительным военным бюджетам, выделяемым Пентагоном и НАТО на закупку военно-транспортных бортов.
Без понтов, но с самолётом
Потеря имени и денег компании Boeing не отпугнула Embraer. Бразильцы собственными силами обеспечили производство современной многоцелевой транспортной машины C-390 и возможность её продвижения на рынке за пределами Бразилии.
Несмотря на то что портфель заказов C-390 всё ещё уступает портфелю легендарного C-130, более крупный и быстрый самолёт от Embraer заставляет Lockheed всё больше напрягаться в борьбе за заказы.
Бразильский самолёт KC-390. © ru.wikipedia.org
И Boeing, и Airbus имеют крупные портфели военных заказов, но им не хватает транспортных самолётов среднего размера, первенство в секторе которых удерживает Lockheed Martin. Глядя на это, Embraer надеется, что его тактический C-390 сможет протиснуться и занять место в топе среди крупнейших мировых конкурентов.
C-390 против «Геркулеса»
На сегодняшний день C-390 превосходит C-130J Hercules по скорости и полезной нагрузке. Оснащённый двумя турбовентиляторными двигателями IAE V2500-E5, он имеет длину чуть более 35 метров, высоту 11,5 метров и размах крыла 35 метров. У С-130 больший размах крыльев и немного меньше длина при одинаковой с С-390 высоте.
Двигатель V2500. © ru.wikipedia.org
Длина грузового отсека С-390 составляет около 18 метров, а максимальная полезная нагрузка — 26 метрических тонн. Грузовой отсек способен вмещать лёгкие и тяжёлые транспортные средства и вертолёты общей массой около 26 тонн. Это больше, чем 20 метрических тонн C-130J (около 20 тонн груза).
При полной загрузке C-390 может развивать скорость около 988 километров в час и имеет запас хода 2000 километров. Для сравнения: турбовинтовой C-130 движется на более низких скоростях, хотя и его более новые варианты имеют больший запас хода, чем C-390.
Одним из ключевых преимуществ C-390 являются его многоцелевые возможности.
Самолёт может выполнять несколько десятков различных миссий на одной платформе. Это перемещение военных грузов и десантов, медицинская эвакуация, разведка погоды и дозаправка в воздухе.
C-390 может обеспечивать снабжение с воздуха на больших и малых высотах в отдалённых районах благодаря встроенной системе расчётов, которая использует алгоритм для определения оптимальных точек сброса, предоставляя пилоту возможность вручную или автоматически сбрасывать груз.
До 64 полностью экипированных бойцов может быть десантировано с задней части C-390 для проведения наземных штурмовых операций.
Транспортный самолёт Embraer может выступать в роли воздушного заправщика KC-390. Он способен заправлять самолёты, вертолёты и другие C-390.
Кабина пилотов оснащена высокотехнологичной авионикой. Система управления C-390 снижает нагрузку на экипаж и облегчает управление самолётом, особенно на малых высотах, где он может проводить дозаправку, тушить пожары или выполнять поисково-спасательные операции.
Самолёт может похвастаться передовым набором систем самозащиты, включая баллистическую защиту, системы предупреждения об облучении лазерами и приближении ракет. Машина оборудована тактическим радаром и системой обнаружения угроз.
В C-390 даже есть полноценная душевая комната. По утверждениям разработчиков, основной причиной добавления полноразмерной отдельной душевой стало растущее число женщин, служащих в вооружённых силах по всему миру. При этом в C-130 имеется туалетная система, но для уединения пользователей используется только шторка.
C-390 оснащён полами с подогревом и контролем температуры. Он имеет уникальные шумо-вибрационные характеристики, что обеспечивает экипажу более высокий уровень комфорта по сравнению с C-130.
План захвата Пентагона
Embraer строил C-390 в основном в качестве замены для мирового парка C-130 Hercules. Сегодня бразильская компания активно присматривается к оборонному рынку США.
При этом бразильское предприятие уже строит лёгкий ударный турбовинтовой самолёт A-29 Super Tucano в Джексонвилле, штат Флорида. В марте компания продемонстрировала A-29 и C-390 в расположенной неподалёку штаб-квартире Embraer Executive Jets в Мельбурне, штат Флорида.
Генеральный директор Embraer Defense & Security Боско да Коста – младший заявил, что A-29 построен «всего в нескольких часах езды в Джексонвилле, штат Флорида». Он предположил, что C-390 может производиться в США, что является общим требованием для иностранных самолётов, эксплуатируемых американскими военнослужащими.