Сопродюсеры популярной комедии «Горько!» Илья Бурец и Дмитрий Нелидов распространили открытое письмо, в котором выражают протест против выдвижения на соискание премии «Оскар» фильма «Левиафан». Не умаляя его достоинств, они ссылаются как раз на то небольшое «жульничество», ранее отмеченное Киноридусом: страна картины Андрея Звягинцева не видела, и регламенту Американской киноакадемии фильм соответствует «исключительно формально».
…Его недельный прокат в единственном российском кинотеатре был организован специально для участия в оскаровской гонке. Картина не была оценена широкой зрительской аудиторией и даже не имела такой возможности, тогда как «Горько!» только в кинотеатрах посмотрели свыше 4,5 млн человек. Выйдя в прокат на более чем 1500 киноэкранах, фильм и сейчас, спустя год, продолжает стоять в репертуаре нескольких кинотеатров страны.Тут следует отметить, что по правилам номинируемый фильм должен пробыть в коммерческом прокате как минимум неделю в период с 1-го октября по 30-е сентября – но при этом нет никаких уточнений, сколько зрителей должны его при этом посмотреть. По сути, достаточно лишь одного показа в сутки, пускай даже и на ночном сеансе. Это удобно в тех случаях, когда претендент не был ещё готов весной и не решился выйти на экраны летом и в первые недели осени (для российских картин это традиционно не лучшее время с коммерческой точки зрения). Год назад, например, ровно таким же образом был выдвинут от России «Сталинград» - созданный, что примечательно, теми же продюсерами, что и «Левиафан».
Комедия «Горько!» вышла в прокат всего двумя неделями позже военной драмы. Уже тогда некоторые рецензенты отмечали, что наша оскаровская комиссия вновь сделала неправильный выбор: про взрывы Голливуд и сам лучше нас снимает, а вот «Оскар» больше ценит те картины, в которых так или иначе раскрывается национальный характер, «русская душа», говоря иначе. И хотя «Сталинград» под это определение тоже попадает (кстати, как и «Левиафан»), но всё же время убедительно показало, что именно работа Жоры Крыжовникова – самый народный фильм, снятый в России за последние годы. На это упирают в своём письме и продюсеры ленты:
Фильм как нельзя лучше отражает национальный характер и самобытность российского народа, и, в отличие от многих отечественных фестивальных картин, сделан не с пренебрежением и даже презрением к нему, а с искренним сочувствием и любовью.Тут следует уточнить, что Тимур Бекмамбетов, с чьим именем «Горько!» ассоциируется куда в большей степени, не имеет к данному письму никакого отношения. Об этом Киноридусу заявили в компании «Bazelevs», уточнив, что претензии насчёт «Оскара» выдвигают исключительно их партнёры из кинокомпании«Lunapark». Именно по их информации, комедия заняла второе место по итогам воскресного голосования российских кинематографистов. Именно они заканчивают своё письмо решительным ультиматумом:
Мы призываем продюсеров фильма «Левиафан» принять, как нам кажется, справедливое решение: взять самоотвод и претендовать на «Оскар» в следующем году, после проведения полноценного проката в России. В противном случае мы будем вынуждены обжаловать решение Российского оскаровского комитета.Впрочем, итог сей битвы предсказуем: скандал не помог даже три года назад, когда сам председатель оскаровской комиссии Владимир Меньшов выступил против выбранной коллегами «Цитадели» - а ведь тогда Михалков насолил своим фильмом очень многим. Выступать же против «Левиафана» сейчас, когда он уже выбран, - и выбран в далеко непростой политической ситуации (о чем мы только что писали), - и поздно, и вряд ли правильно. Даже если комиссия – вдруг! – решит переголосовать, это вызовет ещё больший скандал, который явно не пойдёт на пользу «Горько!». Или же шумиха нужна продюсерам только для того, чтобы «подогреть» обывателей в преддверии второй серии?..
Что касается желаемого авторами письма самоотвода, то его и вовсе не следует ждать - хотя продюсер Александр Роднянский и признаёт «Горько!» своим любимым фильмом прошлого года. Но любовь любовью, а «Оскары» - врозь.