Только вчера отгремели страсти, связанные с раздачей красивых позолоченных статуэток. А сегодня мы в Киноридусе решили подумать и разобраться – а как часто вожделенная премия уходила в чьи-то руки не потому, что картина была хорошая, а по соображениям пресловутой политкорректности, т.е. чтобы не нарушать «ущемленные» права тех или иных социальных групп.
Ага! Кристофер Пламмер получил «Оскара» потому, что сыграл гомосексуалиста, а Октавия Спенсер лишь удачно «вписалась» в ансамбль фильма, напоминающего о том, какое ужасная расовая дискриминация царила в США всего лишь полвека назад!.. Каждый год в эти «постоскаровские» дни начинаются извечные разговоры: «Ну вот, опять! Не тем дали!» При этом у многих возникают подозрения, что «Оскар» и правда далеко не всегда вручается исключительно за художественные заслуги.
И действительно, часто ли Американская киноакадемия раздает свои статуэтки из соображений политкорректности?.. То есть, является ли прошлогодний «Оскар» Колину Фёрту «реверансом» по отношению к заикам? Или актер все-таки заслужил свою награду? А успех фильма «Повелитель бури» в 2010 году – это успех самой картины, или выражение чувства вины, которое испытывает американская элита за действия своих властей в Ираке? А может, это победа принципов гендерного равенства, ведь Кэтрин Бигелоу - первая (!) женщина, названная Киноакадемией «лучшим режиссером» за более чем восемь десятилетий? Доколе можно было терпеть этот мужской шовинизм?.. Как видите, уже только первые примеры порождают много вопросительных знаков. А ведь Колин Фёрт – действительно молодец, и «Повелитель бури» - вполне достойная картина. Так что где грань, отделяющая хорошее кино от политических соображений?
Да, Шон Пенн украл, украл «Оскара» у Микки Рурка! Но простите: в «Рестлере» Микки Рурк – в чем сходятся, наверное, все, - замечательно сыграл самого себя. В то время как Шон Пенн в «Харви Милке» реально «переломил» собственное нутро, из характерного для себя образа «мачо-мужлана» (пусть и с тонкой психической организацией) перевоплотившись в нежного и трогательного человека, у которого, да, есть определенная склонность – к своему полу. Что более достойно с точки зрения актерской игры?.. И как тут не вспомнить Тома Хэнкса, победившего с «Филадельфией»! Да, он сыграл «голубого», больного СПИДом и незаконно уволенного с работы. И что, плохо сыграл?..
Самым ярким примером «политкорректного» кино последних лет является фильм Ли Дэниелса «Сокровище», сюжет которого сильно напоминает знаменитый анекдот об этой самой политкорректности: толстая неграмотная негритянка беременна вторым ребенком, причем первый – с синдромом Дауна и оба – от ее же собственного насильника-отца, больного СПИДом!.. Разумеется, эта картина была одним из «оскаровских» фаворитов и всерьез получила приз за лучший адаптированный сценарий. При этом награду за лучшую роль второго плана получила актриса Мо’Ник, изобразившая мать этой разнесчастной девушки. И знаете – она ведь и правда классно сыграла, безжалостно по отношению как к своей героине, так и к самой себе. И честно выиграла – в отсутствии достойной конкуренции.
Фильму «Шофер мисс Дэйзи» за двадцать лет до этого повезло больше: в 1990-м году он не просто забрал четыре «Оскара», но среди них - и самого главного. Да, пожалуй, эту картину чаще других винят в том, что призы отошли ей несправедливо: мол, всё дело в том, что это история многолетних взаимоотношений черного дядьки и белой тетки. Соглашусь: лента не из великих. Но давайте просто представим, какие бы разговоры велись, если в тот год победили бы более достойные: «Моя левая нога» - о жертве церебрального паралича, или «Рожденный 4-го июля» - о парализованном ветеране Вьетнама?
Дальше можно перечислять еще очень долго. Справедливо ли в 2006-м году лучшим фильмом было названо «Столкновение»? Но с другой стороны – выиграй тогда «Горбатая гора» c «голубыми» ковбоями, разговоров о политкорректности было бы куда больше! А «Танцы с волками» - это действительно потрясающий эпик, или спекуляция на теме коренного населения США? Холли Берри забрала награду за хорошую игру – или за то, что сыграла несчастную мать-афроамериканку? Хилари Суонк свой первый «Оскар» получила «взаправду» - или исключительно за то, что сыграла девушку с нарушенной половой самоидентификацией?
Кстати, не думайте, что подобных примеров можно нахватать только в последние десятилетия, когда политкорректность стремительно вошла в моду. По итогам 1978 года актерские премии получили Джон Войт и Джейн Фонда, сыгравшие в фильме «Возвращение домой»: он – солдата, вернувшегося из Вьетнама парализованным, она – медсестру, сумевшую его полюбить. Достойные роли? Вроде бы, да. Или Роберт Де Ниро, Лоуренс Оливье, Ингрид Бергман и Джеральдин Пейдж, также в тот год претендовавшие на приз, были все-таки лучше?
Впрочем, в древнюю историю кино углубляться не будем – а то еще дойдем и до «Полуночного ковбоя» с «Вестсайдской историей». Во-первых, если честно, мало среди нас найдется людей, которые и правда бы посмотрели все фильмы, когда-либо номинированные на премию, отметившую только что свое 84-летие, - и могли бы объективно на этот счет высказаться. Во-вторых (и это даже важнее), всё, что когда-то было вручено и получено, с позиции 2012 года почти всегда кажется уже настолько устоявшейся классикой, что непонятно даже, о чем тут спорить. Так будет и с новыми фильмами: споры улягутся, причины, их вызвавшие, забудутся, останется только кино само по себе. Если это хорошее кино – его запомнят и будут пересматривать даже без «Оскаров», если не ахти – его ждет зрительское забвение, несмотря на все полученные премии. Искусство вообще – субъективная вещь, и чаще всего остается полагаться лишь на время, которое само всё рассудит.