Общественная организация «Объединение самозанятых России» (ОСР) обратилась к председателю правительства Михаилу Мишустину с просьбой освободить самозанятых водителей, использующих личные автомобили, от общего регулирования, применяемого к такси. В письме, переданном представителем объединения, предлагается, чтобы задачи по обеспечению безопасности и хранению данных о поездке взяли на себя цифровые платформы (агрегаторы), передает РБК.
На данный момент, как пояснил председатель ОСР Иван Литвинов, в соответствии с законом «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси», самозанятые водители обязаны заключать договор со службой заказа такси для получения разрешения на работу. Однако законом не запрещается получать заказы альтернативными способами, включая специализированные стоянки или социальные сети. Литвинов подчеркнул, что несмотря на доминирование агрегаторов в сфере заказа поездок, наблюдается рост использования чатов и социальных медиа для этой цели.
Если самозанятый водитель воспользуется агрегатором для выполнения заказа, закон обязывает платформу компенсировать ущерб жизни и здоровью пассажиров, тогда как при других способах передачи заказа, таких гарантий нет. По словам Литвинова, их предложения направлены на усиление безопасности и защиту прав пассажиров.
ОСР предлагает установить отдельное регулирование для самозанятых водителей, которые занимаются перевозками как подработкой. Предложения включают:
- обязательную регистрацию самозанятых водителей,
- проведение перевозок через цифровые платформы с автоматизированной проверкой судимостей и зависимостей водителей,
- ежегодную диспансеризацию и
- наличие действующих страховых полисов, осуществляемых через платформы.
По мнению авторов инициативы, действующее законодательство не соответствует экономической реальности и приводит к массовому уходу частных водителей из легального сектора, что негативно отражается на налоговых поступлениях и транспортной доступности. Организация просит правительство создать экспертную группу для проработки и внесения предложенных изменений в законодательство.
Стороны, включая сервисы «Максим» и «Ситимобил», поддерживают разделение требований к таксопаркам и самозанятым водителям, утверждая, что это более соответствует разным моделям рынка. Представители этих сервисов указали на необходимость усовершенствования механизмов проверки водителей и предоставления равных условий для всех агрегаторов.
Председатель союза «Цифровой мир» Валерий Корнеев отметил, что некоторые агрегаторы уже создали фонды для покрытия рисков, связанных с перевозками. Он считает, что предложенные изменения могут легализовать значительное число водителей, способствуя увеличению налоговых поступлений и повышению безопасности.
Эксперт Юридического института Российского университета транспорта Станислав Швагерус говорит о необходимости пересмотра всей нормативной базы в сфере такси с целью подготовки предложений по актуализации транспортной стратегии России.