Путешествия

Остров Кери или где найти одиночество. Фоторепортаж

11 800

Часто, в детстве, мы зачитывались приключенческой литературой про необитаемые острова, на которые попадали моряки во время кораблекрушений. В наше суетливое и нервозное время люди сами бы готовы убежать на такой остров, отдохнуть от бешенного ритма жизни, от окружения, привести в порядок мысли. Но все более-менее доступные острова в Эстонии заселены, и массовый туризм на них даже приветствуется. Тем не менее, кто ищет - тот всегда найдет. Знакомьтесь - остров Кери, или Кокшер, находится от Таллина примерно в 30 километрах.

Скала с маяком посередине.

Глубина моря вокруг острова достигает 120 метров. Если добираться самостоятельно до него, то из порта Лепнееме идет до острова Прангли рейсовое судно, а там, уже договорившись с рыбаками, пересядете в моторную лодку и, в сопровождении любопытных тюленей, доберётесь до Кери. Но если будет непогода, волны и не подходящий ветер, готовьтесь остаться на острове подольше. Рыбаки вам не помогут. Поэтому прежде, чем отправиться в путь, изучите метерологическую сводку данного района.

Размерами невелик, шириной 200 и длиной 400 метров.

По правде сказать, летом там несет вахту маячный смотритель: следит чтобы редкие гости не утащили с острова маячное оборудование и просто не хулиганили. Ну а с осени остров Кери полностью безлюден.

Несмотря на маленькие размеры острова, на нем имеется полноценное жильё, оставшееся от советских пограничников: казарма с кухней, кроватями, автономным электричеством. Есть дровяная баня. Всё в приличном состоянии. Кроме жилья, на острове имеется еще несколько служебных зданий.

Многие задаются вопросом, как этот трактор оказался в море. Жители с острова Прангли (Большой Врангель) рассказывают, что на острове Кери в 70-х годах строился солдатами из дисбата причал, и трактор в море доставал большие камни. На Прангли была такая же модель, но сломалась деталь и он простаивал без дела. Жители решили,что им в рабочем состоянии трактор важнее чем на Кери, набрали водки и отправились в гости. Разумеется солдаты, узнав, что к ним пожаловали не с пустыми руками, сразу все побросали, даже не удосужившись вытащить трактор с воды. Когда все нажрались, один из гостей незаметно прокрался к трактору и свинтил нужную деталь, а после этого в спешке попрощались и уплыли к себе на остров. Солдаты на следующий день протрезвев, не смогли завести трактор, пробовали вытащить краном, но кран обломился и остался валяться неподалеку.

С одной стороны остров облюбовали птицы, с другой стороны острова имеется хвост - длинная коса из гальки.

Похож на животное?:) Это ракушки на камне.

Кто-то оттачивал мастерство в стрельбе.

На острове установлен памятник сбитому советскими бомбардировщиками в 1940 году финскому пассажирскому самолету “Калева”. На борту находилось 9 человек, 3 из которых американский и французские дипломатические курьеры, документы которых и подобрала подводная лодка сразу после падения самолета в районе острова Кери.

В давние времена Кокшер принадлежал шведам, после Северной войны он отошёл к русским. Петр I распорядился организовать в Финском заливе маяки, необходимые для обозначения безопасности морских путей кораблям. И, в 1719 году, генерал Апраксин получил приказ от российского императора Петра I построить на Кокшере маяк.

Первые маяки были из дерева, собранные в Ревеле. В 1803 году строится новый маяк, каменный с деревянной башней, в которой был установлен восьмигранный фонарь с масляными лампами и медными отражателями — первая в России светооптическая система. А в 1858 году деревянная часть маяка Кери была перестроена и стала металлической. Снова маяк был оборудован (также первой в России) френелевой системой освещения, заказанной и изготовленной в Париже. Эта система представляла собой оптическое устройство, состоявшее из двух плоских зеркал (бизеркал), расположенных под малым (в несколько угловых минут) углом друг к другу. Таким образом, Кери дважды стал родоначальником различных систем освещения в России: капитрической — зеркальной отражающей системы, и диоптрической — системы, основанной на преломлении света при прохождении через отдельные преломляющие поверхности.

Осталась табличка "henry lepaute" - парижская фирма, в которой в 19 веке изготавливался маяк.

Одна сторона острова с хвостиком.

И другая - как на ладоне.

Самую макушку украшают водостоки в виде львов.

Когда на море jrensdfk туман, маячник бил в колокол и корабли могли ориентироваться. Колокол весит до сих пор.

Электрический пульт управления противотуманными сиренами.

Посмотрите, где сделан - в Берлине.

Дизельные генераторы в рабочем состоянии. Сейчас на верху маяка установлены ветряные генераторы.

Ещё один интересный, но не понятный ящик. Электрическая компания из штатов.

Вот он top of box.

Бывшая казарма, а сейчас жилые помещения, где обитает смотритель острова.

Дровянная баня, натаскать воды да дров насобирать и можно париться.

После войны был произведен капитальный ремонт маяка и всех жилых помещений. В конце 80-х годов северо-восточная часть маяка была разрушена штормом, да так и не восстановлена до наших дней.

Деревьев как таковых нет, что-то среднее между кустом и деревом.

С колодца воду используют для хозяйственных нужд, но не для питья. В начале 19 века на Кокшере обнаружили природный газ, и более 6 лет газ использовался для освещения и отопления маяка. Вот вода и имеет привкус газа.

Имеется и любопытный исторический случай с маяком Кокшер.  В 1809 году,  когда Англия вступила в очередную войну, в Финском заливе появилась флотилия под командованием прославленного британского морехода Джеймса Сомареса.

Корабли устроили блокаду Петербургу и грабили редкие суда, осмелившиеся выйти в открытое море. Белые ночи помогали англичанам уверенно ориентироваться в незнакомых водах. Однако с наступлением темных осенних ночей патрулирование Финского залива, наполненного мелями и многочисленными островками, стало опасным, тем более что русское правительство велело не зажигать маячные огни.

Англичан сильно раздражало то, что такой важный для навигации кокшерский маяк  не включал огни. И адмирал Сомарес посылает шлюпку с гонцом, который должен был вручить  смотрителю маяка письмо, написанное на русском языке с ошибками, в форме приказа. Письмо гласило: «Вице Адмирал и разных ордеров кавалер Джеймс Сомарес, главно-Началник над Велико Британское флота над Балтинское море, прикажет, что Кахшхар маяк был сажен [зажжен] в ночию, и за то ета приказание будет доволное, и наградит будут людеи а на сопротив будут наказаны, и маяк розерен, и вы отвезены в полену в Англию. – Августа 30 числа 1809 года».

Смотритель маяка не испугался угроз и,  разумеется, огни не были включены. Это и был своеобразный ответ русских маячников знаменитому вице-адмиралу: молчание и полная темнота...

Дембельские альбомы советских солдат:)

Но не история манит сюда, а прелесть уединения и балтийская суровость. Как приятно вечером посидеть на берегу под щебет ласточек и шум волн вдали от цивилизации. И, может быть, тайно надеяться, что погода резко изменится и вы продлите своё “заключение” на острове ещё на несколько дней.

P.S.