Литература Общество

«Остров сокровищ» Стивенсона как принцип формирования современного общества

3 1707

«Остров сокровищ» — книга ведь не про сокровища, пиратов и сражения, она про бесплодность всякого ресентимента.

Ценности пиратов, порожденные злобой, завистью и созданным образом врага, сублимация чувства неполноценности в особую мораль, в особую систему взаимоотношений — «справедливость», выраженная в «кодексе джентльменов удачи» — оказываются разбиты и несостоятельны перед ценностями господствующего класса, ценностями «первого мира».

Доктор Ливси не просто врач, он интеллектуал, он строит планы, вступает в сложные переговоры, он лечит даже пиратов уже во время «горячей фазы» конфликта. (Все эти затеи Запада вроде «врачей без границ» и «красных крестов» следовало бы назвать его именем).

Сквайр — финансовый капитал, он инвестор, который не просто за все платит, но и содержит в том числе и «пушечное мясо. Пехота — это его вооруженные слуги.

Капитан Смолетт — технологии, причем как чисто технологии — как управлять кораблем, как ориентироваться по приборам и звездам, так и военные технологии, и технологии управления. Железная воля, знание и компетентное руководство — это капитан Смолетт.

Все вместе и каждый по отдельности — это образованные люди, обладающие серьезным весом в обществе. Они состоялись, их право на настоящее — и будущее — «сокровища» — не оспариваются никем.

А что пираты? Несчастные люди. Слабые, плохо организованные, единственно чем компенсирующие свою дикость и необразованность — это злобой и агрессией. В основном бесплодной. Их мотивации: «Я хочу жить в его каюте» (это о капитане) при огромном количестве накопленных претензий к миру, его несправедливости и своей роли жертвы обстоятельств в нем.

Сильвер, балансирующий на грани двух миров (его необычный характер, уникальные знания и происхождение из «приличных людей» подчеркивает автор много раз), предложил им план — дождаться, пока сквайр, капитан и доктор выкопают сокровища, доставят их на корабль, доведут корабль до обитаемых мест, а потом убить их. Поделить клад и всю жизнь «одеваться как лорды» и «ездить в экипаже».

И что? План не срабатывает. Даже если бы это обсуждение не слышал Хокинс, то в «воздухе ощутимо пахло бунтом» настолько, что капитан бы догадался обо всем и сам.

Пираты бы просто не смогли в силу внутренних своих недостатков соблюсти тайну и последовательно идти по стратегии. Они переправляются на берег, ставят лагерь в малярийном болоте и заболевают малярией, оставляют форт на возвышенности «господам», штурмуют его, теряют большинство людей.

В ходе пьяной драки они затем теряют корабль, роль Джима Хокинса в его угоне ничтожна — все «сделал» сам Израэль Хендс и в книге это очень выпукло показано.

А потом их обманывают — доктор и их собственный избранный командир Джон Сильвер. Они — идеальная манипулируемая масса, их можно убедить в чем угодно, опираясь на пару простых тезисов — «вы лучше других», должны «жить по-королевски» и «а потом мы всех убьем».

Итог закономерен. По королевски живут те, кто и должен так жить по воспитанию и происхождению. Плюс долговязый Джон Сильвер — «избранный» глава пиратов, построивший свою успешную стратегию на манипуляции командой и предательстве ее интересов.

При этом Джон — по сути то и не предатель, он хотел «как лучше», но качество человеческого материала, в интересах которого он хотел как лучше, заставило его убедиться в простой вещи — с этими людьми по другому нельзя. Они сами не способны действовать в своих интересах, так какого же черта хранить им верность и пойти на дно вместе?

Книга «Остров Сокровищ» — это действительно великая книга ресентименте. Не хуже «Генеалогии морали» Ницше, где этот феномен введен. И написаны обе книги примерно в одно время.

Вы никогда ничего не добьетесь, никому ничего не докажете, просто от того, что вы этого хотите и полагаете справедливым.

Образование, опыт, происхождение, место в обществе со специфическими связями (все это получает, кстати, Джим Хокинс) — вот условия успеха. Ну или умение вовремя воспользоваться доверием и энергией людей, слушающих тебя, чтобы «выскочить» из их мира и перескочить в мир господ с их образованием, опытом, происхождением.

Книга тяжелая, но очень познавательная и полезная. Особенно для общества, пораженного тем самым ресентиментом.