Экономика

Освоение Арктики убивает её обитателей

5 740

Поскольку современные технологии не гарантируют безопасности при нефтяном бурении и не исключают опасность нефтяных разливов, которые будут иметь катастрофические последствия в суровых условиях арктических морей, Гринпис требует ввести мораторий на разведочное и промышленное нефтяное бурение в Арктике.

В то время как Арктический совет рассматривает климатические изменения как одну из основных угроз региону, промышленные компании подбираются к недрам Арктики, пользуясь стремительным таянием морского льда. Все это происходит с согласия руководства арктических государств, которые в то же время заявляют о своем беспокойстве о судьбе региона. «В этом и заключается лицемерие некоторых членов Арктического совета, — заявляет координатор арктической кампании Гринпис Дании Йон Булгварт, — Ярким примером тому служит недавнее выступление главы МИД Дании Вилли Суэндала на конференции Всемирного фонда дикой природы, где он заявил, что не возражает против создания отдельного списка охраняемых арктических и приарктических территорий. Однако это предложение было категорически отвергнуто Арктическим советом».

Во время встречи в Стокгольме Гринпис представил короткометражный фильм, рассказывающий о конфликте между коренными народами Ямала и работниками нефтяной промышленности, а также результаты экспедиции Гринпис России в Ямало-Ненецкий автономный округ.

«Гонка за нефтью, которая разворачивается сегодня на Севере, фактически уничтожает коренное население», — говорит координатор арктического проекта Гринпис России Евгения Белякова.

Площадки нефтяных скважин появляются с каждым годом в новых местах: там, где раньше было пастбище, теперь базы нефтяных компаний. Тайга, где животные переживают зиму, изрезана просеками, прорубленными для сейсморазведки. С большими проблемами сталкиваются охотники и рыбаки. При строительстве дорог пересыпаются малые речки, реки пересекаются нефтепроводами, что создает преграду для миграции рыбы на нерест. Разливы нефти отравляют реки, озера и болота. Популяция рыб сократились настолько, что ее уже недостаточно даже для того, чтобы рыбак мог прокормить собственную семью.

«Я считаю, нельзя нефтяникам разрешать работать на море. На земле они какой-то определенный участок загубили, и всё. А в море они могут всё загубить. По-моему, всё взаимосвязано. Если здесь катастрофа произойдет, она вылезет где-нибудь в Америке или в Африке», — говорит оленевод Владимир. Владимир — ненец, его семья официально отказалась от всякой помощи администрации района и нефтяных компаний. Несколько лет назад он жестко выступил против расширения нефтяного промысла, строительства новых скважин и дорог. В ответ представитель нефтяной компании заявил, что нефть добывается в интересах государства, и они пойдут туда, куда считают нужным, невзирая на мнение местной администрации и жителей.