Мясо птицы в России становится дороже. В частности, особенно популярная у потребителей курятина, по данным Росстата, в июле в рознице взлетела в цене до исторического максимума — почти 197 рублей за килограмм. Но это в среднем, а кое-где она перешагнула за 200 рублей.
У независимой аналитической компании Emeat, которая анализирует крупные розничные сети, цифры еще масштабнее — в среднем 270 рублей за килограмм, а диапазон — от 200 до 350 рублей за тот же вес.
Рекордным ростом цен заинтересовалась даже Федеральная антимонопольная служба. Ведомство проверит, насколько он обоснован, сообщила 10 августа на заседании в Минсельхозе начальник управления контроля агропромышленного комплекса ФАС Анна Мирочиненко.
В целом, по данным Emeat, цены на курятину в рознице растут с июня 2022 года. Она уже почти догнала свинину. Согласно оценкам Национального союза свиноводов, в последние 15 лет разница в их цене составляла 50%, а по итогам прошлого года сократилась как минимум вдвое, до 20–25%. По расчетам Forbes, средняя стоимость килограмма свинины за год почти не изменилась и в июле составила 406,9 рубля за мясо без кости и 314,5 рублей — с костью.
Основная причина в бурном росте свиноводства. За десять лет Россия из крупного импортера этого мяса превратилась в экспортера, достигнув стопроцентной самообеспеченности. Возникший избыток свинины ограничивает возможности для роста цен на нее.
Курятины в стране, в принципе, тоже хватает, она даже на экспорт идет, однако здесь в игру вступает фактор спроса: пока птица остается самым доступным большинству населения видом мяса, и в «мясной цепочке» это последний продукт, от которого откажется беднеющий потребитель.
Но прибавка стоимости — не прихоть, а вынужденная мера, уверяют эксперты. Цены на курятину растут вслед за повышением издержек производителей буквально на все — оборудование, логистику, бензин, ветеринарные препараты, инкубационные яйца, корма.
По данным «Известий», генпрокуратура и ФАС проверят рост цен на корма и ветпрепараты для домашних животных. С начала года их стоимость взлетела на 20–30%, и осенью ожидается новый скачок. Продавцы и эксперты объясняют это санкциями и наличием иностранных компонентов в кормах. Рынок кормов в РФ на 90% всё еще занимают зарубежные производители, некоторые из которых имеют в стране локализованные производства.
Поднять целину
Рентабельность птицеводов все еще не выходит за пределы 5–8%, утверждает президент консалтинговой компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев.
Крупные компании отрасли пытаются сгладить процесс ценообразования за счет расширения собственных мощностей по всей цепочке производства — от выращивания ингредиентов для кормов до племенных репродукторов. Например, компания «Алтайский бройлер» (входит в группу «Черкизово») в Алтайском крае, на заводе которой в середине лета побывал «Ридус», с прошлого года осваивает растениеводство. Новое направление встраивается в производственный процесс, где уже имеются свой инкубаторий, птичники и комбикормовый завод.
«В 2022 году мы нашли для себя участок в Смоленском районе. Приобрели технику на 181 миллион рублей. В основном она отечественного производства, поскольку запасные части и сервис должны быть доступны. Половину площадей заняли под яровую пшеницу, 1700 гектаров — под подсолнечник и 300 гектаров — под сою», — рассказал руководитель «Алтайского бройлера» Румиль Зинюров.
Для начала компания взяла в оборот четыре тысячи гектаров земли, но в будущем рассчитывает довести посевные площади как минимум до 20 тысяч гектаров. Это покроет 30–40% ее потребностей в кормовых ингредиентах. Одной только пшеницы крылатые подопечные предприятия потребляют 200 тонн в сутки. Также в кормах используется полужирная соя, растительные масла, шрот, жмых.
В компании уверены, что собственное растениеводство позволит лучше просчитать и снизить себестоимость продукции. Правда, конкретных цифр потенциальной выгоды пока не называют.
«Работа на земле непростая, но она действительно дает плоды. Рынок непредсказуем: границы закрыли — цена взлетела, границы открыли — цена упала. Корма в этом году были по 8 рублей [за килограмм], в прошлом — 12 рублей, а в иные годы доходило до 15 рублей и выше. У нас будет своя подушка безопасности, которая позволит уйти от этих колебаний», — пояснил топ-менеджер.
Дополнительный бонус — возможность использовать в качестве удобрения птичий помет, сложный продукт, который выделяет углекислый газ и очень тяжело поддается переработке, но для почвы все же полезнее, чем химические аналоги.
«Аграрии покупают сложные удобрения за большие деньги, а мы уже отказываемся от части химии, берем нашу органику и вносим ее в почву. Одновременно решаем вопрос накопления помета и убираем экологическую проблему», — уточняет Румиль Зинюров.
Безотходное производство
Предприятие расширяет свою деятельность не только за счет освоения сельхозугодий. В прошлом году было построено шесть новых птичников, их общее число достигло 62. На проект потрачено около 1,7 миллиарда рублей. Реконструируется и комбикормовый завод: сейчас он производит 20 тысяч тонн кормов в час, а к 2025 году должно быть вдвое больше.
В 2022-м «Алтайский бройлер» выпустил около 67 тысяч тонн цыплят в живом весе, в этом году ожидается более 80 тысяч тонн, через два года планируется довести объем производства до 115 тысяч тонн. В модернизацию предприятия «Черкизово» вложит около пяти миллиардов рублей до 2025 года.
Компания выпускает охлажденную продукцию. На убойный завод поступает живая птица. Там ее оглушают электрическим током, чтобы она была неподвижна, затем она проходит через дисковый нож, который надрезает яремную вену. Дальше идет кровоспуск и ощипывание. Затем птица охлаждается и поступает в цех с температурой не выше 1,5–2 °С.
Оттуда она расходится по конкретным участкам производства. Часть целых тушек сразу идет на упаковку, остальное — на разделку, на фарш, на переработку в котлеты, колбасу и другие популярные продукты. С момента выхода птицы из холодного цеха до поступления готовой продукции на склад проходит не более 30–40 минут.
Производство безотходное. Из костей и перьев варится перьевая и костная мука, которая потом используется в кормах.
Лучшие лапки в России
«Алтайский бройлер», основанный в 2007 году, поменял культуру питания в Сибирском федеральном округе, впервые предложив его жителям охлажденную птицу, до этого на полках местных магазинов она присутствовала лишь в замороженном виде, утверждает Румиль Зинюров. Теперь в планах компании экспансия на Дальний Восток.
Объемы выпуска конкретной продукции варьируются по ситуации и зависят от спроса. Наиболее популярна разделка (голень, бедро, филе, окорочка, крылья). В среднем на нее приходится примерно 60–65%, а в летний период и до 70% готовой продукции, рассказал «Ридусу» руководитель департамента продаж торгового дома «Черкизово» Роман Гущин.
«В целом сейчас самое востребованное — филе грудки. В летний период очень востребовано крыло», — уточняет он.
Тушка, на которую в среднем приходится около 30%, пользуется спросом зимой и в праздники, когда люди чаще находятся дома всей семьей или собирают гостей и готовы тратить больше времени на готовку. В период пандемии, особенно во время карантинов, доля тушки подходила к 50%, но сейчас откатилась обратно.
Остальные 10% приходятся на субпродукты (печень, желудки, сердце). Особняком стоят куриные лапки. Для россиян — совершенно лишняя «деталь», для китайцев — настоящий деликатес, кстати, очень дорогой и полезный. А лапки из Алтайского края — лучшие в России, утверждает директор завода по убою и переработке птицы Олег Ревенко. Так что, пока местное население лапки не распробовало, почти все они уходят в Китай. Туда же поставляется большая часть самых дорогих сегментов крыла — локоть и плечо.
В целом курятина на редкость стабильный продукт. Она занимает более 44% в мясном рационе россиян, при этом их предпочтения, по словам Романа Гущина, почти не меняются. Есть только некоторая сезонность.
Летом на ура пошли шашлычные наборы, чевапчичи, колбаски и купаты для гриля, которые делаются в недавно запущенном котлетном цехе, поведал Олег Ревенко. «Зимой все это пользуется не таким большим спросом, а сейчас — просто сумасшедшим», — добавил он.
Но сезонность сказывается не только в запросах потребителей. В теплое время года многие работники увольняются и уезжают на заработки в более прибыльные места, например, на Шикотан разделывать рыбу. Приходится слегка перестраивать производственный процесс. В частности, меньше выпускается продукции, которая требует ручной переработки, люди перераспределяются на основные технологические цепочки.
При этом средняя зарплата на предприятии для региона неплохая — 50 тысяч рублей — и с октября до конца апреля вакансий у него практически нет.