На этой неделе в США по подозрению в связях с иностранным правительством и осуществлении незаконной агентской деятельности на территории страны была задержана россиянка Мария Бутина.
18 июля ей предъявили обвинения в работе иностранным агентом без уведомления властей США, связях с российской разведкой, нарушении американского закона о лоббировании и проникновении в организации, имеющие влияние на американскую политику.
На суде, где в материалах дела под своим настоящим именем фигурировала только Бутина, ее адвокат Роберт Дрисколл заявил, что Мария сотрудничала и с американскими спецслужбами, передав им только в апреле текущего года больше 8000 страниц документов.
Однако это не помогло восстановить реноме Марии в глазах судьи, который постановил заключить подозреваемую в шпионаже россиянку под стражу без права внесения залога.
О том, кто такая Мария Бутина и как она оказалась в США, в материале «Ридуса».
Детство и юность
Родилась Мария в 1988 году в столице Алтайского края — городе Барнауле.
Согласно анкете девушки на сайте журнала «Сноб», ее отец преподавал в аспирантуре Алтайского политехнического университета имени И. И. Ползунова, после чего ушел в предпринимательство. Мать трудилась инженером-энергетиком на одном из местных предприятий.
Еще со школьной скамьи Мария проявляла свою активную гражданскую позицию: с 14 лет она совмещала должности лектора и директора школьного музея, в старших классах выступила в роли организатора школ дебатов в Барнауле.
В 2005 году она с серебряной медалью окончила городскую гимназию № 22 с углубленным изучением английского языка.
Студенчество
В том же году 17-летняя Мария поступает на факультет политических наук Алтайского государственного университета.
В 2007-м она становится редактором сайта факультета, а через год направляется на повышение и начинает работать корреспондентом отдела политики в краевой газете «№ 1. Ваша газета на Алтае».
В 2008 году Марию замечают, и она становится советником члена Общественной палаты Алтайского края Андрея Степурко — крупного предпринимателя, ведущего бизнес в мебельной, гостиничной области и в сфере кино. На тот момент в Общественной палате он руководил комиссией по формированию здорового образа жизни, спорту, туризму и молодежной политике, сообщает сайт ведомства.
По информации газеты «Известия», отец Бутиной, Валерий, также занимался производством мебели.
В том же году девушка уже сама получает мандат ОП, избравшись от Алтайской краевой общественной молодежной организации «Лига студентов АлтГУ».
Взрослая жизнь и переезд в Москву
Общественную палату Мария Бутина покидает в 2010 году. Тогда же, осенью, она регистрирует ИП и начинает заниматься мебельным бизнесом на Алтае.
В разных источниках сообщается о нескольких возможных вариантах возникновения первоначального капитала девушки. Два основных — помощь отца и кредит.
Так или иначе, через два года в ее собственности окажется уже семь розничных мебельных магазинов, которые Мария, получив диплом аспиранта в сфере политических наук, благополучно продаст и отправится в Москву.
На этом жизненном этапе стоит отметить одну важную веху, которая со временем сыграет важную роль в ее карьере общественника.
Будучи дочерью заядлого охотника, в 2010 году Бутина создает региональное движение «Право на оружие», выступающее за смягчение законодательства в области ношения огнестрельного оружия.
Впоследствии оно станет крупной федеральной общественной организацией.
Москва и знакомство с Торшиным
В 2012 году Мария приезжает в столицу, где становится помощницей члена Совфеда от Республики Марий-Эл — тоже заядлого охотника — Александра Торшина.
В этом же году они готовят совместный доклад «К вопросу о реформировании российского оружейного законодательства», который не находит широкого одобрения в Совете Федерации на фоне недавнего расстрела мирных граждан в кинотеатре «Аврора» штата Колорадо.
Тем не менее Мария начинает плотно сотрудничать с Национальной стрелковой ассоциацией США (НСА), членом которой на тот момент уже является ее ментор. По свидетельствам иностранных журналистов, девушка участвовала в организации приемов делегаций НСА в России.
В один момент она, вслед за Торшиным, получает статус пожизненного члена организации.
В 2014 году Мария складывает полномочия председателя правления «Права на оружие», оставаясь в числе членов руководящего органа.
Деятельность в НСА и отъезд в США
Совместно с Торшиным Мария продолжает активное сотрудничество с Национальной стрелковой ассоциацией, где в статусе пожизненных членов они регулярно принимают участие в съездах, сообщает Би-би-си.
Летом 2015 года консервативный американский журнал The National Interest публикует англоязычную статью Марии, в которой она рассуждает о пользе победы кандидата-республиканца на выборах 2016 года с точки зрения налаживания российско-американских отношений.
Тогда же Бутиной, присутствовавшей на встрече Дональда Трампа с избирателями Лас-Вегаса, удается в микрофон задать вопрос кандидату в президенты. Он станет одним из первых, касающихся отношения Трампа к России, на которые будущий американский глава ответит во время избирательной кампании.
В следующем, 2016 году Мария Бутина по студенческой визе F-1 отправится учиться на специалиста по международным отношениям в Американском университете.
Деятельность в США
После переезда в Америку девушка начинает активно путешествовать по стране, обзаводясь контактами с представителями консервативных кругов.
В основном эти знакомства происходят по линии НСА.
Так, во Флориде она знакомится с Фрэнком Гарсией — владельцем одной из крупнейших американских компаний по продаже оружия, а также сближается с первым вице-президентом НСА Питером Броунеллом, для которого организует встречу с активистами «Права на оружие» в Москве, сообщает «МК».
Среди поддерживаемых Марией контактов ключевым становится ее знакомство с республиканцем Полом Эриксоном, который в судебных документах по делу Бутиной значится как «американец № 1».
По данным Би-би-си, на состоявшемся в мае 2016 года съезде НСА, где присутствовали Бутина и Торшин, Эриксон пытался договориться о личной встрече последнего с Трампом, представляя его в качестве эмиссара президента Путина.
При этом сама Мария на тот момент была знакома с республиканцем уже минимум два года. Еще в 2014 году она анонсировала его приезд в Москву на встречу с активистами «Права».
«Свой первый выстрел сделал в возрасте 8 лет. В его коллекции более 15 различных видов оружия, в том числе модификаций автомата Калашникова», — писала тогда о нем девушка.
На данный момент, помимо личных контактов, смысл и содержание которых предстоит установить американскому правосудию, Бутина и Эриксон имеют совместную компанию Bridge LLC.
Судя по ее не самому информативному сайту, организация занимается сделками и инвестициями в недвижимость.
В 2017 году, уже после инаугурации Трампа, Мария оказалась в числе лиц, сопровождающих российскую делегацию во время Национального молитвенного завтрака с президентом США. Известно, что группу представителей РФ тогда возглавлял бывший шеф Марии — Александр Торшин.
В документах текущего расследования он, вероятно, зашифрован как «русский чиновник».