Военное дело Наука и техника

От Великой Отечественной до СВО: с чем пришли самолёты «Су» к очередному юбилею

0 2275

Сегодня, 29 июля 2024 года, ОКБ Сухого, одному из лучших авиационных конструкторских бюро России, исполнилось 85 лет. За это время бюро создало целый ряд уникальных самолётов марки «Су», завоевавшей известность и авторитет во всём мире.

Всего за годы существования коллективом ОКБ Сухого создано около 100 типов самолётов и их модификаций, из которых более 60 типов выпускалось серийно. Общее число серийно выпущенных самолётов превышает 10 000 экземпляров. Свыше 2000 самолётов поставлено в 30 стран мира. На самолётах «Су» установлено более 50 мировых рекордов.

Как всё начиналось

Двадцать девятого июля 1939 года вышло Постановление Правительства СССР, согласно которому бригаду конструкторов московского авиазавода № 156, возглавляемую Сухим, перевели в Харьков. Там, на заводе, осваивавшем серийное производство самолётов Су-2, и началась биография КБ.

Основателем конструкторского бюро и его бессменным главой в течение 36 лет был Павел Осипович Сухой — выдающийся советский авиаконструктор, доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий.

Авторитет творческой школы создаёт учитель. Сухой, учёный с большим именем и конструктор от Бога, не снискал академических лавров. Но, по словам его коллег, Павел Осипович Сухой в науке располагается всё-таки выше других советских конструкторов, хотя не имел звания академика.

Павел Осипович Сухой. © rgbs.ru

За период с 1939 по 1949 год в руководимом П. О. Сухим конструкторском бюро разработано, изготовлено и испытано более полутора десятков самолётов, обладавших отличными лётно-техническими характеристиками. Однако ни один из этих самолётов, кроме Су-2, не производился серийно.

Четырнадцатого ноября 1949 года решением правительства ОКБ ликвидировано. Одной из причин ликвидации КБ была авария самолёта Су-15 в 1949 году. Однако до сих пор не ясно, почему и в чьих интересах принято решение о расформировании коллектива, вступившего, по существу, в этап освоения сверхзвуковых скоростей полета. Как показали дальнейшие события, это решение привело к задержке развития отечественной сверхзвуковой авиации на несколько лет.

Возрождение

В мае 1953 года КБ восстановлено, а П. О. Сухой назначен главным конструктором ОКБ-1, сформированного в 1952 году с целью определения возможности использования конструктивно-технологических решений, применённых на американском реактивном самолёте «Сейбр».

Второе рождение ОКБ совпало по времени с появлением сверхзвуковой реактивной авиации. В августе 1953 года вышло Постановление Правительства СССР, по которому ОКБ П. О. Сухого поручалось создание двух совершенно новых типов истребителей. Поэтому основными направлениями в работе конструкторского коллектива на начальном этапе стали сверхзвуковые истребители С-1 и Т-3.

Экспериментальный истребитель-перехватчик Т-3. © Соцсети

В то время в ЦАГИ не могли определиться, крыло какого вида в плане лучше для реактивных самолётов — треугольное или стреловидное. Поэтому в ОКБ Сухого решили развивать оба варианта, присвоив изделиям шифры: «Т» — треугольное крыло, «С» — стреловидное крыло. Эти две темы стали основными для ОКБ на ближайшие десять лет.

Советская «Валькирия»

С 1962 года в ОКБ велись работы по созданию дальнего ударно-разведывательного комплекса Т-4 «Сотка». Первый полёт опытной машины состоялся 22 августа 1972 года. Впервые в практике авиастроения на этом самолёте внедрены: сварной планер из титана и высокопрочных сталей, электродистанционная система управления, высокотемпературная многократно резервированная гидравлическая система сверхвысокого давления, многоцилиндровые гидроприводы рулевых поверхностей, автомат тяги, регулируемый воздухозаборник смешанного сжатия, внутренние отсеки вооружения и многие другие оригинальные устройства и технологические решения.

Это было связано с необходимостью разработки конструкции и систем, работающих в условиях высоких рабочих температур, определявшихся заданной крейсерской скоростью до 3200 километров в час. Такой скорости полёта не было не только у существующих истребителей, но и у большинства управляемых ракет.

Данный самолёт, обогнавший в научно-техническом плане своё время более чем на 20 лет, постигла участь многих блестящих начинаний П. О. Сухого. В октябре 1974 года неожиданно для руководства и коллектива КБ работа по теме прекращена на этапе лётных испытаний опытного самолёта. Через много лет выяснилось, что самолёт Т-4 составил серьёзную конкуренцию разработкам ОКБ А. Н. Туполева, что явилось причиной прекращения работы по этому самолёту и стало огромной потерей для отечественного авиастроения.

Череда трагических потерь

Но это была не последняя потеря. Пятнадцатого сентября 1975 года ушёл из жизни основатель ОКБ — П. О. Сухой, которому удалось сформировать коллектив единомышленников, способных при создании машин сочетать новейшие достижения науки и техники с оправданным, всесторонне оцененным техническим риском. Очевидно, поэтому многие разработки ОКБ получали весьма лестную в авиационной среде характеристику — «самолёты, обогнавшие своё время».

Истребитель-бомбардировщик Су-17. © Соцсети

Генеральным конструктором ОКБ назначен ученик основателя — Е. А. Иванов. Он достойно продолжил дело Павла Осиповича. Под его руководством выполнен комплекс лётных, заводских и государственных испытаний самолётов Су-17, Су-24, Су-25, первой модификации Су-27. Именно при нём в ОКБ впервые в отечественной авиастроительной практике внедрена система автоматизированного проектирования.

Однако в ходе испытаний истребителя Су-27 погибло четыре лётчика-испытателя ОКБ. В этой ситуации принято решение о смене руководства ОКБ. В январе 1983 года генеральным конструктором вместо Иванова назначен М. П. Симонов. Под его руководством разрабатывались новые модификации Су-27: учебно-боевые Су-27УБ и Су-30, палубный Су-33, ударный Су-34, многофункциональный Су-35.

Специальная военная операция на Украине

В настоящее время в ходе специальной военной операции (СВО) на Украине используется пять (!) летательных аппаратов, разработанных в ОКБ Сухого: Су-24, Су-25, Су-35, Су-57 и С-70.

Су-24 (по кодификации НАТО: Fencer — «Фехтовальщик») — советский и российский тактический фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в любых метеоусловиях круглосуточно, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Является носителем тактических ядерных зарядов.

В настоящее время в 6 государствах эксплуатируется 262 бомбардировщика или разведчика Су-24 различных модификаций.

Су-25 (изделие «Т-8», по классификации НАТО: Frogfoot — «Лягушачья лапа») — советский штурмовик, бронированный дозвуковой военный самолёт.

Штурмовик Су-25. © Vitaly V. Kuzmin / Vitalykuzmin.net

Штурмовик предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск при прямой видимости цели, уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. Су-25 используются обеими сторонами в ходе специальной военной операции России на Украине с 2022 года.

Су-35 (по кодификации НАТО: Flanker) — российский многоцелевой сверхманёвренный истребитель с управляемым вектором тяги поколения 4++. Разработан в ОКБ Сухого в 2008 году. Один из основных истребителей ВВС России в настоящее время. В 2018 году презентовался как «переходное звено» между истребителями Су-27 и Су-57. Серийный истребитель для ВКС России носит название Су-35С. На вооружении ВВС России состоит 111 единиц по состоянию на 2024 год.

Самолёт Су-35 применяется ВКС России во время специальной военной операции России на Украине, в том числе для подавления средств украинской ПВО и запуска противорадиолокационных ракет Х-31П и Х-58.

Су-57 (проектный индекс Т-50, по кодификации НАТО: Felon — «Преступник») — российский многоцелевой истребитель пятого поколения, созданный ОКБ имени П. О. Сухого в рамках комплексной целевой программы «ПАК ФА». Самолёт разработан для замены в российских ВКС тяжёлого истребителя Су-27.

Истребитель Су-57. © Dmitry Zherdin

В декабре 2020 года в блоге издания The National Interest своё мнение о Су-57 опубликовал Марк Эпископос, назвав пять передовых особенностей истребителя. Су-57 более чем превосходит F-35 по аэродинамике, имея скорость до 2 Махов без использования форсажа и дальность полёта до 3500 километров.

Боевой самолёт несёт мощный арсенал ракет класса «воздух — воздух»: К-74М2 с инфракрасным наведением средней дальности, К-77М с радиолокационным наведением и дальностью поражения более 150 километров, Р-37М большой дальности. Способен наносить удары по наземным объектам ракетами Х-38 и рядом корректируемых авиабомб. Является носителем гиперзвуковой ракеты Х-47М2 «Кинжал».

Су-57 заметно более продвинутый, но сопоставимый по стоимости в сравнении с высокоэффективным предшественником Су-35. Истребитель имеет хорошо реализованный комплекс авионики, включающий радары бокового обзора, обеспечивающие ситуационную осведомлённость при противодействии собственному обнаружению, и инфракрасную систему поиска и слежения, облегчающую обнаружение и поражение малозаметных самолётов на большой дальности. Усиливает его возможности БПЛА «Охотник», оказывающий поддержку в разведке и передаче данных, а также способный наносить удары.

С-70 «Охотник» (S-70 Okhotnik (Hunter)) — российский тяжёлый ударный БПЛА. Перспективный тяжёлый разведывательно-ударный беспилотник. Относится к беспилотникам тяжёлого класса. По габаритам и весу его можно сравнить с некоторыми пилотируемыми самолётами тактической авиации.

В основе конструкции беспилотника использована концепция «летающего крыла», размах которого составляет 19 метров, а длина фюзеляжа равна 14 метрам.

Взлётная масса «Охотника» варьируется между 23 и 25 тоннами, из них около 5–8 тонн занимает полезный груз. Беспилотник оснащён одним турбореактивным двигателем. С-70 имеет автопилот и может управляться дистанционно.

С-70 «Охотник».© «Ростех»

БПЛА будет нести управляемые ракеты, управляемые бомбы, неуправляемые бомбы во внутреннем отсеке для полезной нагрузки и на подкрыльевых узлах подвески. При этом БПЛА задуман с использованием наработок и технологий истребителя пятого поколения Су-57.

В июне 2023 года Вооруженные силы России впервые в зоне проведения специальной военной операции применили БПЛА «Охотник».

Боевая авиация перестает быть ангелом войны

Основные боевые задачи в ходе специальной военной операции решают наземные войска, а военная авиация в настоящее время играет вспомогательную роль в силу ряда причин. Об этом говорится в статье «Применение ударной авиации Воздушно-космических сил в военных конфликтах будущего», написанной полковниками О. Ермолиным, Н. Зубовым и М. Фоминым и опубликованной в последнем номере журнала Минобороны РФ «Военная мысль».

По оценке военных учёных, боевые действия с обеих сторон носят явно выраженный общевойсковой характер. На первый план выдвигается приоритетное и масштабное применение сухопутных формирований. В этом смысле особую значимость и важность приобрели артиллерия крупных калибров и реактивные системы залпового огня, делают вывод авторы.

На основе анализа хода спецоперации военные учёные отмечают вспомогательную роль военной авиации. Она сводится к применению в основном штурмовой и армейской авиации и заключается в авиационной поддержке войск на переднем крае.

Авиация наносит удар по стационарным объектам противника в тактической и оперативно-тактической глубине с применением управляемых ракет и корректируемых бомб. В то же время авиация не наносит удары в оперативной глубине войск противника по уничтожению мостов, переправ, железнодорожных узлов, железнодорожных составов с войсками и техникой.

Авторы статьи называют причины такого положения дел: ограничения на авиационные удары в глубоком тылу противника обусловлены ограниченным применением российских средств воздушной и космической разведки.

Вторым сдерживающим фактором являются действия украинской ПВО, вернее, её остатков. Однако даже эти остатки, используя огромные возможности разведки и целеуказания НАТО, представляют серьёзную угрозу для самолетов РФ. Этот фактор подтверждает печальная статистика потерь.

Главный вывод из всего этого заключается в том, что даже в условиях завоёванного господства в воздухе ударная авиация не может в полную силу выполнять задачи ни на переднем крае, ни в глубине территории противника, пока тот использует даже ограниченное количество средств ПВО. Тем более когда противник получает актуальную разведывательную информацию и целеуказание от систем радиолокационного дозора и наблюдения, средств воздушной и космической разведки стран НАТО.