В Амурском колледже строительства и коммунального хозяйства произошла трагедия, которую пресса привычно именует американским жаргонизмом «шутинг». А попросту студент четвертого курса стрелял в своих одногруппников, после чего на месте покончил с собой. Вопрос, который терзает многих: каковы причины случившегося?
До сих пор не могу отойти от того, что случилось в моем родном городе, в учебном заведении, которое я когда-то заканчивал. Одно дело, когда подобное случается где-то в другом регионе, как на другой планете. А это случилось здесь, рядом. А ведь у меня растут два сына-подростка, и не дай Бог им попасть в такую ситуацию.
Предварительная официальная причина случившегося в Благовещенске: конфликт со сверстниками. Но в благовещенских пабликах «ВКонтакте» появились голосовые сообщения однокашников, которые без тени раскаяния «обсасывали» детали происшествия со стрелком, которого, по выражению авторов сообщений, «постоянно дрочили». Другими словами, взяться за ружье, к слову оно было зарегистрировано на самого 19-летнего стрелка, — заставила именно травля.
Может поэтому ребята из нашего православного подросткового клуба на занятии, посвященном событиям в Керчи, эмоционально были на стороне стрелков, над которыми издевались. И это среди ребят из православных семей! Почему? — спросите вы. А потому, что большинство из наших детей подвергались психологическому или даже физическому прессингу. Просто мы, родители, зачастую об этом не знаем.
Причины случившегося нужно искать в самом обществе, которое стало жестоким и равнодушным к чужой боли. Это с нами делает виртуализация жизни. Человеческая жизнь обесценивается через голливудские блокбастеры, где людей убивают пачками с особой режиссерской изощренностью. У наших детей теперь такие герои, которые из чувства мести становятся народными карателями, вершащими собственное правосудие. Это самый распространенный сюжет фильмов. Причем, в героя попадают сотни пуль и снарядов, а он не убиваем.
Хочется вспомнить примечательный эпизод произошедшего в Благовещенске со слов очевидцев трагедии. Когда стрелок вошел в аудиторию с дробовым ружьем — почти все попрятались под партами. Лишь один остался стоять, испытывая судьбу. По всей видимости, тот, кто причинял стрелку страдания. Тогда парень с ружьем спросил: «Ты что бессмертный? Сейчас проверим». После чего прогремел выстрел. Мне сразу на ум пришло киношное бессмертие или возможность перезагрузиться в электронных играх. Ощущение, что оба не понимали — они были будто бы в игре.
Не удивлюсь, если благовещенский стрелок увлекался электронными стрелялками. Именно поэтому у меня с сыновьями уговор, что они играют в любые компьютерные игры, кроме тех, где нужно убивать людей, которых ты видишь через оптический прицел. Сначала снимается барьер в виртуальном мире, а потом легче будет сделать это в реале. Слышал рассказы ребят, которые, выходя в офлайн, продолжали «видеть» снайперов, прячущихся за углом при походе в магазин. Они будто не успевали «перелогиниться».
А вы никогда не задумывались, почему каждый шутинг заканчивается как по сценарию? Самоубийством. На мой субъективный взгляд, это новая форма суицида: стать «героем», громко «хлопнув дверью», как в кино или компьютерной игре. Ребятам, над которыми издевались, вряд ли хочется оказаться в тюрьме. Поэтому они программируют себя на самоуничтожение. И это тупик всей нашей воспитательной системы. И не помогают все эти армии психологов и охранников в учебных заведениях.
Но самая главная причина таких трагедий — наше равнодушие. Мы невнимательны к своему ближнему, зачастую мы погружены в собственные проблемы. Мы живем в эпоху тотальной атомизации общества, девиз которой: «Моя хата с краю». Поэтому мы не можем заметить перемен в настроении своих собственных детей, нам некогда с ними поговорить, поддержать добрым словом, советом. О чем говорить? Например, о смерти, о том, как она ломает судьбы родных и близких, закрывает спасение в вечности для верующих.
К тому же, нужно что-то делать с жестоким контентом на законодательном уровне. Все эти фишки с ограничением по возрасту, по сути, носят рекомендательный характер. Со школьной скамьи нужно проводить беседы о смерти с привлечением специалистов. Развивать государственную систему дополнительного образования для подростков, доступную всем слоям населения. И заново учиться видеть дальше своего носа — быть внимательными хотя бы к своим родным и близким.