Среднестатистическая российская семья из четырёх человек за год выбрасывает на помойку около тысячи стеклянных бутылок, сто пятьдесят килограммов всевозможных пластиков, центнер макулатуры, три с половиной кило старой одежды и почти столько же фольги. Всего по статистике каждый житель страны в год производит около четырёхсот килограммов разного мусора. Москвичи отходов выдают в полтора раза больше – по шестьсот кило на человека.
Откуда берётся мусор
На первом месте в списке популярности идёт упаковка. Пластиковые поддоны, пищевая плёнка, пакеты, пластиковые бутылки, коробки и прочее-прочее. Красочная и удобная упаковка привлекает клиентов. Сегодня всё это составляет большую часть содержимого наших вёдер.
Значительная часть мусора – бумага. Человечество производит сегодня массу ненужной бумажной продукции. Во многих подъездах рядом с почтовыми ящиками давно установили контейнеры для рекламных брошюр, каталогов и газет с объявлениями. Назойливым продавцам не мешают ни кодовые замки на дверях, ни домофоны, разносчики рекламы так или иначе находят пути для попадания в подъезд.
Повышение общего благосостояния населения добавило проблем. К горе объедков с кухонь и бытовым отходам добавилась куча автомобильных покрышек. Зимняя, летняя - каждые два-три года, будь любезен, поменяй.
Куда он девается
Часть мусора сжигается, часть – перерабатывается, но это всё капли в море. По данным Роспотребнадзора, сегодня в Московской области действует два завода по переработке отходов, восемь мусороперерабатывающих комплексов и десять мусоросортировочных линий. Например, из 150 тысяч тонн покрышек перерабатывают лишь 20 тонн. Практически все отходы отправляются на полигоны, где их оставляют гнить. Практически все свалки впору объявлять зонами экологических бедствий. На полигонах лежат тонны пластмассы, у которой есть шансы пережить египетские пирамиды, батареек, отравляющих почву солями тяжёлых металлов, и прочие прелести. К началу 2013 года в регионе действовало 39 официальных мусорных полигонов и свыше 200 неофициальных. Почти все легальные свалки уже исчерпали свой ресурс.
Сотрудники МЧС тушат пожар на свалке бытовых отходов.
Впервые об этой проблеме заговорили во время расширения территории Москвы. Присоединение новых территорий, помимо всего прочего, означало не менее ста тысяч тонн дополнительного мусора в год. Впрочем, в 2012 году каких-то решительных шагов для решения этой проблемы сделано не было.
Работы по свалке мусора на полигоне твердых бытовых отходов.
Что дальше?
Нынешний год в этом отношении стал поворотным. К его началу в Московской области действовало 39 официальных мусорных полигонов (и свыше 200 неофициальных). Миллионы тонн отходов находили там последний приют годами. Конечно, с течением времени их ресурс исчерпался. Закрыта главная до недавнего времени московская свалка в Долгопрудном. Всего к концу 2013 года прекратили приём мусора две трети полигонов. Оставшиеся закроют к 2015-му.
Мусора тем временем меньше не становится. Пока часть отбросов отправляется в соседние области, например, в Калужскую. Причём даже неофициально. Семнадцатого июня калужский губернатор Анатолий Артамонов устроил разнос за то, что в центр для переработки местных отходов в Детчино везут отбросы грузовики с московскими номерами.
При этом нельзя сказать, что власть сидит сложа руки. В июне в Подмосквье был объявлен первый конкурс на строительство мусороперерабатывающего центра. Пять таких заводов должно быть построено в течение пяти лет. Ещё четырнадцать – к 2020 году. Таким образом власти собираются вместо захоронения начать переработку отходов.
За рубежом этот рецепт действует достаточно неплохо. В российской действительности первичная сортировка мусора дома выглядит несколько сомнительно.
Во-первых, для эффективного использования этого ноу-хау необходимо увеличить количество контейнеров во дворах в несколько раз. Отдельный для того, отдельный для сего. Дифференцированных помоек сегодня в столице не так много, и особым спросом они не пользуются. Например, известная «пафосная» сеть супермаркетов ставит перед своими магазинами отдельный урны для разного вида отбросов. Вот только вместимость их весьма невелика, да и пустуют они практически всегда.
Чаще всего это любят объяснять ленью россиян. Дополнительные усилия по сортировке мусора, дескать, не в привычках наших сограждан. С точки зрения автора сего материала, такое объяснение не соответствует действительности. Наши жилища не предназначены для пяти-шести разных мусорных ёмкостей. В тесные клетушки, которые у нас принято называть кухнями, и лишний стул-то иной раз трудно втиснуть, не то что пяток вёдер. Кроме того, сдать в утиль потенциально полезные для общества отходы иной раз весьма непросто.
В эпоху исторического материализма я чётко знал, где можно обменять на деньги макулатуру, где – бутылки, где – металлолом. В «лихие» бандитские девяностые конторы по приёмы вторсырья превратились в точки для незаконного оборота цветмета и прочих ценных веществ. Несли туда всё: от украденных проводов и колёс от самолётов до пионерских значков килограммами. Сегодня эта дикая ситуация выправилась, с теневым бизнесом в этой сфере борются достаточно успешно. При этом сдать в переработку макулатуру или старую офисную технику является проблемой. Это, конечно, возможно, вот только требует значительных усилий от любителей экологии.
Смогут ли заводы по переработке отходов сократить количество уродливых курганов в нашей стране, покажет время. Возможно, к лучшему обстановку смогут исправить ответственные бизнесмены. Упаковку из переработанной бумаги сегодня можно встретить, пожалуй, только в известной всем "макдачечной". Всего лишь ещё одна популярная торговая сеть таким образом сможет спасти в разы больше деревьев, чем любой митинг в защиту Химкинского или любого другого леса.