Кино

«Отдать концы» в «Трубу»: хроники «Кинотавра»

2 830

Режиссер Таисия Игуменцева на "Кинотавре". © Михаил Мокрушин/РИА Новости

Конкурс «Кинотавра» открылся дебютной работой Таисии Игуменцевой «Отдать концы» (ужасной) и документальным фильмом Виталия Манского «Труба» (много лучше). Киноридус делится первыми впечатлениями.

Унылая деревенька где-то максимально далеко от МКАДа. Всего десять человек – две пары, одна из которых с детьми, пьющий старичок с коровой, проживающая с бюстом Ленина пенсионерка, технарь из «простых» и интеллигентная женщина, регулярно показывающая всем им в своём клубе мирового уровня кинофильмы. Однажды телевизионные новости сообщают о каком-то «коронарном выбросе», вследствие которого 90% человечества теперь обречено на истребление. Президент страны благодарит всех за искренность, честность и трудолюбие, баба Зина тут же роет себе могилу, дети наряжают корову: «Пусть хоть помрёт по-человечески».

Кадр из фильма "Отдать концы".

Далее – «конец света» по-российски, этакий отклик, надо полагать, на «Армагеддон» и «Меланхолию», вылепленный в жанре незатейливого лубка, вылепленный не без пафоса, но до обидного неумело. Трудно придумать более неудачную картину для открытия сочинского конкурса. «Отдать концы» - характерный пример бесталанной амбициозности, каким-то образом угодившей в фестивальный водоворот. Это не то чтобы «плохой» фильм – плохих фильмов много; но неискренний, фальшивый, до неприличия «наигранный» (синонимов можно подобрать и больше). Он начисто лишён «драмы», но отчаянно не хочет и превращаться в «комедию». Ни смешно, ни грустно – вообще никак.

Кадр из фильма "Отдать концы".

В недавнем блиц-интервью Киноридусу Таисия Игуменцева открещивалась от «посконной правды», утверждая, что создала по-настоящему «европейскую» картину. Печальнейший самообман, которым бывают охвачены и художники постарше. «Европейского» тут на грош, а до дурноты «рассейского» - тягостных полтора часа. И легко представить себе оторопь руководства Каннского кинофестиваля – которое оказалось жертвой собственного обещания всенепременно показать дебют «перспективного автора» в своей официальной программе. Таковой приз достался, напомним, российскому дарованию после её прошлогодней победы со своим коротким метром – лентой тоже небесспорных достоинств, всё «обаяние» которой ограничивалось сюжетной «фишкой» (герой посылает всех «на…»). И вот Канны увидели фильм, который никоим образом не совпадает с их высочайшей репутацией… Хорошо хоть, что не было обещано попадание в конкурс, сдержать слово помог так называемый «Специальный показ».

Кадр из фильма "Отдать концы".

Но Канны – ладно, а как понять отборочную комиссию «Кинотавра»?.. Неужто она пошла на поводу у бренда, предоставив свой экран по принципу «раз уж там показали, то и у нас должно быть»?.. Не честнее было бы пойти наперекор авторитетам – тем более что и сами «авторитеты» наверняка не в восторге от своей новоявленной «любимицы»?.. Выбрав дебют Игуменцевой в главный конкурс страны, фестиваль нанёс себе серьёзнейший репутационный удар – не смертельный, конечно, но болезненный. Оправиться можно, но осадок останется.

Съемочная группа фильма "Труба" во главе с режиссёром Виталием Манским на "Кинотавре". © Коротенко Наталья/Ridus.ru

Другое  дело - «Труба», очередное полнометражное полотно Виталия Манского, уже не раз участвовавшего в конкурсе «Кинотавра». Посвящённое на этот раз легендарному газопроводу Уренгой-Помары-Ужгород, который отметил недавно своё 30-летие. И предвосхищённое эпиграфом - цитатой из В.В.Путина, объясняющей, из чего же состоит сегодня наполовину бюджет России. Для тех, кто моргнул и его не заметил, в первых же кадрах озвучивается напрямую: «Уренгойское месторождение – золотой дождь для экономики нашей страны». Дальнейшее – иллюстрация того «благосостояния», которое пришло в те места, по которым и проложена эта самая труба.

Нет, Манский не опускается, как можно было бы предположить, до «чернухи» - ничего страшнее дохлой рыбы со странным запахом он вроде бы не показывает. Два часа его картины составляют простые бытовые зарисовки, не сопровождённые причём авторским комментарием. Вот свадьба; вот кочующий по стране «храм-вагон»; вот ветеринар, обследующий корову; духовой оркестр на футбольном поле. Празднование 8-го марта, на котором чиновник в своей речи выражает уверенность, что когда-нибудь этот газ обогреет и их самих. Малочисленный митинг в честь очередной годовщины Ильича (аплодисменты в зале) – с красными флагами, с подъехавшей полицией. Самый скандальный и одновременно ключевой эпизод – День Победы с потухшим «вечным огнём», который специально зажигают утром – и тушат после праздника, унося с собой газовый баллон (впрочем, это уже не Россия, а ближнее зарубежье).

Кадр из фильма "Труба".

Казалось бы – ну и что? Ну да, небогато живём – но живём ведь. Однако Манский доходит до конца своей центральной героини – трубы – и приводит зрителя в Германию, в Европу. И вот тут и наступает то самое «почувствуйте разницу». И в том, какие там квартиры, и какие карнавалы шествуют по улицам, и вообще – в лицах. А ведь они – всего лишь потребители, газ-то наш!.. Где же тот «золотой дождь» для российской глубинки?.. Для большей выразительности режиссёр находит скорбную рифму: похороны. У нас зимнюю могилу роют, топором разрубая до льда промёрзшую землю. Католикам легче: у них кремация на газу. Ну, они ведь и заплатили...

Кадр из фильма "Труба".

«Тебе жить в этой стране», - провозглашает тот же Путин с предвыборного календаря на 2008-й год, и в зале вновь раздаются аплодисменты. Похоже, печальные. Впрочем, документальное кино и не призвано веселить – разве что за редкими исключениями. «Труба» – фильм, достойный любого конкурса, и в связи с ним хочется спросить у отборочной комиссии «Кинотавра» только об одном: а почему из отечественных документалистов она постоянно привечает только Виталия Манского?.. Наверное, в расчёте на то, что однажды он получит здесь от жюри что-то серьёзное. Не на этот ли раз?..

Режиссёр Таисия Игуменцева. © Коротенко Наталья/Ridus.ru

Режиссёр Таисия Игуменцева. © Коротенко Наталья/Ridus.ru

Ксения Собчак. © Коротенко Наталья/Ridus.ru

Анастасия Задорожная. © Коротенко Наталья/Ridus.ru

Анна Горшкова. © Коротенко Наталья/Ridus.ru

Фёдор Бондарчук. © Коротенко Наталья/Ridus.ru

© Коротенко Наталья/Ridus.ru

© Коротенко Наталья/Ridus.ru

См. также:

«Кинотавр» открылся «Weekend’ом». Фоторепортаж»