Военное дело История Технологии

Отец российской боевой авиации: авиаконструктору Сухому 130 лет

0 9453

Имя выдающегося советского конструктора авиационной техники Павла Осиповича Сухого, которому 22 июля 2025 года исполнилось бы 130 лет, сегодня известно во всём мире. Самолёты марки «Су» занимают достойное место в истории развития отечественного и мирового самолётостроения. Сухой — дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, награждён орденами и медалями.

Под руководством Сухого за полувековой период его творческой деятельности спроектировано свыше пятидесяти оригинальных конструкций. Построено более четырёх десятков типов самолётов, около двадцати из которых строилось серийно и состояло на вооружении наших ВВС.

Первый разработанный в ОКБ и выпускавшийся серийно самолёт Су-2 принимал активное участие в воздушных операциях Великой Отечественной войны. В военные и послевоенные годы коллективом ОКБ создан и испытан ряд самолётов с поршневыми и реактивными двигателями (Су-3, Су-5, Су-6, Су-8), принципы разработки, испытаний и применения которых стали основой для создания линейки всемирно известных самолётов Су-7, Су-9, Су-15, Су-17, Су-24, Су-25, Су-27, Су-29, Су-30, Су-33 и Су-34.

За многие десятилетия коллективом ОКБ Сухого создано более сотни типов самолётов и их модификаций. Общее число серийно выпущенных машин превысило 12 тысяч единиц. На самолётах Сухого установлено около 70 мировых рекордов. В настоящее время ОКБ Сухого занимает лидирующую позицию среди разработчиков боевых авиационных комплексов. Стоящая сегодня на вооружении фронтовой оперативно-тактической авиации Воздушно-космических сил России линейка самолётов практически полностью состоит из моделей Сухого: Су-24, Су-25, Су-30СМ, Су-34, Су-35, Су-57 и Су-75.

Су-57 — русский «преступник»

Истребитель пятого поколения Су-57. © Ольга Соколова / Ridus.ru

Стоит обратить внимание на три разработки ОКБ Сухого. В первую очередь речь идёт о Су-57. По кодификации НАТО данный самолёт именуется как Felon («Преступник») — российский многофункциональный истребитель пятого поколения. Самолёт разработан для замены в российских ВКС тяжёлого истребителя Су-27. Машина прошла нелёгкий путь становления.

Первый полёт прототип данного самолёта совершил 29 января 2010 года. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолётов на КнААЗе, где проводилась сборка опытных образцов для испытания вооружений.

Летом 2019 года запущено серийное производство истребителя. Запланирован контракт на поставку 76 самолётов, которыми полностью укомплектуется три полка. При этом 25 декабря 2020 года ВВС РФ получили первый серийный истребитель. Стоимость одной единицы составляет 50 миллионов долларов.

Су-57 адаптирован для боевых действий. Для снижения заметности в конструкции самолёта используются материалы, поглощающие и отражающие радиоволны. Часть вооружения спрятана во внутренних отсеках. В результате РЛС противника не получает информацию о пространственном положении и скорости самолёта.

Истребитель имеет возможность управления в беспилотном режиме, что снижает физиологические ограничения по скорости и манёвру, поскольку перегрузки перестают играть роль в тактике боевого применения.

Су-57 интегрирован с БПЛА «Охотник». При взаимодействии с истребителем пятого поколения ударный беспилотник-невидимка может стать прорывом в области боевого применения истребительной авиации.

Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов заявил, что сегодня Су-57 является единственным в мире истребителем пятого поколения, доказавшим эффективность в условиях СВО и противодействия со стороны современных западных комплексов ПВО, включая Patriot, NASAMS и IRIS-T. Самолёт успешно выполняет боевые задачи и может применять самые современные средства поражения, включая малозаметные крылатые ракеты Х-69.

Недостатки Су-57

Тем не менее и на солнце бывают пятна. В Су-57 есть некоторые недостатки, главным из которых является несоответствие малозаметности заявленным параметрам. Индия отказалась от совместной разработки Су-57 с индийской адаптацией из-за несоответствия машины требованиям скрытности.

Имеются проблемы с двигателем. Ещё в 2020 году издание The National Interest назвало одной из серьёзных проблем истребителя двигатель «Изделие 30». Претензии к нему заключались в плохой надёжности и низком контроле качества при изготовлении.

Высказываются претензии к малой боевой нагрузке, составляющей всего 4200 килограммов.

Фиксируется низкое качество стыковки элементов. На панелях корпуса Су-57 видно много болтов, что противоречит общим принципам снижения видимости для радаров.

Отсутствуют некоторые важные компоненты. Например, нет инфракрасной системы обнаружения. Данное обстоятельство вызывает сомнения в полноценной функциональности самолёта и его соответствии пятому поколению истребителей.

Подчёркивается зависимость от тайваньских процессоров. Вся электроника машины работает на базе процессоров «Эльбрус», которые производились на Тайване и сейчас находятся под санкциями.

Поэтому неудивительно, что, несмотря на достаточно низкую стоимость российского истребителя пятого поколения, данный боевой самолёт оказался не нужен ни Китаю, ни Ирану, ни Индии, ни даже Турции, которая в свое время восхищалась им.

Да, у данных стран имеется определённый интерес к самолёту. Но он является минимальным. Китай интересуется лишь технологиями. Индия не спешит покупать Су-57 из-за отсутствия современных двигателей. Турция в своё время выбрала в качестве предмета переговоров только Су-35, который по ряду характеристик приближается к Су-57, но гораздо дешевле.

По мнению турецких военнослужащих, Су-35 зарекомендовал себя как отличный аппарат с хорошими показателями дальности полёта. Важно, что он может использоваться как многоцелевой самолёт — фронтовой бомбардировщик или самолёт сопровождения с хорошим радиусом действия даже с теми движками, которые на нём стоят. Правда, есть одно но. Если Су-57 не будет массово закупаться в интересах ВКС РФ, то о его экспортном потенциале можно смело забыть.

Конечно, ставить крест на новом российском истребителе рано, несмотря на ряд недостатков. Машина будет совершенствоваться со временем. Но как бы данный процесс не затянулся на годы...

Истребитель для бедных

Су-75 Checkmate. © Фото предоставлено пресс-службой МАКС-2021

Су-75 Checkmate — проект российского малозаметного многофункционального истребителя пятого поколения. Как ни странно это звучит, но самолёт разрабатывается для ВКС России как альтернатива тяжёлому истребителю Су-57. В истребителе применена технология малозаметности, предусмотрен внутрифюзеляжный отсек для авиационных средств поражения класса «воздух — воздух» и «воздух — поверхность».

По оценке отечественных экспертов, машина имеет некоторые преимущества по сравнению с другими истребителями. Прежде всего это большая высота полёта. Большое крыло увеличивает подъёмную силу, что позволяет Су-75 лететь выше, чем похожие самолёты с крыльями меньшего размера.

Отмечается возможность длительного полёта на сверхзвуке без использования форсажа.

Специалисты обращают внимание на управляемый вектор тяги. Его нет, например, у F-35.

Важна возможность размещения большего количества ракет на фюзеляже, чем у конкурентов: у Су-75 — пять ракет, у F-35 — четыре или две.

Дальность полёта больше, чем у конкурентов.

Имеется возможность переделки в беспилотный вариант.

Лётный час на Су-75 стоит дешевле, чем у американского F-35.

На борту имеется большой и гибкий комплекс вооружения. В него входят ракеты средней и малой дальности класса «воздух — воздух», «воздух — земля», обширный каталог управляемых и неуправляемых бомб и многое другое.

Недостатки Су-75

Однако истребитель Су-75 имеет технические и эксплуатационные недостатки. Самолёт уступает американскому истребителю пятого поколения F-35 и отечественному Су-57 по максимальной дальности полёта — 3 тысячи километров, боевому радиусу — 1,5–1,9 тысячи километров, что необычно мало для лёгкого истребителя. Машина имеет слишком большие для такого самолёта крылья, что увеличивает подъёмную силу, но плохо влияет на скорость. Есть проблемы с конструкцией.

Истребитель оснащён всего одним двигателем. По мнению экспертов, данное обстоятельство снижает надёжность. Принято считать более надёжными самолёты с двумя двигателями. Обнаружены трудности с реализацией малозаметности.

Су-75 обладает повышенной трудоёмкостью технического обслуживания. Например, не обеспечивается удобный подход к нишам основных опор шасси, где располагаются узлы технического обслуживания. Процесс монтажа и демонтажа двигателя трудоёмкий, требует дополнительных приспособлений для верхних поверхностей. На эксплуатационных люках много крепёжных элементов, что увеличивает продолжительность демонтажа и монтажа крышек люков.

Плотная компоновка блоков и агрегатов на борту самолёта приводит к необходимости демонтажа соседних блоков и агрегатов при техническом обслуживании и устранении неисправностей.

Однако главным преимуществом Су-75 является его цена. Предположительная стоимость одной единицы будет составлять 25–30 миллионов, что почти вдвое дешевле Су-57 и втрое меньше F-35. Таким образом, для бедных стран Ближнего Востока, Азии, Африки и Южной Америки Су-75 может стать очень привлекательным предложением.

Да, по характеристикам он уступает Су-57 и F-35, но мало кто в этих странах обладает такими самолётами. Там Су-75 сможет смело воевать с истребителями четвёртого или четвёртого+ поколения и преодолевать не самые современные системы ПВО. При таких условиях обладающая Су-75 страна будет иметь значительное превосходство в воздухе над потенциальными противниками.

С-76 — восьмимоторный дрон-вертолёт

Грузовой дрон С-76. © Скриншот видео

На Международной выставке вертолётной индустрии и беспилотных авиационных систем HeliRussia 2025 особым вниманием зрителей и специалистов пользовалась принципиально новая беспилотная транспортная система внеаэродромного базирования с самолётом вертикального взлёта и посадки С-76 «Атлас» разработки ОКБ Сухого. Система прошла первый этап лётных экспериментов по отработке режимов вертикального взлёта, висения и посадки.

В гражданской сфере применение такого БПЛА возможно в труднодоступных регионах, в научных и промышленных экспедициях и спасательных операциях. В военной области возможны перевозки тыловых грузов, снабжение отделений на удалённых позициях, доставка боеприпасов и техники, эвакуация раненых.

Комплекс в перспективе должен включать семейство беспилотных ЛА типа С-76. Пока их два:

  • большой аппарат С-76, способный перевезти груз массой до 300 килограммов на расстояние до 1000 (500) километров;
  • малый аппарат С-76 (МБС), предназначенный для доставки грузов массой до 50 килограммов на расстояние до 400 километров.

Грузовой отсек БПЛА имеет объём около двух кубометров, расположен внутри фюзеляжа и может поддерживать нужную температуру груза. Для взлёта и посадки аппарату требуется относительно небольшая площадка около 17×17 метров. Связь с оператором на земле осуществляется через ГЛОНАСС, причём один оператор может одновременно контролировать до 12 таких дронов.

С-76 построен по схеме «гибрид самолёта и вертолёта». Для вертикального взлёта и посадки используется восемь электродвигателей с лопастями, а при горизонтальном полёте — несущее крыло и поршневой бензиновый двигатель с толкающим винтом в корме. Такой гибрид обеспечивает экономичную работу на дальних маршрутах по сравнению с чисто вертолётными схемами.

По словам главного конструктора ОКБ Евгения Рубцова, планируется, что первый полёт опытного образца в окончательном лётном облике состоится в конце 2026 года, а серийное производство начнётся в 2028 году. В идеале новые дроны станут доступны потребителям в середине 2028 года.

Таким образом, С-76 пока не имеет прямого мирового конкурента в своём классе по сочетанию высокой грузоподъёмности и большого радиуса действия без ВПП.

Недостатки С-76

Однако применяемая компоновка снижает надёжность эксплуатации С-76. Наверное, в данной ситуации уместно вспомнить диалог Иосифа Сталина и Валерия Чкалова. Глава Советского Союза засомневался в безопасности полёта на самолёте с одним мотором. На это Чкалов ответил с юмором: «Полёт на четырёхмоторной машине составляет 400% риска, а на одномоторном самолёте — всего 100%!»

То же можно сказать и о С-76. Несмотря на большую надёжность современных двигателей, полёт на таком восьмимоторном БПЛА составляет 800% риска (шутка).

Данный дрон имеет ограниченные скорость и высоту полёта. Его крейсерская скорость — около 180 километров в час, а потолок составляет 4 километра. Это ниже, чем у реактивных самолётов. Данное обстоятельство делает С-76 медленнее на длинных трактах и менее эффективным в условиях противодействия по сравнению с высотными быстрыми БПЛА.

У него меньшая грузоподъёмность (300 килограммов), чем у самолётов. Поэтому он не конкурент бронепоездам или автомобильным перевозкам, а тем более тяжёлым транспортным самолётам. Для больших грузов или масштабных операций могут потребоваться несколько дронов или другие средства.

С-76 необходима потребность в инфраструктуре. Несмотря на отсутствие ВПП, дрону требуются опорная площадка, средства связи и обслуживания. Нужны зарядка аккумуляторов или заправка топливом, надёжная система управления и мониторинга.

Как и любая экспериментальная разработка, С-76 сталкивается с техническими рисками и сложностями сертификации. Масштабирование (переход к серийному производству) может потребовать значительных вложений. В районах с развитой инфраструктурой (дороги, аэродромы) экономическая целесообразность использования дорогого дрона может быть ниже, чем у традиционных средств.

Славный путь

Присущие школе Сухого смелые инженерные решения, инновационные подходы к конструированию боевых самолётов, накопленный научный опыт и кадровый потенциал позволяют десятилетиями создавать технику, характеристики которой ценятся во всём мире. Словосочетание «самолёты Сухого» — гарантия качества и надёжности.