В России благотворительностью занимается меньший процент людей, чем даже в самой бедной стране мира – Зимбабве (по данным Charities Aid Foundation). Большинство российских компаний также не спешат жертвовать деньги на социальные проекты. За счет чего тогда реализовывают свои проекты благотворительные фонды России? Чтобы разобраться с этим вопросом, мы решили сделать обзор источников финансирования отечественных благотворительных организаций.
За рубежом большая часть социальных проектов реализуется за счет благотворительных фондов. Любая благотворительная организация может попробовать выиграть грант. У каждого фонда есть свои условия, определенная форма заявки и термины конкурса на получение гранта. Если проект будет соответствовать всем условиям и выделится среди «конкурентов», его поддержат и вложат в него средства.
К сожалению, в нашей стране практически нет таких благотворительных фондов. Зато в отличие от европейских стран, в России источники средств для социальной сферы отличаются большой оригинальностью.
Взять, например, грант ВКонтакте Start Fellows. Тут нет критериев отбора, определенных правил и сроков объявления результатов. Могут найти поощрение любые разноплановые идеи и проекты. Чтобы получить грант, нужно лишь привлечь к проекту внимание основателя данной социальной сети Павла Дурова: «Проект должен мне понравиться. А я люблю скорость, дизайн, простоту, b2c, перспективные ниши, понятные миссии».
Новым явлением в России стал благотворительный аукцион встреч MeetCafe.org. На сайте один и тот же человек может и выиграть встречу, и выставить на торги свою. Вырученные средства идут на благотворительность- это помощь конкретным людям и социальным проектам. MeetCafe.org уникален необычностью формата, ни к чему не обязывающая встреча не только приносит пользу, но и может перерасти в нечто большее, чем просто знакомство или дружба.
Также есть краудфандинговые ресурсы типа dobro.mail.ru, имеющие формат «поможем всем миром». На сайте можно выбрать конкретного человека, людей, а также объекты, которые нуждаются в реконструкции или даже в строительстве. А дальше понравившийся проект можно поддержать деньгами или «руками» (т.е. стать волонтером).
Есть в нашей стране и государственные организации, которые поддерживают интересные проекты благотворительных организаций. Например, в 2011 году было создано «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» во исполнение поручений В.В. Путина. Однако данная организация не предоставляет денежные средства, а поддерживает советами и информацией, а также помогает бороться с бюрократическими барьерами, что для России, к сожалению, остается еще очень актуальным.
Также нельзя не отметить, что большую часть средств благотворительные организации России получают от пожертвований частных лиц и коммерческих компаний. Но для того, чтобы решать те задачи, которые стоят перед некоммерческими организациями, этих денег не достаточно. Ведь социальных проблем у нас хватает, вспомнить только, что 120 тыс. маленьких россиян живет в сиротских учреждениях, а ежегодно от рака в России умирает более тысячи детей. В результате некоммерческие организации находятся в вечном поиске источников финансирования: отечественных и зарубежных, частных и коммерческих, оригинальных и стандартных.