Расследования

Отмороженные: криобизнесмены устроили дележку покойников под Москвой

0 13143

Темной ночью из микрорайона Семхоз подмосковного Сергиева Посада по направлению к Твери выехали две огромные фуры с весьма ценным грузом, ведомые «Газелью». За колонной следовали полицейские машины.

Погоня была стремительной, но недолгой: правоохранители перехватили большегрузы в поле между Семхозом и Сергиевым Посадом. А вот «Газели» удалось улизнуть.

За рулем ушедшего от погони авто находилась Валерия Удалова, одна из учредителей и директор компании «КриоРус», которая занимается заморозкой и хранением тел умерших людей и животных для их возможного оживления в будущем.

Удалова проникла в криохранилище компании, погрузила специальные «термосы» для замороженных тел — дюары — в фуры и возглавила колонну для перевозки криопациентов в аналогичное, но недостроенное учреждение в Твери. С собой в «Газели» ей удалось прихватить чей-то мозг.

Все происходящее — результат шумного развода супругов Валерии Удаловой и Данилы Медведева, возглавлявших «КриоРус» вместе с 2006 года. Чаще при разводе экс-супруги делят недвижимость или детей, но в данном случае происходит раздел хладных трупов.

Читайте на страницах «Ридуса» о великом сражении за право владеть десятками замороженных тел.

От любви до ненависти

Генеральный директор «КриоРус» Валерия Удалова обвиняет своего бывшего мужа и обладателя 4% компании в том, что он посредством подделки документов пытается незаконно завладеть всеми активами их общего детища — дюарами, запасами сухого льда и другого специфического оборудования для крионирования.

Но самое главное, речь идет примерно о трех десятках криопациентов — замороженных в азоте человеческих тел, и это не считая различных животных — кошек, собак, хомячка и даже сенегальского попугайчика. У экс-супруга Данилы Медведева к Удаловой аналогичные претензии.

В громком разбирательстве ученых и предпринимателей, которое длится уже третий месяц, участвуют полиция и прокуратура Сергиева Посада.

За взаимными обвинениями в мошенничестве и клевете маячит неиллюзорная возможность возбуждения уголовного дела в отношении одного из фигурантов этой истории, который может получить вполне реальный тюремный срок.

Начиналось же все очень романтично, почти как в кино.

Энтузиаст-футуролог Данила Медведев приехал из Петербурга в Москву в 2005 году и вскоре познакомился с Валерией Удаловой, известной в крио-сообществе как Валерия Прайд.

«Сначала он мне совсем не понравился, такой рыжий заносчивый мальчишка, фу-фу-фу. Наверное, надо было верить первому впечатлению… но вскоре я плотно попала под его обаяние вундеркинда, и через некоторое время мы вместе создавали устав Российского трансгуманистического движения и разработали ряд направлений нашей деятельности», — делится с «Ридусом» своими воспоминаниями Прайд.

Через некоторое время у Медведева появился совместный телевизионный проект со скандально прославившейся в те времена Анной Чапман. Данила, по словам собеседницы «Ридуса», зарекомендовал себя как блестящий лектор и превратился в довольно авторитетного популяризатора крионики.

Практически с самого начала личных и профессиональных отношений Медведева и Удаловой в сообществе трансгуманистов к футурологу относились с опаской. Истинные мотивы появившегося из ниоткуда Медведева, который был значительно моложе Удаловой, вызывали вопросы. Тем не менее рука об руку они принялись развивать крионику в России как науку и бизнес.

Однако 11 лет их совместной жизни закончились расставанием, цитированием подробностей секс-скандала в российском трансгуманистическом обществе и непримиримым противостоянием учредителей «КриоРус». Развод некогда любивших друг друга супругов превратился в дележку трупов, которая растянулась на три с лишним года.

Все время криопациенты хранились в ангаре в Подмосковье. Согласно документам, на 2021 год их должно было насчитываться 82 штуки.

В видеообращении, опубликованном 8 сентября в YouTube, Удалова сообщила, что Медведев помешал перевозке сосудов Дюара, где при низких температурах хранятся тела криопациентов, в новое криохранилище. По ее словам, экс-супруг вызвал полицию и дал показания, что Удалова украла оборудование.

Прибывшие по вызову силовики остановили переезд и вернули уже уехавшие тралы с дюарами.

Медведев предоставил им документы о праве собственности на емкости с телами и обвинил Удалову в краже. Удалова в свою очередь представила правоохранителям свои весомые аргументы и обвинила Медведева в подлоге.

Казалось бы, дело ограничится арбитражным разбирательством, ведь с ходу непонятно, кто прав или виноват, кроме того, что люди делят бизнес. Однако ситуацию взяла под контроль прокуратура. Ведь вопрос касается не только имущественного спора и подделки документов, но и хищения биологического материала. А главное, как считают правоохранители, речь идет о надругательстве над телами умерших, что уже довольно серьезно.

Валерия Удалова встречается с отцом основателем крионики Робертом Эттингером — основателем Института Крионики

Валерия Удалова встречается с отцом-основателем крионики Робертом Эттингером — основателем Института крионики.

© instagram.com/kriorus

Финальная битва за мертвые тела

По словам Медведева, его бывшей супруге неважно, что происходит с шансами людей на оживление, насколько качественно производится сама процедура, хранение и транспортировка. Это подтверждает и инцидент, произошедший в конце ноября, когда Удалова предприняла очередную попытку вывезти с территории «КриоРус» три криостата с пациентами. На сей раз попытка оказалась успешной.

«В процессе перевозки Удалова их просто п*****ула о землю, потому что ей надо было торопиться. Результатом этого явилось нарушение целостности изоляции. Дюары по сути уронили — произошло уплотнение перлита, зафиксированное с помощью тепловизоров. Все три криостата не выведены из строя полностью, но повреждены», — посетовал Медведев в беседе с «Ридусом».

Удалова, разумеется, излагает свою версию. По ее словам, она помешала Медведеву сделать из «КриоРус» акционерное общество с огромным количеством миноритарных акционеров, что приблизило их конфликт к стадии апогея.

Ну а транспортировка оборудования из криохранилища, по ее словам, была заранее запланирована и производилась из помещения, принадлежащего компании, гендиректором коей она и является.

«Крионика — это не повод для набивания карманов, это направление науки, которое должно получить развитие как надежда приблизиться к бессмертию. У нас был действующий договор аренды, и мы решили вывозить криопациентов. В итоге нас впустил смотритель, который меня, естественно, знал в лицо, мы не ломали никакие двери», — негодует Удалова-Прайд.

По словам собеседницы «Ридуса», перевозка криопациентов — очень непростая и высокотехнологичная задача, которую они успешно решили. «Сначала полиция для дальнейшего разбирательства обязала нас вернуть дюары в Сергиев Посад и рекомендовала выяснить отношения в режиме арбитражного суда, — рассказывает Удалова свою версию событий. — Однако инцидент не обошла вниманием прокуратура, и была организована соответствующая проверка». По ее словам, в данный момент решается вопрос квалификации действий Медведева по ряду уголовных статей.

Института Крионики в Калифорнии

Так выглядит Институт крионики в Калифорнии.

© instagram.com/kriorus

Уголовным преследованием грозит и сам Медведев.

По его версии, за снятие Удаловой с должности проголосовали 60% учредителей компании еще в 2019 году. После этого Удалова зарегистрировала на себя компанию с похожим названием ООО «КриуРус», переименовала ее в точный клон ООО «КриоРус» и получила контроль над компанией.

Теперь за дело взялись юристы.

Юридическое побоище

Представляющий интересы Валерии Удаловой юрист Мария Архипова заявила, что налоговая отчетность, которой они располагают, свидетельствует в пользу того, что спорное имущество принадлежит именно Удаловой.

«У „КриоРус“ есть вся документальная база, подтверждающая, что Валерия Удалова имеет полное право перевозить замороженные тела в новое криохранилище в Твери. Такая мера связана и с тем, что не все аборигены готовы жить по соседству с замороженными для будущей жизни криопациентами», — заявила Архипова. А так выглядит криптохранилище под Сергиевым Посадом

А так выглядит криохранилище под Сергиевым Посадом.

© wikimapia.org

По ее словам, если прокуратура полностью признает доводы Валерии Удаловой обоснованными, то ее бывшему мужу грозит уголовная ответственность. Впрочем, в последнее время Удалова не распространяется о прокурорской проверке. В последней беседе с «Ридусом» она упоминала лишь о том, что борется с клеветой в СМИ.

С другой стороны, Данила Медведев рассказал, как намерен возвращать себе компанию и лишать экс-супругу прав на замороженные тела. По его словам, сперва необходимо доказать факт мошенничества и рейдерского захвата.

«Летом 2021 года мы подали иск в арбитраж, по которому месяц назад было вынесено решение в нашу пользу: Удалова должна предоставить нам всю информацию о компании, сделках и договорах, — отмечает собеседник „Ридуса“. — Сейчас еще есть возможность для апелляции, но, скорее всего, в ней откажут. Спустя месяц, когда решение вступит в силу, мы сможем с приставами и с полицией изъять из „КриоРус“ компьютеры и так далее. Следующий иск в арбитраж, уже принятый к рассмотрению, касается подделки документов в 2017 году: Удалова написала левый протокол собрания учредителей, которое на самом деле не проводилось, вписала липовые подписи и в свою пользу изменила устав. После того как мы получим решение, мы сможем с этим идти в полицию и заводить уголовное дело».

Тот самый сосуд Дюара

Тот самый сосуд Дюара.

© instagram.com/kriorus

«Это будет уголовка, к которой будет прикручено все остальное, включая связи с мафией, отмывание денег, подделку документов и другие подозрения, включая насильственные действия», — подчеркивает Медведев.

По словам Медведева, Удалова «пытается оказывать давление на некоторые СМИ», чтобы «с помощью пиара удержать свое положение». Тем временем из-за пандемии коронавирусной инфекции расходы на жидкий азот очень сильно выросли — по некоторым оценкам, до миллиона рублей в месяц. «Есть большая опасность, что у Удаловой в какой-то момент закончатся деньги и она просто „забьет“, история закончится разморозкой криопациентов», — говорит он.

Но как бы то ни было, финальную точку в этом деле поставят только судебные органы.

Крионика — это вообще работает?

Пока экс-супруги добиваются справедливости, эксперты спорят об этической и юридической стороне крионики, а также подвергают сомнению ее эффективность.

Есть ли у крионики реальное научное обоснование? Специалисты полагают, что имеется. Но с оговорками.

Член комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований кандидат биологических наук Александр Панчин считает, что на сегодняшний день заморозить труп без повреждения тканей невозможно. Но, с другой стороны, эксперт вполне допускает, что технологии восстановления замороженного тела или его мозга появятся в будущем.

«Есть ученые, которые над этим работают, но, скорее всего, для успехов крионике потребуются не только новые методы разморозки, но и заморозки. И это не очень помогает тем, кто принимает решение сегодня. Пока нет никаких доказательств того, что человека или хотя бы его мозг можно заморозить, а потом успешно разморозить», — уверен ученый. Удалова и Медведев ведут спор не только за криптопациентов, но и за дорогостоящее оборудование

Удалова и Медведев ведут спор не только за криопациентов, но и за дорогостоящее оборудование.

© instagram.com/kriorus

Сегодня, по словам эксперта, никто еще не сумел продемонстрировать миру подобные технологии, но работы ведутся, и мечты могут стать реальностью.

«Сам факт существования крионики дает некоторую мотивацию для очень важных научных исследований в этой области. Очень часто люди, которые занимаются крионикой, вкладываются в разработку криопротекторов — веществ, уменьшающих повреждения клеток тканей при заморозке, и в этой области достигнуты достаточно большие успехи», — говорит Панчин.

В свою очередь, научный сотрудник Института биологии развития им. Н. Н. Кольцова РАН эмбриолог Елена Шафеи делает более уверенные заявления. По ее словам, методов, которые обеспечат выживание криоконсервированных людей и животных, «пока что не существует».

При этом, по словам собеседницы «Ридуса», заморозку успешно применяют на практике — для хранения крови, спермы, эмбрионов для процедур искусственного оплодотворения или кожных тканей, предназначенных для пересадки.

Таков прайс-лист на услуги крионики в России

Таков детальный прайс-лист на услуги крионики в России.

Скриншот страницы сайта kriorus.ru

Буква закона

В правовом обеспечении крионики есть множество нюансов. По закону РФ крионика официально разрешена, однако разнятся алгоритмы изъявления воли человека касательно передачи своего тела или органов после смерти для проведения над ними научных экспериментов.

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» гарантирует, что при смерти человека будет обязательно учитываться его прижизненное волеизъявление. Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» допускает возможность использовать тело или органы покойного в научных целях при наличии соответствующего завещания.

Согласно этим двум законам, человек может оставить завещание, в котором укажет, что делать с его телом после смерти, и государство должно с ним считаться. Однако существует и закон «О трансплантации органов и (или) тканей», который подразумевает в России презумпцию согласия на посмертное донорство. Даже спрашивать у родственников согласия на процедуры закон не обязывает. Это родственники, согласно статье 8-й этого закона, должны сообщить врачам о нежелании усопшего распоряжаться своим телом или органами таким образом. Иными словами, точный порядок действий так и не определен.

По словам Удаловой, в компании «КриоРус» действуют так: «Наши клиенты заранее пишут отказ от забора органов, пишут волеизъявление, что хотят быть крионированы — это у нас возможно по закону. А когда, например, человек умирает в больнице, тогда родственники должны написать заявление о том, чтобы избежать вскрытия и чтобы не забирали органы».

© kriorus.ru

Тем временем ее экс-супруг сетует на то, что отечественное законодательство попросту не способно мыслить о будущем, что является непреодолимым барьером для развития крионики.

«В современном обществе много аспектов зарегулированы, и крионику сложно встроить в процесс жизнедеятельности и лечения человека. Законы никогда не происходят заранее, законодатели регулируют только тогда, когда уже есть проблема. Нигде нет такого, чтобы политик, чиновник, визионер пришел бы и сказал: „Через 20 лет мы сделаем вот это“ — и все начнут работать. Практически всегда политика — это решение текущих проблем. Будущее при этом используется для пиар-проектов или пустых заявлений. Навык придумывать светлое будущее и строить его, который был в СССР, на сегодняшний день утрачен», — говорит Данила Медведев.

Отдельного законодательства, посвященного крионике, в России нет, и в этом заключается главная проблема, отметил адвокат Дмитрий Лило в беседе с «Ридусом».

«В России на сегодняшний день повальное, стопроцентное вскрытие населения. Даже не судебно-медицинское, а обязательно патологоанатомическое. Причем это идет чуть ли не с 1935 года. В Западной Европе или США, если родственники погибшего против и нет подозрения на криминал, вскрытие не производится. А у нас на мнение родственников в этом отношении наплевать — вскрытие все равно проведут. Человек может распорядиться (написать отказ от забора органов и волеизъявление о намерении быть крионированным. — Прим. „Ридуса“), оплатить услуги, а его отволокут на вскрытие. Тут уже никакой крионики не произойдет».

В свою очередь, адвокат Оксана Михалкина пояснила «Ридусу», как эту проблему решили в Соединенных Штатах: «Во всех штатах США действует закон о Едином акте анатомического дара, который определяет правило дарения всего или части человеческого тела после смерти для специальных целей. Этот закон и используют для криоконсервации, но у нас ничего похожего нет».

Валерия Удалова не исключает, что из-за шумного передела замороженного имущества экс-супругов на крионику обратят внимание больше людей. Следовательно, и неидеальное законодательство может быть приведено в порядок в ближайшем будущем.

«Благодаря антипиару, который устроил Медведев (вся эта огромная ложь и постоянная клевета), люди стали больше узнавать о крионике. Может быть, увеличилась доля скепсиса, но к нам пришли новые клиенты, стало намного больше обращений. В любом случае это научное направление, которое в будущем все равно себе пробьет дорогу», — заключила Удалова.

Текст подготовили Мария Рунова и Максим Коломиец.