Если юг Армении и пограничный Мегри можно считать армянской «терра инкогнита», то заброшенный ж/д вокзал в Мегри — это настоящий космос, куда со времени распада СССР заглядывали лишь единичные туристы.
До 1992 года через станцию курсировали поезда Ереван — Баку, но с распадом Союза и армяно-азербайджанским конфликтом всякое сообщение прекратилось.
Азербайджанский регион Нахичевань оказался отрезанным в буквальном смысле слова от основной территории Азербайджана, и теперь ездят в Баку через Иран, а армяне вынуждены добираться в Москву самолетами либо три дня трястись в автобусах через Грузию и юг России.
Более того, чтобы сегодня проехать из Еревана в Мегри, вам придется порядка восьми часов ехать по опасным серпантинам через Сисиан и Копан по разбитой дороге, где ваша спина превратится в холодец.
А раньше вы садились на электричку Ереван — Нахичевань — Мегри и за скромные четыре часа добирались до пункта назначения, расслабленно наблюдая за живописными пейзажами за окном поезда. Справа от путей внизу виднеется пограничный забор с Ираном.
Город Мегри расположен напротив Ирана и отделен от Исламской Республики рекой Аракс. Темные горы на заднем фоне — это уже Иран, до которого рукой подать.
Железная дорога проходила прямо по берегу Аракса, в считаных метрах от пограничного забора между СССР и Ираном. Мы выезжаем из Мегри и сразу же оказываемся на пограничной дороге.
За этим указателем дальние электрические столбы уже в Иране.
Затем мы несколько километров двигаемся по пограничной дороге в сторону ж/д станции.
Пейзажи вокруг марсианские с элементами свершившегося апокалипсиса. Смешанные чувства.
Линия из Еревана в Баку ведет через десятки тоннелей, многие из которых — настоящее чудо инженерной мысли.
Собственно, станция Мегри. Сегодня она полностью заброшена.
У меня за спиной упавшая статуя революционера Камо.
Застывшие во времени локомотивы и вагоны.
Горы Ирана сразу же сзади, за локомотивами.
Между прочим, только на станции сохранились остатки рельсов. Во всех других местах рельсы сняли еще в начале девяностых и продали в Иран на… металлолом.
Внутри вокзала.
Вокзал хранит в себе множество артефактов былых времен: билеты, квитанции, выписки.
Даже карта железных дорог СССР.
На задней стене вокзала отметились советские солдаты, проходившие здесь службу до 1992 года. Эдакая «доска почета».