Замечаю, как широкое общественное мнение всё чаще обращается вокруг темы возможной второй волны мобилизации. Меня даже на двух каналах спросили, что я думаю о таких перспективах, и с чем связаны эти настроения.
Считаю, что власти, конечно, готовятся к такому развитию событий. Чисто гипотетически.
Но на практике мобилизации в ближайшее время не будет. И вот почему.
Прошлая мобилизация проходила в совершенно других обстоятельствах. Ситуация на фронте была принципиально иной, и не было других быстрых инструментов, чтобы одномоментно пополнить личный состав на фронте. Сама мобилизация вскрыла тогда множество проблем и вообще проходила в довольно напряженном, а иногда и шоковом режиме. Мы также получили значительное количество релокантов и много иных моментов, не очень позитивных для власти.
Сейчас же видно, что наше высшее политическое руководство хочет завершения конфликта и не хочет эскалации. Тем более, что сейчас продолжаются кулуарные переговоры по условиям завершения СВО. Фактически, закулисная дипломатия только усиливается. Мобилизация же напротив может привести к эскалации и втягиванию в СВО большего числа людей и их семей, что в нынешних условиях не выгодно верхам. Для нынешней позиционной стратегии необходимое количество людей худо-бедно набирается на добровольных началах.
Нашим верхам абсолютно не нужны волнения в обществе, особенно на фоне социальных и экономических проблем. Конечно, после выявленных в ходе прошлой мобилизации проблем государство исправило многое в законодательной и правоприменительной практики. И вроде бы даже решило проблемы в снабжении, логистике и т. д. Но социальный эффект на четвертом году СВО может быть непредсказуемым. Да и парламентские выборы не за горами…
Конечно, слухи растут не просто так. Они совпали с осенним призывом этого года, который стартует 1 октября. Ожидается, что он станет наиболее крупной призывной кампанией за последние девять лет: в этом году планируется призвать на срочную службу 135 тыс. человек. Больше набирали только в 2016 году — 152 тыс. человек.
Год назад президент Владимир Путин подписал указ об увеличении штатной численности Вооруженных сил РФ до 2,3 млн человек, включая 1,5 млн военнослужащих. Его пресс-секретарь Дмитрий Песков объяснял, что решение продиктовано количеством угроз, которые существуют по периметру границ России.
«Это вызвано чрезвычайно враждебной обстановкой на западных рубежах и нестабильностью на восточных рубежах», — уточнял верховный главнокомандующий РФ.
Сам президент позже говорил, что его указ об увеличении численности армии связан с необходимостью кадрового оснащения вновь созданных военных округов (в марте 2024 года воссоздали Московский и Ленинградский военные округа).
Ну, а если учитывать активность НАТО и Запада в целом, то в будущем переход на военные рельсы всей страны вполне возможен. Вот тогда и мобилизация вполне возможна. Некоторые аналитические центры — и западные, и наши — вполне себе убедительно предсказывают возможное прямое военное столкновение между Россией и НАТО в промежутке между 2032 и 2036 гг. Как минимум в западных военных документах такой сценарий, судя по открытой информации, обозначен.
Но сейчас такой период, когда наши начальники очень рассчитывают договориться с Трампом. Пока он жив и в силе это сделать. Учитывая его коммерческое нутро и желание выудить из конфликта максимум для США, любые мобилизационные действия России могут сорвать переговоры. Исходя из этой логики, мы и имеем «нежный» подход к противнику и нежелание «переходить рубикон». Поэтому в ближайшее время никакой открытой мобилизации не будет.