Внимание! В статье используются фотографии, содержащие сцены убийств и жестокости.
Преступления Организации украинских националистов (ОУН) и Украинской повстанческой армии (УПА) имеют долгую, хорошо документированную историю и впечатляющие масштабы. Прежде всего, ОУН создавалась как террористическая организация, ее члены совершали теракты против польских чиновников, а также занимались избиениями тех, кто оуновцам не нравился. Это длилось достаточно долго, вплоть до 1938-1939 года, основной фокус деятельности ОУН был террористическим или полутеррористическим.
Архивное дело Штольце Эрвина, осуществлявшего руководство украинскими и литовскими националистами. © Сергей Пятаков/РИА Новости
«С 1938 года ОУН попала под достаточно плотную опеку нацистских спецслужб, которые планировали использовать организацию против Польши, к конфликту с которой готовились нацисты, – говорит Александр Дюков. – Есть уникальный источник – рабочий дневник начальника диверсионного отдела абвера Эрвина фон Лахузена. В этом дневнике описывается, что накануне первой мировой войны, в августе 1939 года, нацистские спецслужбы планировали использовать оуновцев как своеобразный казус белли – повод для войны. Немцы планировали использовать их для массовых уничтожений польской интеллигенции на оккупированной территории».
По определенным причинам в сентябре 1939 года нацистам не удалось реализовать эти планы. Произошло так называемое «оуновское восстание» на территории западной Украины, принадлежавшей тогда Польше. Однако оно не приобрело больших масштабов.
«Следующее использование оуновцев нацистами было связано с нападением на СССР, и здесь все более-менее удалось, – продолжает историк. – Действительно, оуновские формирования нападали на части красной армии, дезорганизовывали управление, но это было важно для немцев. Для оуновцев было важно совсем другое: это было возможностью построения той самой единой украинской державы, о которой они всегда мечтали».
Ветераны Украинской повстанческой армии (ОУН-УПА) перед началом марша в день Праздника Героев во Львове. © Петр Задорожный/РИА Новости
В рамках этого построения планировались и уничтожения так называемых «врагов». Весной 1941 года была создана огромная инструкция «Борьба и деятельность ОУН во время войны», в которой было расписано все, что нужно делать. Как нужно, придя вслед за немецкими войсками на территории западной и, впоследствии, восточной Украины, создавать структуры власти, как нужно создавать украинскую милицию, как следует создавать концлагеря для нацменьшинств и враждебного элемента, как следует уничтожать во время хаоса боевых действий евреев и поляков и так далее.
«Летом 1941 года, когда оуновцы вслед за немцами пришли на территории западной Украины, они стал воплощать свои планы в жизнь. Антиеврейские погромы, организованные ОУН и украинской милицией, прокатились по сотням населенных пунктов западной Украины. В ходе этих погромов были убиты десятки тысяч человек. Это было первое масштабное преступление ОУН», – говорит Дюков.
Волынская резня 1943-1944 годов – второе масштабное преступление ОУН и УПА, в ходе которого оуновцами весьма жестоко уничтожалось польское население Волыни.
«Как правило, происходило это следующим образом: села окружали, уничтожали под корень все польское население, хоронили трупы и сжигали здания, принадлежавшие полякам. Если же поляки жили в деревнях со смешанным национальным составом, то все было проще: оуновцы приходили в их дома и убивали их, потом их хоронило сельское население, – рассказывает Дюков. – Все это приобрело огромные масштабы. По подсчетам историков было убито от 60 000 до 200 000 человек. Это преступление сейчас классифицируется как преступление против человечества – этническая чистка».
Далее было возвращение красной армии с территории западной Украины, восстановление советской власти и кровавый гражданский конфликт, в котором одна часть населения западной Украины поддерживала советскую власть, а другая – формирования ОУН и УПА. В рамках этого гражданского конфликта, оуновцы проводили уничтожение просоветски настроенных, лояльных украинцев, уничтожали тех, кто приезжал с восточной Украины: инженеров, учителей и так далее. Уничтожали с большой жестокостью. Убийства продолжались практически вплоть до середины 50-х годов. Убиты были десятки тысяч человек. Это было третье массовое преступление УПА, преступление несомненное: были убиты мирные жители, причем зачастую вместе со своими семьями.
По словам историка Дюкова, это три главных преступления ОУН. Остальные же носят сугубо подчиненный характер.
«Когда говорят, что ОУН УПА – преступники, потому что сотрудничали с нацистами, в этом есть рациональное зерно, однако это утверждение несколько дезориентирующее. Сотрудничество ОУН УПА с нацистами – это только вишенка на торте. Сам торт – это самостоятельные массовые преступления, совершенные этой кровожадной организацией по собственным планам, собственными руками».