Ковидный год принес массу изменений — не только экономических, социальных и чисто медицинских, но и мировоззренческих. Благодаря ковиду (а точнее, реакции на него в мире, в особенности в странах Запада) у массы людей не то что поменялось, а буквально перевернулось мировоззрение. Причем наибольший удар пришелся, как ни странно, по российской прослойке так называемых «западников»… они же либералы, прогрессисты, диссиденты и «русофобы» (причем последнее — не обязательно обзывательство, многие сами себя так аттестовали чуть ли не с гордостью).
Другими словами, мировоззрение прогрессивного и свободолюбивого русского человека пошатнулось после всех художеств «ковидного года» в самой своей основе. Пошатнулось, хотя до этого стояло незыблемо аж с самого XIX века, с приснопамятных споров между «западниками» и «славянофилами»! Ничто за без малого 200 лет не могло пронять отечественного прогрессиста, поколебать его ненависть и отвращение к отечественному хамству, глупости, бездорожью и косности, ко всему тому, что он считал «русскостью», и отвратить его очарованный взор от Европы, а потом и США — словом, от Запада как от некоего недосягаемого образца и идеала.
А вот ковид смог. И вовсе не тем, что оказался таким уж страшным и смертельным. Российских сторонников прогресса крайне неприятно поразила реакция западных обществ — причем практически всех без изъятия — на угрозу от этого крохотного коронавируса. У многих сложилось впечатление чего-то недостойного, жалкого и трусливого, как будто некто, представлявшийся рыцарем в сверкающих доспехах, вдруг испугался и бежал с поля боя на глазах у своей прекрасной дамы.
Разочарование в Западе
Разочарование в Западе.© pixabay.comБезусловно, Запад не виноват в чьих-то очарованиях и разочарованиях — скорее всего, он их даже и не заметит. Шок в подобных случаях «молчаливого обожания издалека» обычно бывает только у одной стороны. Но интересно разобраться, что же послужило причиной, что так расстроило отечественных «прогрессистов», причем до такой степени, что случился совсем уж непредвиденный феномен: давно и монотонно теряющий популярность режим Путина на фоне событий 2020 года внезапно обрел некую дополнительную легитимность в глазах своих, казалось бы, злейших идейных врагов из числа либерально настроенной публики — только из-за того, что «повел себя не совсем как Запад!» То есть чисто от противного!
Какие же «ужасные открытия» касательно Запада принес с собой ковидный год российскому населению? Какие иллюзии породил, какие разрушил?
Проблема в том, что рухнула, похоже, самая главная, корневая иллюзия всего «западнического» мировоззрения — та, что питала его буквально веками: русский прогрессивный человек разочаровался в главной своей мечте — что на Западе живут другие люди.
В этом был корень — и тем болезненнее оказался крах. Веками люди, страдавшие в жутком российском быте, посреди бездорожья и отечественных держиморд, мечтали однажды вырваться из «проклятой Рашки» туда — за границу, на Запад. Почему?
Злобное объяснение отечественных «охранителей» известно: те всегда обвиняли «западников» в отсутствии патриотизма, в меркантильности и тяге к наслаждениям плоти. «Вы рветесь на свой Запад за колбасой!» — гневно обличали западников все 200 лет «патриоты»…
И постоянно промахивались. Потому что типичный западник, хоть и ценит удовольствия, вкусную колбасу и машину «Мерседес» вместо «Жигулей», все же никогда не был так уж материалистичен. Главный порыв из России «в Европу» всегда заключался в стремлении к новым, другим людям будто бы с совсем другой, неотечественной ментальностью.
Вспомним классические реакции и примеры прогрессивной публики относительно всяких свинцовых российских мерзостей. Скажем, полицейские поборы на дорогах, вымогательство, «штрафы» без квитанции. Западник расскажет вам про это (часто из своего собственного опыта) и тут же добавит: «А вот на Западе полицейские взяток не берут!» Или какой-нибудь особо вопиющий случай российского чиновного мздоимства, от Чичикова до наших дней. Что скажет западник? Поразится, возмутится, скажет что-то «русофобское», а в конце непременно опять добавит: «А вот на Западе чиновники взяток не берут!»
И так далее. Даже и про протесты скажет западник, опираясь на живые примеры: в России какие-нибудь полицейские людей пытать начнут, министр человека переедет и сухим из воды выйдет — в угрюмом и пассивном российском социуме реакции ноль, даже ряби по воде не пробежит; а в какой-нибудь Дании разоблачат банду министров-педофилов — и пожалуйста: миллионные (!) демонстрации, все кричат, правительство в отставку… Как прокомментирует такое родной наш западник? Известно — перекосит его от отвращения, сплюнет: «Да тут одно покорное быдло!» И добавит: «А вот там (мечтательно закатывая глаза)… там… там настоящие свободолюбивые, совестливые люди».
Национальные особенности русской…
Национальные особенности русской…© pixabay.comТут важно отметить этот всегдашний акцент именно на «человеческих качествах». Ведь, в конце концов, отечественный даже «западник» — плоть от плоти своего народа (как бы он сам с пеной на губах ни отрицал это родство). Поэтому и для западника все эти «сдержки и противовесы», «система законов», даже «выборность снизу доверху» — все это, как и для любого русского человека, какой-то темный лес и ерундистика, «что могут значить бумажки?». Русский человек ни в какие законы отродясь не верил — также и западник; но он верил в то, что там люди другие. Почему русский полицейский мент вымогает «штрафы» себе в карман? Известно, почему: потому что вор, негодяй и вымогатель по природе. А почему полицейский в США не берет взяток — из-за сдержек и противовесов? Из-за выборов? Бросьте, ерунда какая. Он не берет, потому что другой человек. Другая порода! Зачем ему взятки — он на зарплату живет. А в полицейские пошел, чтобы помогать людям.
То же и с чиновниками: русский чиновник — по определению мерзавец и ворюга, ворует он просто потому, что иначе не может, «природа» у него такая. А западный чиновник — ни-ни! Почему? Опять же — потому что он другой. Он о людях думает, а если украдет хоть копейку, его замучает совесть.
Вплоть до ковида это была вполне «рабочая», непротиворечивая (с точки зрения западника) картина мира. Во всяком случае, пошатнуть ее не могло ничто.
Развенчание кумира
Развенчание кумира.© pixabay.comОднако грянул 2020 год. И представление о гордом, свободолюбивом и прежде всего ценящем индивидуальность Западе рухнуло на глазах у пораженных россиян. Что их более всего поразило в своих прежних кумирах? Как ни странно, все те качества, которые россияне более всего презирали (и стыдились)… в самих себе. То есть покорность, забитость, готовность безропотно подчиняться любым, самым диким прихотям начальства, полное отсутствие коллективной воли, абсолютная трусость… но, пожалуй, самым сногсшибательным в «ковидном Западе» оказалась его однородность. Россияне (и прежде всего западники) привыкли считать свою страну серой, монотонной и везде одинаковой, унылой, как русская слякоть. И как раз Запад всегда манил и дразнил их своим бесконечным разнообразием, яркостью, индивидуальностью, непохожестью! Испания совсем не то, что Италия, Франция — не то, что Германия; есть безбашенные американцы, есть чопорные англичане…
И тут вдруг все увидели, что на всем разнообразном Западе все одинаково, как будто под копирку. Одни и те же меры, одна и та же покорность, везде одинаковый произвол властей и наступление на самые элементарные права и свободы, не встречающие почти никакого сопротивления.
Западное общество оказалось более управляемым и заорганизованным, чем об этом рассказывали даже самые ярые его ненавистники. Под пушистым и ярко раскрашенным покрывалом проявился крайне грубый и жесткий каркас, а все «свободолюбие» немедля ушло куда-то, в какой-то еле слышный свисток.
Разочарование — глобальное. Лично для меня самым показательным стал наиболее дурацкий, игровой пример — футбол. Вот, скажем, весной 2020 года должен состояться некий матч Лиги чемпионов, допустим, «Ювентус» — «Барселона». Что ожидал бы в «ковидный год» истовый западник, привычно боготворящий Запад? Наверно, чего-то в таком духе: начало матча, огромный стадион, а на трибунах стотысячника всего человек пятьсот (эмигрантов из России). А где остальные? А остальные остались дома — сознательно, хоть и фанаты. Это ж другие люди — они, знамо дело, не захотели идти, проявили ответственный (так свойственный Западу) подход, чтобы не заразить неведомой болезнью других фанатов…
А что на деле? А на деле матч и впрямь состоялся без зрителей, но не потому, что никто не пришел, а потому, что УЕФА зрителей просто запретила. И в том же духе везде: все в масках — но потому, что за неношение конские штрафы, дети не катаются с горок — но потому, что полицейские гоняются за ними, а потом наказывают их родителей…
Западник с ужасом и содроганием увидел то, что успешно не хотел видеть все предыдущие 200 лет: что люди там — те же. Такие же управляемые, такие же себе на уме, разве что прижатые и даже расплющенные куда более тяжелой государственной (и, видимо, отнюдь не только государственной) дланью.