Первая неделя нового года ознаменовалась обвалом мировых фондовых рынков. Вслед за китайским Shanghai Composite, рухнувшим за пять дней на 10%, ощутимо упали все американские индексы. Dow Jones с понедельника по пятницу потерял 6%, столько же — Standard & Poor’s 500, NASDAQ просел на 7,3%. В минус ушли и европейские биржи. Немецкий DAX упал на 8,3%, французский CAC 40 — на 6,5%, британский FTSE 100 — на 5,3%. Не отстал от общего тренда и российский рынок акций. Вместе с индексами ММВБ и РТС вполне ожидаемо продолжил ускоренное движение вниз и рубль.
Западные эксперты события минувшей недели оценили по-разному. Одни восприняли снижение индексов спокойно, как стандартное поведение рынка, другие увидели параллели с началом кризиса 2008 года. Среди последних — известный финансист Джордж Сорос, который заявил, что нынешнее положение экономики напоминает ему ситуацию именно того периода. По мнению эксперта, девальвация юаня создает проблемы для всего мира. А запуск цикла повышения процентных ставок еще больше усугубляет трудности развивающихся стран.
Российские аналитики пока не склонны впадать в панику и прогнозировать новый коллапс мировой экономики, но и чрезмерным оптимизмом тоже не отличаются.
Директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев никаких предпосылок глобальной рецессии пока не видит. «Нет никакого кризиса, есть волатильность рынков, и все, это нормальная рыночная ситуация, — отмечает он. — Ну, упало, потом отрастет через какое-то время. И потом, уж так не стоит рынки-то переоценивать — это только надстройка над экономикой. Мировая экономика как жила, так и будет жить. Да, Китай будет замедляться, рост энергоносителей будет хуже, соответственно, для нас это не так хорошо. Но, так или иначе, это жизнь».
Ведущий аналитик «Калита-Финанс» Алексей Вязовский в свою очередь полагает, что падение рынков в Китае — это опережающий сигнал общего нездоровья глобальной экономики. Экономика КНР — вторая по величине в мире (после США), напоминает он, и ее торможение — это торможение всех. Похоже, с этим утверждением согласен и Всемирный банк: в среду он понизил прогноз роста мировой экономики в 2016 году с 3,3% до 2,9%. И главная причина — ожидание дальнейшего снижения нефтяных цен из-за замедления китайской экономики.
Собственно, именно в попытке справиться со своими трудностями Пекин продолжает снижать стоимость национальной валюты. «Мировая торговля падает, Поднебесная девальвирует юань в попытке дать преференции своим экспортерам — на выходе новая волна валютных войн», — прогнозирует Алексей Вязовский.
Что же касается российского рынка, он традиционно реагирует не столько на снижение фондовых индексов, сколько на падение нефтяных цен. Они тоже продолжили нисходящий тренд в новом году. В понедельник Brent опустилась ниже $33 за баррель. К 18:49 по Москве она торговалась на уровне $32,48. «Пока Россия отдыхала и праздновала, нефть успела упасть больше чем на 10%. Все это создает для отечественной валюты и российских акций крайне неблагоприятный внешний фон. В том случае если российская нефть марки Urals закрепится ниже $30 за бочку (а сейчас звучат прогнозы и $20, и даже $16 к концу отопительного сезона), то отечественная валюта, без сомнений, легко пробьет отметку 80 рублей и устремится к 90 рублям за доллар» — говорит Алексей Вязовский.
Александр Разуваев в прогнозах более осторожен и конкретных цифр предпочитает не называть, хотя отмечает, что при цене нефти в $35 за баррель для сохранения бюджетного дефицита на заданном уровне в 3% доллар должен стоить 94 рубля. Но при этом нельзя сбрасывать со счетов и возможность административного регулирования. По его мнению, нынешнее падение нефтяных котировок — это результат политики Саудовской Аравии, которая ведет ценовую войну. И как только эта война закончится, нефть вернется под $100 за баррель.