Года два назад российских чиновников массово поразил вирус наглых публичных высказываний. До этого ерунду говорили в основном кулуарно. Главный симптом: чиновничество в массе своей остальных граждан страны считает за людей второго сорта. Которым можно есть мало и всякую дрянь, которым не надо отдыхать и иметь детей. Да и вообще надо «меньше пить и валяться на диване». Оказалось, этот вирус поразил не только чиновников, но и российскую богему.
Люди. И не очень
Начну с экс-участницы шоу «Дом-2» Виктории Бони. В Instagram она заявила, что минимальный размер оплаты труда не надо вносить в Конституцию, а надо помогать бизнесменам. А знаете, почему МРОТ не нужен? Потому что его получают «криворукие алкоголики». «Если твоя работа стоит десятку, то ты и должен получать десятку. А так раздают деньги всяким бездельникам, алкашам, наркоманам только потому, что они живут в России», — цитируем мы Боню.
Виктория Боня© instagram.comДальше она говорит, что много общается с бизнесменами и знает, как им тяжело… Виктория, никто и не сомневается, что к миру «обычных» людей отношение вы имеете косвенное. Но это не означает, что не бизнесмены — сплошь тунеядцы и алкоголики. Впрочем, доказывать что-то бессмысленно. Чтобы понять, что люди — умные, талантливые, трудолюбивые — выбиваются из сил, но все равно остаются в нищете, Боня должна вылезти из джакузи, смыть с лица Елену Рубинштейн и выйти в народ в платье китайского ноунейма. И, как Гарун аль-Рашид, пожить «в народе»: где-нибудь в Ивановской области, на селе. Месяца три, а лучше пару лет.
Но большинство богемных жителей России не способно сделать такой рискованный шаг, даже во имя правды: перво-наперво надо осознать, что «простые люди» — это не ленивые жадные нищеброды. Во-вторых, в принципе должно появиться желание узнать, как же живет народ. В-третьих — расстаться с крабами, Канарами и тусовочкой, что тяжело и страшно. Почему Виктория позволила себе так высказаться? Да потому, что она в этом убеждена. И большая часть мира богемы — тоже. Хотя именно обыватели вознесли всех этих людей на олимп, но в них же — зрителей, читателей и подписчиков — и плюют. В чем причина?
Хотелось бы поинтриговать, но не выйдет: российские богема и бомонд ценят человека по размеру банковского счета и известности. Показала это во всей красе история с Михаилом Ефремовым, артистом, который насмерть сбил «простого» человека. И запылал конфликт между социальными группами. Одной из первых на стороне «синих» выступила Маргарита Симоньян, попытавшись собрать денег семье погибшего. Но сделала она это, не удержав своего подлинного отношения.
Соцсети отреагировали моментально. И, поверьте, мы выбрали самые мягкие высказывания:
— ****. Просто это одна тусовка, хоть внешне всякие там Рт и Эхи сражаются друг с другом. Куча фото, где они вместе на одних пьянках. Показуха. (Max Razumov)
— Порой завидую Кутузову, у него была возможность запустить врага в Москву, а потом ее сжечь, что он и сделал. (Таксист за МКАДом не снимает ватника)
— Они реально думают, что деньги все решают, а мы все быдло негодное. (Алексей Зеленов)
— У нее крыша потекла? Какая *** разница, любит человек Москву или нет? Нелюбовь к Москве теперь показатель того, что можно в человека въехать пьяным? (Юлия Кузенкова)
— Вот так она выразила отношение власти к народу вынужденного ехать в Москву… Сохранил себе ее высказывание, чтобы никогда не забывать, что из себя представляет эта власть и говорящие головы, которые говорят за эту власть. (Сергей Бабаскин)
Telegram-канал «Сталингулаг» пишет совершенно справедливо: «Те, кто пророчит Ефремову какое-то наказание, просто не понимают правила, по которым живет страна. Ему ничего не будет… Ефремов — выходец из потомственной интеллигенции, актерская династия, в российской понятийной иерархии это где-то рядом с генералом ФСБ и главой какой-нибудь небольшой, но уважаемой национальности. А может, даже и выше. Им прощается практически всё: и критика власти, и нарушение законов, и эпатажные выходки. Потому что по факту они — единственные, кому власть хочет по-настоящему нравиться».
Маргарита Симоньян высказала противоположную точку зрения: «Это надо совсем не знать современные реалии своей страны, чтобы думать, что Ефремов не сядет, потому что известный человек, а вот простого-то человека за такое обязательно посадили бы. Именно потому что известный человек, именно потому что столько шума — Ефремов обязательно сядет».
Telegram-канал «Карамба», то бишь журналист Арам Габрелянов, сформулировал суть конфликта так: «Читаю, что соцсети возмущаются тем, что Михаил Леонтьев бросился защищать Ефремова. Мол, как он мог, он же госчиновник. И постоянно говорил, что патриот. Слушайте, нет никаких либералов и патриотов. Есть мощная и агрессивная тусовка — так называемая богема. Люди, которые считают, что у них особые права, они, мол, талантливые и имеют право. И есть основная масса жителей России — плебеи. Их дело слушать богему, пахать и особо не вякать. И только слепой не видит, что убийца Ефремов расчехлил всех! Забрала сброшены. Богема дает решительный бой и говорит простому народу — нам всё, а остальным — закон!»
Элита № 2
Если госчиновники в России, намертво склеенные с крупным бизнесом и госкорпорациями, — элита № 1, а зарождающаяся каста IT-специалистов — элита № 3, то, вне всяких сомнений, творческая тусовка — элита № 2. Язык с трудом поворачивается назвать ее «творческой интеллигенцией», поскольку богему давным-давно оккупировали эпатажные безголосые певцы и певицы, «инстасамки» и бьюти-блогеры, одуревшие от денег дочери и сыновья магнатов, считающие себя на этом основании мегаодаренными. Элита № 2 сама себя назначает «людьми года», хвастается наградами никому за пределами Москвы не известных глянцевых журналов. Она рекламирует — для самой себя — одежду модных дизайнеров, за счет телекомпаний ездит по всему миру и покупает пентхаусы в Москве. С этих высот остальные люди, оплачивающие роскошь и безумства горстки «ведущих», «журналистов», «икон моды», «блогеров», «инфлюенсеров» и прочих личностей неясных занятий, кажутся идиотами. Это же так просто — стать богатым и знаменитым!
Михаил Ефремов© кадры из видеоЧудовищный социальный разрыв, который длится и углубляется уже третье поколение россиян, породил прослойку людей, которые полагают, будто им дозволено всё. И самое интересное, что да — дозволено. Обычная российская женщина, четвертый раз выходящая замуж, обязательно получит осуждение, мол, аморальна. В богемной тусовке — можно. Однополая семья боится признаться в своем существовании? Да, но если она относится к певцам-артистам — можно. Попались с наркотиками? Если вы звезда третьеразрядного сериала — ничего страшного. Ругаете в стихах с Красной площади власть? Не вопрос, если вы известный литератор. Но не пробуйте даже, если — нет.
Собственно, разницу чувствуют все, а потому не боятся. Что, к примеру, продемонстрировал Филипп Киркоров, которому десантники обещали всякие кары за ролик, где певец изображал гея-вэдэвэшника. Директор Филиппа Бедросовича заявила, что извиняться звезда ни перед кем не будет, а вопросы по поводу оскорбительного содержания — это к сценаристу и режиссеру.
В марте этого года Кирилл Емельянов, актер из «Кадетства», в пьяном виде напал на врачей. Иосиф Кобзон в 2017 году, когда всплыло дело о свадьбе некоей судьи за 2 миллиона долларов, назвал интерес людей к теме коррупции «хамством». То, что его отчитали пользователи соцсетей, никак и ни на чем не сказалось. Тот же Филипп Киркоров бил ногами технического режиссера-женщину, обещал задушить журналистку. Отметился в скандалах Сергей Минаев, обозвавший водителя другого автомобиля «бараном». Постоянно хамит подписчикам Лариса Гузеева… Список бесконечен.
Актер Николай Крючков говорил: «У нас, актеров, дело конкретное — отображать жизнь. Поэтому не может быть у нас к жизни и людям снобистской позиции… Если актер дурной человек, если пренебрежительно к людям относится — этого не скроешь». Но скрывать никто и не собирается!
По Довлатову хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство вместе взятые, но при этом — умноженные на безнаказанность. Хамство богемы — это минимальное проявление пренебрежения и неприязни к людям. Чуть больше накал, и вот уже мы читаем про рукоприкладство. Еще чуть больше — и вот уже «звезда» пьет и буянит в публичном месте, угрожает, садится пьяной за руль, уверенная: а не будет ничего. И обычно ничего и не бывает.
При таком раскладе виноват всегда кто-то другой. Так, например, находятся авторы, которые пишут, что в смертельном ДТП, которое устроил Михаил Ефремов, виноваты люди, которые напоили актера. Виноваты те, кто его спаивал. Виноват продавец автомобилей. Гаишники и судьи виноваты, отпускавшие его после правонарушений. Виновата погода и дорожные службы. На худой конец, виновата власть, которая — согласно теории заговора — подстроила аварию либералу. Самые продвинутые обвиняют в случившемся самого погибшего. Нет, ну не может же быть виноват представитель богемы, это нонсенс! Он же человек хороший, мы его все знаем, читал стихи, талантливый вон какой…
Можно подставить вместо имени Михаила Ефремова любое другое, известное в творческих кругах, можно поменять ситуацию — результат будет тот же. Круг элиты замкнут, и, когда грозит опасность, ряды мгновенно смыкаются, отражая атаку врагов факелами и кольями. Одно только смущает: враги — это обычные, простые люди, которые хотят справедливости и уважения. Зрители, читатели, слушатели. «У нас, актеров, дело конкретное — отображать жизнь. Поэтому не может быть у нас к жизни и людям снобистской позиции», — говорил Николай Крючков, один из великих советских актеров. Но кто из современных его преемников все еще помнит эти слова?